Как облачный гейминг изменит индустрию развлечений — что важно знать

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Облачный гейминг — технология, про которую в последние пару лет говорят особенно часто. Что это такое и есть ли у нее перспективы?
1

Что такое облачный гейминг?

Об эксперте: Егор Гурьев, CEO сервиса облачного гейминга Playkey.

Облачный гейминг — это способ запуска компьютерных игр, при котором они открываются на удаленном сервере, а не на устройстве пользователя. Он работает по модели стриминга: сервер передает аудио- и видеопотоки геймеру. При этом пользователь управляет персонажем со своего устройства.

«Облачным геймерам» не нужно постоянно тратиться на дорогостоящее обновление компьютера, чтобы он соответствовал последним требованиям игровой индустрии. Самые требовательные игры можно с минимальной задержкой запустить с любого устройства — даже с телевизора. Технологию называют одной из главных современных разработок: к 2024 году рынку облачного гейминга прочат десятикратный рост до $450 млн.

2

История облачного гейминга

Впервые разработки показали в 2000 году на выставке E3. Финская компания G-cluster через Wi-Fi транслировала игры для ПК на мобильные устройства. Играть было сложно: из-за низкого качества интернета видео передавалось с задержкой. Сервис OnLive не исправил эту проблему, но зато предложил новую модель дистрибуции. В 2010 году платформа ввела подписку для запуска приложений без установки. Геймеры играли через сервер компании.

В 2015 году OnLive купила Sony. До этого IT-гигант купил европейского конкурента OnLive — компанию Gaikai. Ее технологии Sony использовала при создании своего сервиса стриминга игр PlayStation Now. Его встретили смешанными отзывами: задержка осталась, а для запуска трансляции требовалось высокоскоростное подключение. Через пару лет на рынок ринулись другие ИТ-гиганты: в 2019-м Google представила сервис Stadia, а Nvidia — платформу GeForce Now. Осенью к этой компании присоединится Microsoft с площадкой xCloud.

В России в сегменте облачного гейминга представлены сервисы Playkey, GFN.ru,
Loudplay, Drova, Beeline Gaming. Рынком интересуются мобильные операторы. Помимо упомянутого сервиса от «Билайн», облачный игровой маркетплейс запустила МТС совместно с GFN.ru, Playkey, Loudplay и Drova.

3

Сферы применения: телевизоры и сложные вычисления

Конкуренция с интернетом вещей, «умными» домами и голосовыми ассистентами заставляет ТВ-производителей искать новые способы применения устройств. Облачный гейминг — один из основных способов привлечения новой аудитории. Один из примеров — ТВ-приставка Wink+ с играми от Nvidia, которая поддерживает большинство контроллеров для компьютеров.

Кроме того, мощности вычислений облачного гейминга — хорошее подспорье для других сегментов бизнеса. В апреле польская компания Edge NPD и Playkey запустили сервис TheStore. Он помогает проанализировать поведение покупателей, изучить гипотезы и даже создать виртуальный прототип магазина. Мощности сети серверов Playkey помогают запускать виртуальный магазин даже на слабых устройствах. Кроме того, пользователям не нужно устанавливать какие-то приложения для работы с сервисом.

4

Сферы применения: телеком и реклама

Для мобильных операторов облачный гейминг — отличный способ диверсифицировать бизнес и подготовить клиентов к необходимости 5G. Tele2 недавно демонстрировала возможности 5G в пилотной зоне в Москве с помощью облачного гейминга на примере «Assassin`s Creed: Одиссея». Операторы становятся партнерами и конкурентами крупных IT-игроков. Так, в прошлом году «МегаФон» совместно с американским разработчиком и издателем Blizzard Entertainment запустил сервис «МегаФон Игры».

Сейчас в фокусе этих сервисов аудитория пользователей ПК и ноутбуков с подключенным широкополосным интернетом: мобильное соединение по скорости пока что отстает. Тем не менее, с развитием сетей 5G задержка отклика на мобильных девайсах станет минимальной. В перспективе игры благодаря 5G принесут большой поток трафика для операторов: эксперты прогнозируют, что к 2022 году он может достичь четверти от всей мобильной интернет-нагрузки.

Кроме того, технологии облачного гейминга могут изменить индустрию рекламы и маркетинга. Недавно Microsoft рассказала, что собирается демонстрировать игры для xCloud новым способом. По клику на баннер в Facebook игрок сможет сразу попасть в геймплей и протестировать игровую вселенную. В будущем эту рекламную концепцию могут позаимствовать игроки из других индустрий для продвижения иных категорий продуктов.

5

Монетизация

В облачном гейминге существует несколько вариантов монетизации услуг.

  • Подписка на месяц

Такая модель оплаты напоминает подписку на другие развлекательные сервисы, например, Netflix. Но облачным сервисам невыгодно вводить такую модель. Ядро активных пользователей, которые часто играют, создает высокую нагрузку на серверы, которую не покрывает подписка. По сути, сервисы с такой моделью убыточны и используют ее как временное решение — пока не снизят затраты или пока не сформируют базу постоянных покупателей, чтобы затем монетизировать ее иначе.

