Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Водители всё чаще записывают общение с ГИБДД. Зачем это нужно?

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как автомобильные регистраторы смогли цивилизовать автомобильное движение, прекратить дорожные подставы и прославить сугубо российские события на весь мир

Всего за несколько лет автомобильные видеорегистраторы из устройств для редких юридически подкованных автомобилистов стали почти обязательным оснащением машин любой ценовой категории. Благодаря регистраторам помимо бесконечных аварий и дорожных разборок мир увидел падение Челябинского метеорита, танки, вертолеты и самолеты на дорогах и рядом с ними, а также тысячи забавных ситуаций из России и соседних государств.

Вслед за Россией мода на портативные камеры пришла и в другие страны, на дорогах которых оказалось не меньше агрессии и глупости. Зато уже мы смогли увидеть падение на дорогу гигантского валуна в Тайване и сотни записей очень быстрых заездов по Нюрбургрингу и другим трекам. Кроме того, записи с регистраторов часто используют при подготовке автомобилистов, наглядно иллюстрируя дорожные ситуации и ошибки водителей. Сегодня эти устройства стали настолько массовыми и дешевыми, что автомобилисты перестали заботиться даже о том, чтобы убирать их с глаз уличных воров.

Фото: chuttersnap / Unsplash
Фото: chuttersnap / Unsplash

От кинокамеры до цифровых устройств

Первым регистратором условно считают кинокамеру, которую пожарные Нью-Йорка установили на капот машины в далеком 1926 году, чтобы заснять городской трафик и собственную манеру езды.

Но в частном пользовании автомобильные камеры не появились даже после массового распространения видеопленки с конца восьмидесятых, хотя, например, полиция такие камеры использовала уже тогда при погонях и задержаниях. Главной проблемой оставались даже не габариты, а невозможность обеспечить цикличность и непрерывность записи.

Первые цифровые устройства появились в середине нулевых, но качество записи и удобство пользования были далеки от современных. Кроме того, слабое «железо» не позволяло оперативно перезаписывать в памяти старые фрагменты и часть событий могла просто потеряться. Как только регистраторы стали качественными, удобными и довольно дешевыми, автомобилисты стали скупать их в массовом порядке, а в сети стало появляться все больше записей. Во многих современных моделях регистраторы встраивают уже на заводе, особенно если речь идет о системах автопилотирования.

Машины следят за водителями и пешеходами. Вот доказательства

Последние пять-восемь лет, отмечает эксперт по системам видеофиксации Григорий Шухман, выпускаются регистраторы с качественной оптикой и хорошими матрицами, материалы с которых позволяют идентифицировать номерные знаки и лица людей. Сегодня в продаже уже не найти приборов с разрешением хуже FullHD, есть модели, работающие в формате 4k. Некоторые регистраторы имеют несколько каналов для подключения двух или четырех камер.

Чеклист: по каким параметрам выбирать регистратор

В хорошем видеорегистраторе должен быть:

  • экран, на который выводится запись с регистратора;
  • встроенный аккумулятор;
  • возможность автономного включения от датчиков шума или акселерометров;
  • GPS-приемник (для записи координат происшествия и предупреждения о камерах из базы дорожных объектов);
  • широкий угол обзора (для езды по городу) или узкий угол обзора (для езды по трассам с высокими скоростями).

Ограничений на использование видеорегистраторов в России нет, но в других странах он может оказаться под запретом. Самый яркий пример — Австрия, где использование устройства приравнивается к вмешательству в личную жизнь и наказывается огромным штрафом. В Германии решение о возможности использования съемки принимает суд в каждом конкретном случае, а в США регистраторы могут использовать только полицейские и водители спецтранспорта.

Фото: Meriç Dağlı / Unsplash
Фото: Meriç Dağlı / Unsplash

Кому выгодны регистраторы

Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов утверждает, что в России автомобильные регистраторы совершили революцию в сборе доказательной базы при авариях и происшествиях, поскольку происходившие события наглядно видны на записях. Кроме того, благодаря регистраторам инспекторы ГИБДД перестали придираться к водителям по мелочам и предъявлять им нарушения, которых не было.

«Инспекторы, если видят регистратор, по мелочам не докапываются. Потому что если водитель может показать иную версию событий, то оказывается, что с ним лучше не связываться. Все конфликтные ситуации, которые мы разбирали последние годы, происходили только с водителями, у которых не было регистраторов, либо запись по какой-то причине не сохранилась. А когда записи нет, а в суде рассматривают слово водителя против слова инспектора, у представителя власти оно всегда весомее», — объясняет общественник.

Кроме того, регистраторы нормализовали и отношения на дороге, добавляет Шкуматов: «Если раньше человек мог выйти из машины и вести себя непотребно, то сейчас люди начали себя сдерживать, потому что запись будет не в их пользу. Причем речь может идти о любом регистраторе в любом случайном автомобиле, который просто проезжал мимо».

Фото: camilo jimenez / Unsplash
Фото: camilo jimenez / Unsplash

С 2016 года материалы фото- и видеосъемки официально получили статус полноценных, а не возможных доказательств по делам об административных правонарушениях, поэтому сейчас материалы с регистраторов приобщают в обязательном порядке, говорит автоюрист Сергей Смирнов. При этом никаких требований к качеству записи не существует, утверждает эксперт, а к делу можно приложить любую запись на флэшке или на диске. Главное, пояснить, что именно показано на этих материалах, и как это относится к делу.

Если у кого-то возникают сомнения в подлинности записи или ее качестве, то суд должен отправить ее на экспертизу, но отказать в приеме материала все равно не может, продолжает Смирнов: «Суд должен дать оценку этому доказательству, насколько хорошо там видно происходящее, имеет ли оно отношение к происшествию. Если появляются сомнения, судья может заявить ходатайство на предмет технической экспертизы».

Сертификат на регистратор не нужен

Никакой сертификации эти устройства тоже не требуют, добавляет эксперт по системам видеофиксации Григорий Шухман: «Сертификации требуют только измерительные приборы, которые определяют, например, скорость движения или степень тонировки стекла. К видеорегистраторам нет никаких требований».

По этой же причине водители не могут требовать сертификаты на регистраторы и камеры, закрепленные на одежде сотрудников полиции или в их автомобилях, если речь не идет о точных замерах. Полицейские точно так же могут использовать эти материалы для доказательства нарушений или неадекватного поведения водителей.

В случае происшествия или аварии Шухман рекомендует упомянуть о записи при оформлении документов: «При ДТП или прочих событиях нужно сначала скопировать файлы, чтобы единственный экземпляр не потерялся, а потом в протоколе указать, что производилась запись с помощью регистратора».

Фото: Michael Jin / Unsplash
Фото: Michael Jin / Unsplash

Именно регистраторы, полагает Сергей Смирнов, во многом сделали движение более цивилизованным, поэтому сейчас водители уже не считают такой гаджет обязательным. «Во-первых, существует система ОСАГО, и водители уже не остаются с проблемой один на один. Во-вторых, нормально стали работать сотрудники полиции, и историй о наглых вымогательствах сейчас почти нет. Но для подстраховки купить регистратор все-таки стоит», — заключает юрист.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: