Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Почему игры — это будущее мероприятий и нетворкинга

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Прошедший год показал, что бизнес-презентацию, театральную постановку, концерт или университетскую лекцию можно провести внутри онлайн-игры. Что ивенты могут позаимствовать у гейминга?

Об эксперте: Антон Зима, генеральный директор event-агентства Advanza.

Мероприятия внутри игр: опыт 2020 года

Когда мероприятия в офлайне запретили, большая часть организаторов стала пытаться перенести тот же опыт в Zoom и подобные платформы. И ожидаемо столкнулась с проблемой вовлечения и удержания внимания участников — сложно было добиться нужного эффекта средствами обычной трансляции. У онлайн-зрителя падала вовлеченность, из активного участника он превращался в наблюдателя. Спикер, в свою очередь, терял все привычные инструменты, которые помогали завладеть вниманием аудитории в офлайне и удерживать его на протяжении всего выступления.

В 2020 году мы увидели, что игры вполне могут служить платформой для проведения самых разнообразных мероприятий и решать проблемы вовлеченности участников и помогать более активно взаимодействовать с аудиторией спикерам.

Activision Blizzard запустили на базе известного шутера Call of Duty турнир среди рекламных агентств — Agency Showdown. Таким образом кооперативная видеоигра стала альтернативой привычному спортивному тимбилдингу: участники общались по внутриигровым «рациям», выполняли задания в команде.

Турнир среди рекламных агентств Agency Showdown в Call of Duty
Турнир среди рекламных агентств Agency Showdown в Call of Duty (Фото: Activision Blizzard)

Но в этом примере игры было по-прежнему больше, чем мероприятия. Следующим витком развития стал перенос мероприятий с декорациями и участниками внутрь видеоигр.

Так мы увидели адаптации «Вишневого сада» и «Недоросля», которые БДТ ставил внутри популярной игры Minecraft. Это была уже не просто трансляция или командная игра, а воссозданная внутри игры локация самого театра: со зрительным залом, сценой и кулисами. Зрители видели аватары: актеров и друг друга.

«Вишневый сад» в Minecraft
«Вишневый сад» в Minecraft (Фото: БДТ)

Наверное, самым освещаемым в СМИ событием стали концерты звезд внутри игр — например, презентация альбома поп-певицы Ava Max и Lil Nas X в игре-конструкторе Roblox, концерты музыкантов в Fortnite, Animal Crossing и снова Minecraft.

Виртуальный концерт Ava Max в Roblox
Виртуальный концерт Ava Max в Roblox (Фото: Roblox)

Солист Gorillaz и музыкант Beck в Animal Crossing
Солист Gorillaz и музыкант Beck в Animal Crossing (Фото: Animal Crossing)

Примеры показывают, что игры могут использоваться как площадки для мероприятий. Что у них общего и какие инструменты игры решают задачи мероприятия?

Какие механики игр полезны для проведения онлайн-мероприятий

Представим, что вы решили провести мероприятие внутри популярной видеоигры. Какие возможности игр могут оказаться полезными?

Редакторы локаций. Многие игры, например, такие, как Minecraft, поддерживают возможность создания собственных карт. Вы можете подготовить любую локацию, реалистичную или фантастическую, конференц-зал под открытым небом по типу Колизея или секретную подземную лабораторию.

Студенты Технического университета Рочестера воссоздали в редакторе университетский кампус
Студенты Технического университета Рочестера воссоздали в редакторе университетский кампус (Фото: Mojang)

Dreams, конструктор игр для PlayStation 4, можно использовать похожим образом — создавая совершенно любые локации и затем приглашая туда игроков
Dreams, конструктор игр для PlayStation 4, можно использовать похожим образом — создавая совершенно любые локации и затем приглашая туда игроков (Фото: Sony)

Редакторы персонажей. Когда участник (или игрок) создает своего персонажа, он лучше «подключается» к происходящему, начинает отождествлять себя и героя. Присутствие внутри локации «аватара» мешает легко прервать сессию, побуждает к исследованию.

Редакторы персонажей есть в играх разных жанров, но самый очевидный пример — ролевые компьютерные игры, RPG.