  • Повременная оплата

Минута или час игры как единица, за которую нужно платить — простое и понятное решение. В отличие от убыточной для облачного сервиса подписки на месяц такая система позволяет окупить серверы. Преимущества есть и для пользователей, которые играют не так часто, например, два-три часа в неделю. Их игровое время будет стоить дешевле, чем подписка на месяц. Но повременная оплата может быть невыгодной для самых преданных пользователей — геймеров, которые играют сутками.

  • Облачный гейминг как часть платной экосистемы

Чтобы воспользоваться облачным сервисом, геймеру придется платить за подписку на целую экосистему. Эту модель развивают некоторые IT-игроки, например, Microsoft. Так, доступ в xCloud станет частью подписки Xbox Game Pass Ultimate.

6

Децентрализованный гейминг

Другая перспективная облачная технология — децентрализованный гейминг. Это система без дата-центров. В ней вычислительная нагрузка лежит на мощных игровых ПК в сети. Владельцы таких устройств запускают на девайсах виртуальные машины. Они обеспечивают стриминг игры для менее производительного устройства поблизости.

По такой системе в период самоизоляции с Playkey работали некоторые компьютерные клубы. За непрерывную работу мощного игрового ПК владельцы клубов получали фиксированную ежемесячную ставку. Так, пермский клуб 59FPS зарабатывал порядка 80 тыс. руб. в месяц за использование 20 ПК. Владельцы центра смогли покрыть расходы на аренду и поддержать бизнес в период самоизоляции, когда офлайн-покупателей не было.

7

Основные проблемы облачного гейминга

Один из главных вопросов — то, как должны зарабатывать облачные сервисы. Если вводить подписку на месяц, в выигрыше остаются самые заядлые геймеры, а сервис понесет убытки и не окупит расходы на серверы. Выйти в прибыль при такой модели можно, только в несколько раз повысив стоимость подписки. Но большая часть пользователей вряд ли станут платить за облачный сервис как за пять условных аккаунтов Netflix.

Поминутная оплата, напротив, может вывести компанию в прибыль. Но затраты лояльной аудитории активных геймеров будут не меньше, чем в случае с прибыльной подпиской на месяц. Вряд ли значимое количество пользователей захочет тратить на развлечения так много.

Другая проблема — конфликт интересов игроков, издателей и облачных сервисов. Кроме оплаты облака, остается вопрос покупки игры. Игроки хотят платить деньги за возможность запускать свежие игры или хиты через облако просто по подписке, не покупая отдельно игру. Но издателям это невыгодно. При оплате за игровое время издатель, который отдал новинку облачному сервису, недополучит прибыль.

Довольно малое количество геймеров (20-30%) проходят игру до конца, и при модели разделения доходов издатель, вместо того, чтобы продать игру покупателю за $50-60, получит лишь какую-то долю от месячной подписки на сервис ценой в $10-20. Выручка, которую можно было бы получить при продаже самой игры, теряется. Получается, что чем больше пользователей облачных сервисов, тем меньше прибыль издателя.

Сдерживает рост облачных игровых платформ и чувствительность облачного гейминга к качеству соединения вкупе с низкой технической грамотностью пользователя. Геймеры зачастую не хотят разбираться в проблемах своей сети и винят в конечном итоге облако и сервис. Но бюджетный тариф, толстые стены или удаленность от роутера — вещи, которые могут разрушить качество игры. Более того, многие пользователи вообще не знают особенности своего тарифа или, к примеру, на что влияет количество мегабит. В итоге конечный пользователь получает некачественное изображение, задержки в управлении и ставит крест на облачном гейминге.

8

Будущее технологии

С развитием представленности в сегменте ИТ-гигантов доля стартапов и небольших компаний вряд ли будет расти. Скорость передачи данных в 5G позволит без помех запускать на слабых устройствах самые требовательные игры. Кроме того, вычислительные мощности облачных сервисов привлекают все большее внимание бизнеса. Дата-центры и устройства из децентрализованной облачной системы будут применять для рендеринга спецэффектов кинофильмов, клипов и сложных расчетов.

Конфликт интересов издателей и облачных сервисов уйдет в прошлое, если последние обеспечат создателям игр значимый прирост новой аудитории когда облачный гейминг станет мейнстримом и подписок станет очень много.

Возможен и другой поворот истории, при котором издатели заведут свои собственные облачные решения, чтобы побороть монополию IT-гигантов вроде Sony и Google. Высокий порог входа обеспечит рост спроса на b2b-решения под white label.

9

Чек-лист: что еще почитать про облачный гейминг

  1. Блог, целиком посвященный событиям из мира облачного гейминга.
  2. Блог эксперта по клаудгеймингу Gaddictive на «Хабре».
  3. Довольно подробный разбор технических решений, лежащих в основе облачного гейминга.
Обновлено 10.08.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть