Задача
Создать сервисное приложение для врачей на основе ИИ-анализа всех видов стоматологических снимков, который бы позволил повысить качество лечения пациентов.
Предпосылки и мотивация
Планирование лечения и его качество напрямую зависит от человеческого фактора — квалификации врача и его личного опыта. При этом часто медикам приходится иметь дело с нестандартными случаями и осложнениями, привлекая к лечению целую команду стоматологов различных специализаций.
Сделав снимки — от «простого рентгена» до компьютерной 3D-томограммы — и проконсультировавшись у нескольких врачей, пациент может получить разные диагнозы и рекомендации. По сути, его здоровье зависит от того, насколько точно стоматологи смогут интерпретировать исследования и сформулировать на базе полученных данных план лечения. Минимизировать влияние человеческого фактора можно, используя искусственный интеллект, который не устанет, не отвлечется и не пропустит проблемные находки.
Решение
Сервис для анализа стоматологических изображений на основе искусственного интеллекта и компьютерного зрения был запущен владельцем сети стоматологических клиник Владимиром Александровским, а также Евгением Невгенем и Сергеем Гончаром, основателями MSQRD — сервиса онлайн-наложения масок на лица.
Реализация
В марте 2017 года была собрана первая небольшая команда инженеров, результатом работы которых стал первый MVP (minimum viable product, продукт с минимальным функционалом). Это был прототип решения, позволяющего по рентгеновским изображениям распознавать зуб, определять его структуру и выявлять патологии. Для обучения искусственного интеллекта использовали десятки тысяч деперсонализированных компьютерных томограмм пациентов. На них врачи-рентгенологи вручную разметили кариес, периодонтит и другие стоматологические состояния. На первоначальном этапе команда описала свыше 1 млн зубов.
Сегодня Diagnocat состоит из нескольких десятков нейросетей, которые работают в двух направлениях:
- локализуют проблему, то есть определяют анатомические образования внутри черепа — зубы, кости, каналы, пазухи и прочее;
- находят признаки патологии — определяют, что в зубе, канале или кости не является нормой.
Для определения эффективности решения в Москве было проведено тестирование, в рамках которого две группы врачей по десять человек ставили диагнозы по снимкам зубов реальных пациентов. Одна группа на протяжении месяца руководствовалась в процессе только собственными знаниями, а вторая применяла Diagnocat. Через месяц они менялись местами и эксперимент продолжился — правда, работать им пришлось с теми же снимками, которые они изучали на первом этапе. Как показало исследование, количество ошибок при использовании Diagnocat уменьшается на 30%. Без помощи сервиса врачи либо пропускают заболевания, либо преувеличивают количество диагнозов.
Результаты
Первые продажи Diagnocat начались в 2019 году и растут в среднем на 15% в месяц. На начальном этапе использовалась модель pay by case (врач загружает снимок и за определенную плату получает его анализ с помощью искусственного интеллекта). В начале 2020 года ежемесячная выручка превысила 2 млн руб., стабильность спроса со стороны врачей на сервис Diagnocat позволила перейти на модель ежемесячной подписки.
Diagnocat дает пациенту второе экспертное мнение о стоматологическом здоровье, причем мнение это объективное и независимое. Отчет, который выдает система, прост и нагляден. Пациент сам видит, что именно требует лечения, и может быть уверен, что не произойдет гипердиагностика.
На конец первого квартала 2021 года Diagnocat уже используется врачами более чем в 350 клиниках России и СНГ.
Планы и перспективы
В планах компании — международная экспансия. Среди самых перспективных для Diagnocat рынков — Япония, Европа и США. Для работы в США Diagnocat находится в процессе получения одобрения FDA (U.S. Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов). Продажи должны стартовать до конца 2021 года.