Всего за несколько лет автомобильные видеорегистраторы из устройств для редких юридически подкованных автомобилистов стали почти обязательным оснащением машин любой ценовой категории. Благодаря регистраторам помимо бесконечных аварий и дорожных разборок мир увидел падение Челябинского метеорита, танки, вертолеты и самолеты на дорогах и рядом с ними, а также тысячи забавных ситуаций из России и соседних государств.
Вслед за Россией мода на портативные камеры пришла и в другие страны, на дорогах которых оказалось не меньше агрессии и глупости. Зато уже мы смогли увидеть падение на дорогу гигантского валуна в Тайване и сотни записей очень быстрых заездов по Нюрбургрингу и другим трекам. Кроме того, записи с регистраторов часто используют при подготовке автомобилистов, наглядно иллюстрируя дорожные ситуации и ошибки водителей. Сегодня эти устройства стали настолько массовыми и дешевыми, что автомобилисты перестали заботиться даже о том, чтобы убирать их с глаз уличных воров.
От кинокамеры до цифровых устройств
Первым регистратором условно считают кинокамеру, которую пожарные Нью-Йорка установили на капот машины в далеком 1926 году, чтобы заснять городской трафик и собственную манеру езды.
Но в частном пользовании автомобильные камеры не появились даже после массового распространения видеопленки с конца восьмидесятых, хотя, например, полиция такие камеры использовала уже тогда при погонях и задержаниях. Главной проблемой оставались даже не габариты, а невозможность обеспечить цикличность и непрерывность записи.
Первые цифровые устройства появились в середине нулевых, но качество записи и удобство пользования были далеки от современных. Кроме того, слабое «железо» не позволяло оперативно перезаписывать в памяти старые фрагменты и часть событий могла просто потеряться. Как только регистраторы стали качественными, удобными и довольно дешевыми, автомобилисты стали скупать их в массовом порядке, а в сети стало появляться все больше записей. Во многих современных моделях регистраторы встраивают уже на заводе, особенно если речь идет о системах автопилотирования.
Последние пять-восемь лет, отмечает эксперт по системам видеофиксации Григорий Шухман, выпускаются регистраторы с качественной оптикой и хорошими матрицами, материалы с которых позволяют идентифицировать номерные знаки и лица людей. Сегодня в продаже уже не найти приборов с разрешением хуже FullHD, есть модели, работающие в формате 4k. Некоторые регистраторы имеют несколько каналов для подключения двух или четырех камер.
Чеклист: по каким параметрам выбирать регистратор
В хорошем видеорегистраторе должен быть:
- экран, на который выводится запись с регистратора;
- встроенный аккумулятор;
- возможность автономного включения от датчиков шума или акселерометров;
- GPS-приемник (для записи координат происшествия и предупреждения о камерах из базы дорожных объектов);
- широкий угол обзора (для езды по городу) или узкий угол обзора (для езды по трассам с высокими скоростями).
Ограничений на использование видеорегистраторов в России нет, но в других странах он может оказаться под запретом. Самый яркий пример — Австрия, где использование устройства приравнивается к вмешательству в личную жизнь и наказывается огромным штрафом. В Германии решение о возможности использования съемки принимает суд в каждом конкретном случае, а в США регистраторы могут использовать только полицейские и водители спецтранспорта.
Кому выгодны регистраторы
Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов утверждает, что в России автомобильные регистраторы совершили революцию в сборе доказательной базы при авариях и происшествиях, поскольку происходившие события наглядно видны на записях. Кроме того, благодаря регистраторам инспекторы ГИБДД перестали придираться к водителям по мелочам и предъявлять им нарушения, которых не было.
«Инспекторы, если видят регистратор, по мелочам не докапываются. Потому что если водитель может показать иную версию событий, то оказывается, что с ним лучше не связываться. Все конфликтные ситуации, которые мы разбирали последние годы, происходили только с водителями, у которых не было регистраторов, либо запись по какой-то причине не сохранилась. А когда записи нет, а в суде рассматривают слово водителя против слова инспектора, у представителя власти оно всегда весомее», — объясняет общественник.
Кроме того, регистраторы нормализовали и отношения на дороге, добавляет Шкуматов: «Если раньше человек мог выйти из машины и вести себя непотребно, то сейчас люди начали себя сдерживать, потому что запись будет не в их пользу. Причем речь может идти о любом регистраторе в любом случайном автомобиле, который просто проезжал мимо».
С 2016 года материалы фото- и видеосъемки официально получили статус полноценных, а не возможных доказательств по делам об административных правонарушениях, поэтому сейчас материалы с регистраторов приобщают в обязательном порядке, говорит автоюрист Сергей Смирнов. При этом никаких требований к качеству записи не существует, утверждает эксперт, а к делу можно приложить любую запись на флэшке или на диске. Главное, пояснить, что именно показано на этих материалах, и как это относится к делу.
Если у кого-то возникают сомнения в подлинности записи или ее качестве, то суд должен отправить ее на экспертизу, но отказать в приеме материала все равно не может, продолжает Смирнов: «Суд должен дать оценку этому доказательству, насколько хорошо там видно происходящее, имеет ли оно отношение к происшествию. Если появляются сомнения, судья может заявить ходатайство на предмет технической экспертизы».
Сертификат на регистратор не нужен
Никакой сертификации эти устройства тоже не требуют, добавляет эксперт по системам видеофиксации Григорий Шухман: «Сертификации требуют только измерительные приборы, которые определяют, например, скорость движения или степень тонировки стекла. К видеорегистраторам нет никаких требований».
По этой же причине водители не могут требовать сертификаты на регистраторы и камеры, закрепленные на одежде сотрудников полиции или в их автомобилях, если речь не идет о точных замерах. Полицейские точно так же могут использовать эти материалы для доказательства нарушений или неадекватного поведения водителей.
В случае происшествия или аварии Шухман рекомендует упомянуть о записи при оформлении документов: «При ДТП или прочих событиях нужно сначала скопировать файлы, чтобы единственный экземпляр не потерялся, а потом в протоколе указать, что производилась запись с помощью регистратора».
Именно регистраторы, полагает Сергей Смирнов, во многом сделали движение более цивилизованным, поэтому сейчас водители уже не считают такой гаджет обязательным. «Во-первых, существует система ОСАГО, и водители уже не остаются с проблемой один на один. Во-вторых, нормально стали работать сотрудники полиции, и историй о наглых вымогательствах сейчас почти нет. Но для подстраховки купить регистратор все-таки стоит», — заключает юрист.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.