Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Моральный кодекс: этично ли «воскрешать» актеров с помощью технологий

Фото: mommie who loves to take photos / Flickr
Фото: mommie who loves to take photos / Flickr
С помощью новейших программ умершие актеры вновь могут радовать зрителя новыми ролями. Но не противоречит ли этике подобное манипулирование личностью покойного?

В конце 2019 года независимая продюсерская компания Magic City Films объявила, что «воскресит» американского актера Джеймса Дина, погибшего в 1955 году. Не по-настоящему, конечно, а в цифровом виде, используя CGI (статичные и подвижные изображения, сгенерированные с помощью компьютерной 3D-графики) и имеющиеся снимки артиста. Дин «сыграет» второстепенную роль в фильме «В поисках Джека».

Современные актеры встретили новость с негодованием. Крис Эванс уверен, что создателям фильма должно быть стыдно. С ним согласен Элайджа Вуд. Впрочем, Джеймс Дин не первый, кто «воскрес» в цифровой форме, и он, конечно, будет не последним.

Точно так же Филип Сеймур Хоффман и Пол Уокер, умершие во время съемок фильмов с их участием («Голодные игры: Сойка-пересмешница» и «Форсаж 7» соответственно), были воссозданы в цифровом виде. А Кэрри Фишер «воскресили» для съемок в девятом эпизоде «Звездных войн». Неужели кинокомпании имеют право эксплуатировать личность умершего актера?

Репортаж CNN о том, как технология CGI применяется в Голливуде

После новости о скором возвращении Дина на экраны компания Worldwide XR, к которой и обратились режиссеры фильма, выступила с заявлением о том, что она представляет права более чем 400 умерших знаменитостей, в том числе Бетти Пейдж, Ингрид Бергман, Мэрилин Монро и принцессы Дианы. Естественно, все это делается с согласия семьи умершего, которая владеет правом на его имя.

По мере того как стоимость технологий будет снижаться, цифровое «воскрешение» станет в кинематографе более распространенным приемом. Это очень выгодно для индустрии. Представьте, что небольшая студия хочет снять фильм, но у нее нет бюджета на актеров. Такое «воссоздание» артистов позволит появиться фильмам, которые в отсутствие технологии просто не смогли бы существовать.

Впрочем, американская организация SAG-AFTRA (Объединение Гильдии киноактеров США и Американской Федерации теле- и радиоартистов) настаивает на законодательном регулировании распоряжения правами известных людей после их смерти во избежание злоупотребления. Пока же законы не учитывают новейшие технологии, и, кто знает, возможно, совсем скоро мы будем смотреть в кинотеатрах фильмы с участием «воскрешенного» Чарли Чаплина.