Редактор создания персонажа в мультиплеерной Action-RPG Fallout 76
Редактор создания персонажа в мультиплеерной Action-RPG Fallout 76 (Фото: Bethesda)

Взаимодействие с другими участниками. Важная составляющая всех сетевых игр — это взаимодействие. Игроки могут переговариваться тет-а-тет и внутри команды и очень просто вступать в контакт с незнакомцами — используя эмодзи, жесты, танцы. Также широко задействованы icebreakers, «ледоколы» — механики, которые помогают миновать этап «неловкого знакомства» и сразу перейти к общению. Кроме того, невербальные «сигналы» помогают игрокам из разных стран понять друг друга без слов.

Один из жестов в командном шутере Overwatch
Один из жестов в командном шутере Overwatch (Фото: Blizzard Entertaiment)

Удержание внимания за счет аудиовизуальных эффектов. И мероприятиям, и играм нужно поддерживать интерес игрока, и не на последнем месте здесь находится картинка и звук. Графика в современных играх все больше напоминает реальный мир, особенно с появлением новых игровых движков вроде Unreal Engine 5.

Моддинг, импорт своих моделей. В индустрии игр популярное явление — моддинг, развитие игры игроками-энтузиастами. Они готовят собственные модели персонажей, врагов, оружия, даже целые локации и миссии, и импортируют их в игру. В сфере мероприятий это открывает возможности для лончей — например, в игру можно добавить модель нового автомобиля и дать возможность игрокам рассмотреть его со всех сторон.

Пример мода: X-Wing из «Звездных войн», заменяющий обычную модель самолета в GTA V
Пример мода: X-Wing из «Звездных войн», заменяющий обычную модель самолета в GTA V (Фото: Rockstar Games)

Таким образом, используя возможности игр, можно решать две главных проблемы онлайн-ивентов — управление вниманием и повышение вовлеченности участников. Но возникает вопросы — почему бы не проводить там все виды мероприятий?

Проблемы ивентов внутри игр

Первый существенный недостаток игр как площадки — участникам обязательно нужно иметь игровой опыт, а в идеале — опыт именно в конкретной игре. У игр разное управление и интерфейсы, на то, чтобы разобраться со всей логикой, нужно время. В игре, которая подошла бы для онлайн-ивента, навигация должна быть максимально простой, аватаром должно быть можно одинаково удобно управлять с любого устройства (мышь, тачскрин).

Людей без опыта в MMORPG-играх такой интерфейс, скорее, испугает (World of Warcraft)
Людей без опыта в MMORPG-играх такой интерфейс, скорее, испугает (World of Warcraft) (Фото: Blizzard Entertaiment)

Второй недостаток — необходимость предустановки игрового программного обеспечения на компьютер или использовании игровых приставок. Это накладывает слишком много условий: игру зачастую нужно купить, затем найти место для установки (современные игры вполне могут весить по 100 ГБ). Если речь о PC-игре, то нужно убедиться, что компьютер отвечает рекомендуемым системным требованиям. Для бизнес-мероприятий, где аудитория не заинтересована в играх, такой сценарий становится просто нежизнеспособным.

Третий минус — это отсутствие во многих играх подробного онбординга, внутреннего обучения. Мероприятие изначально создается под определенную аудиторию, поэтому организатор должен учесть возраст участников, их опыт обращения с интерфейсами и подготовить тур по всем возможностям. В играх остается надеяться, что участники сами разберутся во всех деталях.

В ивент-индустрии давно поняли, что игровые механики имеют огромный потенциал для мероприятий, поэтому возник целый класс специализированных площадок, сочетающий преимущества игр и избавленный от их недостатков, — виртуальные платформы. К ним относятся, например, Areena Virtual Space и Virbela. Эти решения проигрывают играм в зрелищности, но выигрывают с точки зрения простоты использования.

Описание мероприятия на Areena Virtual Space
Описание мероприятия на Areena Virtual Space (Фото: Advanza)

Так, в основе виртуальных платформ лежит взаимодействие цифровых аватаров. Участники создают себе аватара после регистрации на платформе.

Пример создания аватара в Virbela: можно настроить все, от цвета глаз до аксессуаров
Пример создания аватара в Virbela: можно настроить все, от цвета глаз до аксессуаров (Фото: Virbela)

Когда у участника мероприятия есть персонаж, которым он управляет, это, с одной стороны, подталкивает его к изучению мира, а с другой, создает эмоциональную связь между человеком у монитора и его «виртуальным альтер-эго» по ту сторону экрана. Так решается проблема низкой вовлеченности, свойственная онлайн-трансляциям: там участник не ощущает своего присутствия на мероприятии.

Еще одна сильная сторона виртуальных платформ — это возможность создания каких угодно 3D-локаций под мероприятия. Организаторы мероприятий могут использовать как заранее подготовленные на виртуальной платформе локации, так и создавать индивидуальные разработки. Ничто не мешает вам провести деловую встречу на Марсе или ограничиться более традиционными вариантами: учебная аудитория, конференц-зал, офис. Это обеспечивает нужный уровень погружения, участник лучше взаимодействует с происходящим на экране, ощущает себя частью мероприятия

В каждое мероприятие можно добавить копии физических объектов. Именно так сделали LG — бренд проводил мероприятие LG Innovation Days, , чтобы продемонстрировать участникам новые модели техники. Участники могли подойти к модели и рассмотреть ее со всех сторон.

Персонаж в созданном виртуальной платформой мире не просто перемещается по локации, он взаимодействует с другими участниками, как и в онлайн-играх. Вы можете выражать свои эмоции, жестикулировать, танцевать или «дать пять» старому знакомому.

Виртуальная конференция в Roomkey, над головами аватаров — реакции на речь выступающего
Виртуальная конференция в Roomkey, над головами аватаров — реакции на речь выступающего (Фото: Roomkey)

Виртуальные платформы как явление существуют не первый год, но сейчас спрос на них особенно заметен. Причем речь идет не только о деловых мероприятиях, но и развлекательных. Недавно немецкие музыканты из Kollektiv Türmstrasse провели презентацию своего нового альбома на виртуальной платформе, пригласив участников в виде аватаров, которые могли танцевать, общаться и обмениваться мнениями о новой пластинке.

Концерт Kollektiv Türmstrasse на виртуальной платформе
Концерт Kollektiv Türmstrasse на виртуальной платформе (Фото: Kollektiv Türmstrasse)

Сейчас спрос на виртуальные платформы растет в разных отраслях. Так, по статистике исследования AIM Group International, 78% фармацевтических компаний готовы проводить полностью виртуальные мероприятия. Респонденты отмечают, что мероприятия в онлайне должны быть интерактивными, использовать 3D и отличаться от обычных видеозвонков или вебинаров.

Будущее виртуальных платформ — больше геймификации

Можно выделить следующие векторы, в направлении которых могут развиваться виртуальные платформы для проведения мероприятий.

Шкала опыта и достижения. В играх это базовая механика: персонаж выполняет определенные задания или действия, получает очки «опыта», когда опыта становится достаточно — получает «повышение» и награду-ачивку. Ивент-платформы могут начислять такие очки за самые разные действия, например, количество завязанных бесед с другими участниками, длительность прослушанных докладов и так далее.

За успешное выполнение заданий платформа может выдавать достижение, которое будет видно другим участникам. Если дать организаторам возможность настраивать такие целевые действия, то он сможет мотивировать зрителей, управлять их поведением.

«Косметики». В многопользовательских играх «косметиками» называют всё, что меняет облик героя, но при этом не влияет на игровой процесс. Косметиками могут предметы одежды персонажа, варианты внешнего вида героя или даже ездового животного.

Виртуальные платформы будут и дальше внедрять эту механику: например, уже сейчас организаторы могут выдавать всем участникам мероприятия носимый мерч для аватара.

PvP-механики. В многопользовательских играх есть player versus player — отдельный режим, когда игроки играют друг против друга. Это может быть как дуэль один на один, так и командная игра. Это один из самых увлекательных форматов в играх, игроку дают возможность обыграть не систему, а других людей.

Вариант использования PvP-механик на виртуальных платформах — это любые встроенные игры. Такая практика уже есть: одна из платформ предлагает участникам сыграть в виртуальный боулинг и настольные игры, другая — в футбол.

В целом, в 2020 году мы увидели заметный рост интереса к необычным форматам проведения мероприятий в онлайне. Думаю, что в 2021 году тренд сохранится, а сами виртуальные платформы будут предлагать больше специализированного контента под нужды конкретного организатора и заказчика.

Обновлено 20.05.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть