Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Взлет после падения: топ-5 «неудачников» в истории бизнеса

Фото: Mario Tama / Getty Images
Фото: Mario Tama / Getty Images
О том, как известные разработчики перестраивали свои компании в попытке избежать банкротства и с чего начинались Apple, YouTube, Dyson и Instagram, рассказал ведущий YouTube-канала «РБК Тренды» Николай Дубинин

YouTube: от неудачной попытки дейтингового сайта до крупнейшего видеохостинга

YouTube придумали трое друзей — Стив Чен, Джавед Карим и Чад Херли. Чен и Карим работали в PayPal и разбогатели после того, как компанию продали eBay. Тогда они решили создать свой проект. Идея видеохостинга появилась у Джаведа Карима после того, как в 2004 году в Индийском океане произошло землетрясение, вызвавшее цунами. Карим не смог найти видео об этом стихийном бедствии и предложил друзьям запустить хостинг для роликов на любую тему. Задумка показалась Чену и Херли абстрактной, но так как в 2000-х годах популярность набирали сайты знакомств, они решили, что могут запустить платформу, куда желающие найти свою вторую половинку будут выкладывать видео о том, каким должен быть их потенциальный партнер. Лозунг зарегистрированного 14 февраля 2005 года сайта по домену youtube.com гласил: «Tune In, Hook Up», то есть «Включайся и встречайся».

К сожалению для Чена, Карима и Херли, никаких анкет на платформе не появлялось, и YouTube стал популярен вовсе не как сайт знакомств. Никто не пользовался платформой в качестве дейтинг-сервиса даже после того, как основатели выложили информацию о YouTube на сайте электронных объявлений Craiglist — там они предложили одиноким женщинам $20 за размещение видео о своих предпочтениях.

Успех к платформе пришел после тестового видео. Один из основателей, Джавед Карим проверял техническую сторону сайта и выложил видео со слонами из зоопарка. Вскоре на YouTube начали появляться другие, уже пользовательские, ролики. Тогда Чен, Херли и Карим полностью поменяли концепцию хостинга. К июлю 2005 года статистика YouTube поднялась до просмотра более 100 млн роликов в день, а уже в сентябре того же года реклама Nike с Роналдиньо набрала первый 1 млн просмотров.

Первое видео в истории YouTube

В 2006 году компания Google совершила рекордное поглощение, купив YouTube за $1,65 млрд. Тогда на видеохостинг работало всего 65 человек, а его офис располагался в съемном помещении над пиццерией в калифорнийском городе Сан-Матео. Позже журнал Time назвал YouTube изобретением года, а еще поместил компьютерный экран с интерфейсом платформы на декабрьскую обложку, которая обычно объявляет человека года, с подписью: «Да, ты. Ты контролируешь век информации. Добро пожаловать в твой мир».

Dyson: от 5 127 прототипов мощных пылесосов до триумфа

В 1978 году у пылесосов было несколько недостатков. Во-первых, со временем они теряли свою мощность из-за того, что мешки для сбора пыли забивались грязью. Во-вторых, эти устройства требовали постоянных вложений, ведь мешки могли порваться в любой момент — это было выгодно производителям, а вот покупатели постоянно тратили деньги на новые расходники. С первой проблемой столкнулся Джеймс Дайсон, владелец завода по производству строительных тачек. Чтобы решить проблему засорения, Дайсон обратился к одному из изобретателей — тот создал циклонную установку, которая устраняла загрязнения за счет порошка: с помощью центробежной силы установка улавливала все частички. Эту задумку Джеймс Дайсон решил перенести в пылесосы.

У его завода уже был опыт инноваций: до этого они заменили колеса, которые зарывались в рыхлую землю во время работы тачек, на шары, позволяющие этого избежать. Пылесос Дайсона должен был обладать огромной силой всасывания и работать вообще без мусорного мешка: эта идея появилась у изобретателя, когда он увидел, как рабочие таким же способом собирали опилки. Первый контракт Дайсон заключил с Японской компанией Apex, а в 1986 году вышел пылесос G-force, названный в честь силы всемирного тяготения (Gravitation).

На деньги, полученные от японской компании, и кредит в $1 млн Джеймс Дайсон открыл собственную компанию с исследовательским центром. Там появился первый пылесос фирмы Dyson — DC01. работающий за счет циклонных установок. До DC01 Дайсон за пять лет Дайсон собрал 5 127 прототипов.

В 2017 году инженер решил собрать собственный электрокар, потратив на разработку проекта £500 млн из своих личных средств. Согласно проекту, это должен был быть огромный кроссовер длиной 5 м, с колесами в 24 дюйма и двумя электромоторами в 200 кВт. В 2019 году от идеи отказались, так как машина получалась слишком дорогой.

Apple: от гаража в доме родителей Стива Джобса до Apple Park

История компании Apple начинается в 1976 году в гараже родителей Стива Джобса: там вместе со Стивом Возняком Джобс собрал первые 50 экземпляров Apple I. С первой неудачей в Apple столкнулись в 1984 году после выхода Macintosh 128K: модель компьютера обладала оперативной памятью всего в 128 Кб и из-за отсутствия вентиляторов (от которых, несмотря на предложения Джоанны Хоффман, Стив Джобс, считавший, что тогда компьютеры будут слишком шумными, отказался) и встроенного жесткого диска, вскоре потеряла спрос на рынке.

В 1985 году Стива Джобса уволили из им же созданной компании, но, вернувшись туда в 1997-ом и застав Apple на грани банкротства (в 1996 году доля компании на рынке упала до 4% в сравнении с 16% в конце 1980-х), изобретатель начинает строить «яблочную» империю. На одном из совещаний Джобс создал таблицу, в которой описал критерии устройств, необходимых людям: «пользовательский, профессиональный, настольный и портативный». Он был убежден, что для достижения успеха в Apple должны отказаться от производства ненужных продуктов.

Фото:Justin Sullivan / Getty Images
«Люди перестанут ходить в магазины»: прогнозы Стива Джобса о будущем

Instagram: от шеринга геопозиции до фото, комментариев, лайков и сторис

Изначально создатель Instagram Кевин Систром задумал выпустить приложение, похожее на его любимый сервис Foursquare, где можно было посетить какое-то место и поделиться его геолокацией с друзьями. Систром решил, что такая платформа могла бы стать интереснее, если бы пользователи еще делились фотографиями. Тогда он запустил приложение Burnb, созданное для того, чтобы планировать встречи, делиться локациями и изображениями. Функционал Burnb был слишком большим — это оттолкнуло пользователей, однако большинству понравилось шерить фотографии.

Вместе с программистом Майком Кригером Систром перестроил приложение, убрав весь функционал, кроме фото, лайков и комментариев, и 6 октября 2010 года мир встретил Instagram.

В самом начале пути у сервиса было два конкурента: Hipstamatic с отличными фильтрами, но без возможности удобно общаться с друзьями, и Facebook, куда было тяжело загружать фотографии. Но к концу 2010 на рынке появилось больше приложений для обмена фотографиями, включая PicPlz, Burstn и Path. Обойти конкурентов Instagram удалось благодаря Снуп Доггу и Джастину Биберу, количество подписчиков на аккаунты которых быстро росло.

Angry Birds: от «Короля капустного мира» до злых птичек и зеленых свинок

История Angry Birds, которая в 2012 году достигла более 1 млрд загрузок, началась в 2003 году, когда компании Hewlett Packard и Nokia проводили конкурс на разработку лучшей мобильной игры. Победителем стала «Король капустного мира» — игра, созданная Никласом Хедом, Ярно Вякевяйненом и Кимом Дикертом. Именно ее купила компания Sumea, переименовав в «Войну кротов». Это была первая в мире мобильная многопользовательская игра в режиме реального времени.

Позже Хедом, Вякевяйнен и Дикерт сделали около 50 игр, но все их приложения провалились, разработчики были на грани банкротства. Тогда дизайнер Яакко Иисало показал трем друзьям свои работы с изображением круглых птиц. Через несколько месяцев создания игры и множество преобразований, Никлас Хед увидел, как его мама в процессе готовки отвлеклась на финальную версию разработки — так у Angry Birds появился первый пользовательский успех. Сейчас, спустя почти десять лет после выхода игры, выручка финской компании Rovio, которой принадлежит Angry Birds, составляет сотни миллионов евро.

Обновлено 03.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть