Об эксперте: Жанна Мекалина, директор школы креативных технологий TUMO Moscow.
Вторжение нейросетей и языковых моделей в систему образования стремительно меняет то, как мы учимся и взаимодействуем с информацией. По мере развития технологий учащиеся самостоятельно осваивают широкие возможности, а преподаватели ищут новые способы повышения качества обучения и вовлеченности учеников.
Сейчас мы можем лишь предварительно оценивать потенциальные преимущества и риски проникновения цифровых когнитивных помощников во все сферы жизни. Однако одно ясно уже сейчас: просто переждать «моду на нейросети» не получится.
Эксперты Кембриджского университета называют использование искусственного интеллекта главным трендом EdTech 2023 года. Мировому рынку образовательных технологий аналитики P&S Intelligence пророчат годовой рост на 36% вплоть до 2030 года.
Преимущества включения нейросетей и языковых моделей в образование слишком велики, чтобы их игнорировать. Среди них — повышение скорости и глубины обучения, а также возможность получать быстрый и интуитивный доступ к большему количеству данных и ресурсов, чем когда-либо прежде. Сюда же можно добавить перспективы перехода от массового образования к индивидуальному и новые способы облегчить понимание сложных тем.
Запретить нельзя внедрить
Сторонники классической образовательной системы пошли привычным путем — предложили запретить использование учащимися ChatGPT. Один из ведущих университетов Франции Institute of Political Studies (IEP) уже выпустил соответствующее распоряжение, назвав применение чат-бота мошенничеством и плагиатом.
С похожей инициативой выступил и Российский государственный гуманитарный университет. Лишь вмешательство Минобрнауки уберегло от наказания студента вуза, использовавшего популярного чат-бота при работе над дипломом. «Надо менять подход к заданиям», — так охарактеризовал инцидент министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Несмотря на разную техническую природу, языковые модели и нейросети напоминают интернет на стадии его зарождения. Это явления одного масштаба, захватывающие мир лавинообразно и без всякого общего контроля. Стоило компании OpenAI закрыть свободный доступ к ChatGPT для российских пользователей при помощи двухфакторной авторизации, как в тот же день сеть наполнилась простыми и понятными инструкциями по обходу запрета.
2022 год показал, что в мире не так просто что-то запретить одним решением. Упорные усилия в этом направлении ведут лишь к тому, что запрещающий огораживает сам себя.
Нейросети и массовое образование
Главными проблемами широкого внедрения инструментов ИИ в образовательный процесс являются отсутствие правовой и методологической основы для этого, а также традиционная инерция преподавательского состава. И если регуляторную неопределенность пока можно трактовать как поле возможностей, создавая способы применения ИИ в инициативном порядке, то кадровый вопрос необходимо учитывать прямо сейчас.
Возьмем для примера российскую систему школьного образования. Ведущаяся в последние годы широкая программа цифровизации выявила очевидный факт: преподаватели, особенно с большим опытом работы, зачастую сопротивляются внедрению новых, повышающих эффективность работы IT-решений. Пожалуй, искоренить это неприятие поможет только массовый приход в школы учителей из поколения «цифровых аборигенов».
Однако времени на это нет. Поэтому система массового образования продолжит готовить выпускников по-старому, медленно и неповоротливо, годами внедряя те или иные «лоскутные» нововведения. К сожалению, в перспективе это может привести к новой стратификации общества.
Термин «цифровое неравенство» появился на заре интернета и характеризовал разницу в возможностях людей, имеющих доступ к Cети, и остальных. Новое неравенство может родиться как раз из-за неоднородности проникновения когнитивных помощников — всезнающих ИИ-систем, говорящих на естественном языке.
Креативное образование и навыки будущего
Итак, как бы учебные заведения ни запрещали ChatGPT, учащиеся будут пользоваться им и сотнями других нейросетей. Процесс, построенный на стандартных для всех задачах и привычной системе оценки знаний в баллах, перестанет быть эффективным. Вернее, уже перестал несколько месяцев назад, когда OpenAI открыла свободный доступ к боту.
Это открывает уникальные возможности для тех педагогов и методистов, которые еще совсем недавно в частном порядке обсуждали друг с другом новые пути совершенствования учебного процесса. И пусть первыми, кто внедрит эти прогрессивные практики, будут представители дополнительного образования: кружков, курсов, учебных центров и так далее, — это уже позволит учащимся развиваться вместе с современным миром.
Роль преподавателя изменится очень сильно. Из хранителя знания, способного за час рассказать ученику содержимое 15 книг, он превратится в креативного наставника: сможет лучше понимать потребности и интересы каждого ученика, какая из форм подачи материала для него самая удачная, в каком комьюнити ему комфортно. И важным наконец станет результат, а не оценка.
Многие преподаватели скажут, что подобные благие намерения всегда разбиваются об огромный объем рутины, которая нависает над каждым практикующим педагогом. Эту проблему ChatGPT помогает решить уже сейчас.
Преподаватель в мире нейросетей
Опираясь на опыт нашего учебного центра, могу сказать, что рутинную нагрузку на учителей можно в очень короткий срок сократить на десятки процентов. Общие рекомендации на этот счет пока не выработаны профессиональным сообществом, однако некоторые идеи лежат на поверхности.
С помощью ChatGPT легко полностью автоматизировать проверку выполненных работ, и вместо часов она будет занимать секунды. Этой возможностью все шире пользуются, например, языковые школы, сотрудникам которых надо оценивать как грамматику работ, так и их смысловое наполнение.
Второе очевидное применение чат-бота — подготовка учебных материалов. Нейросеть умеет почти мгновенно резюмировать большие объемы информации, а заодно готовить десятки индивидуальных заданий на основе одного примера. Результат, конечно, требует ответственной проверки учителем, но экономия времени неоспорима.
Эта возможность уже используется для адаптации одних и тех же исходных данных для разных аудиторий. Нейросеть способна подготовить на основе одной фактуры несколько качественных презентаций — для учеников, преподавателей, родителей и так далее — или донести сложную информацию до читателей определенной возрастной группы.
Комбинация из нескольких нейросетей помогает делать интерактивные материалы: иллюстрации, графики и диаграммы. На подходе видео, создаваемое по текстовому описанию или скетчу. Большую часть из описанного нам уже удалось внедрить.
Как начать адаптироваться
- Первое правило — не бояться и начать работу над собой и учебным процессом. Все уже случилось. Надо признать это и перейти в режим непрерывной адаптации.
- Изменения следует не только принять, но и полюбить. Это не так сложно, если осознать недоступные ранее и открывающиеся сейчас возможности.
- Необходимо изучить основные функции нейросетей и не забывать о том, что их функциональность непрерывно расширяется, а качество работы растет.
- Важно внедрить в учебном заведении практику регулярных мозговых штурмов, позволяющих понять, в каких процессах когнитивные помощники могут оказать существенную поддержку.
- Можно параллельно вести несколько экспериментов по внедрению ChatGPT, Midjourney и других популярных платформ с обязательным постоянным обменом опытом внутри преподавательского состава.
- Ускорению эволюции будет способствовать и выстраивание горизонтальных связей между учебными заведениями для передачи и получения эмпирических знаний о принципах и результативности применения нейросетей.
Пройдет еще немного времени, и все эти вопросы станут центральной темой многих профильных конференций. Появятся курсы повышения квалификации, будут распространяться проверенные сценарии внедрения.
Нейросети не вытеснят учителей. Роль хорошего педагога останется неоценимой и незаменимой, однако задачи, на которых ему в будущем предстоит фокусировать свое внимание, станут гораздо более творческими и ответственными. В их основе будут лежать индивидуальный подход, поддержание мотивации и оценка результатов обучения на уровне широты кругозора ученика, освоения им методов анализа и синтеза, способности к системному мышлению, а не натренированности в прохождении однотипных тестов.