Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться

Фото: «Интеко»
Фото: «Интеко»
Трудности ребенка с обучением и развитием могут быть связаны с недостатком движения. Устранить дефицит помогают нейродинамические детские площадки. Вместе с «Интеко» разбираемся, как работает нейродинамический подход
1

Что такое нейродинамика?

Обычно так называют особенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс. Нормальная нейродинамика означает, что нервные клетки работают «в штатном режиме», могут быстро переходить от торможения к возбуждению и обратно.

Но в разных науках определения могут отличаться. Например, в педагогике под нейродинамикой часто подразумевают общий уровень мозговой активности. А пониженную нейродинамику связывают с низким уровнем умственной работоспособности у детей, который может приводить к трудностям в обучении и потенциальным задержкам в развитии.

2

Почему нейродинамика у детей снижается?

Здесь играют роль множество факторов, включая наследственные. Но одна из самых распространенных предпосылок — это дефицит свободных, спонтанных движений. Для полноценного развития нервной системы ребенку нужно активно взаимодействовать с окружающей средой. А такое взаимодействие возможно в первую очередь благодаря двигательной активности.

Когда спонтанных движений становится меньше, начинаются трудности не только с телом, но и с мозгом. Ведь именно двигательная активность учит мозг обрабатывать информацию от всех органов чувств и целостно воспринимать окружающий мир.

Особенно важны движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата: это одна из самых значимых для развития мозга систем.

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» (Санкт‑Петербург):

«Все, что связано с движением, закладывается в мозге ребенка еще до рождения. Если ребенок, находясь в утробе, недополучил «пищи» в виде движений мамы, то даже если роды прошли в срок и без лишних трудностей, он все равно находится в группе риска с точки зрения возможных нарушений развития мозга.

Впоследствии этот дефицит будет только расти — после рождения ребенка ждут коляска, автомобильные кресла, сидение в магазинных тележках… Обычно сигнал бедствия родители подают позже, когда ребенок не заговорил к четырем годам. На самом деле все дело в острой нехватке спонтанных движений».

3

Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?

Она участвует в выполнении целого ряда функций. Это не только координация, ориентировка в пространстве и планирование движений. Вестибулярная система задействована во внимании, артикуляции, регулировании уровня мозговой активности.

Важность вестибулярного аппарата стала очевидна с началом полетов в космос. Оказалось, что в условиях невесомости этот аппарат не может работать — возникает так называемое космическое слабоумие. В первые дни полета космонавтам сложно зрительно воспринимать объекты. Многие из них начинают писать «зеркально», то есть ориентируя буквы в противоположную сторону — так же, как школьники с трудностями в обучении.

Работу вестибулярной системы можно оценить и на Земле. Попробуйте повращать головой, глядя на предмет перед собой. Картинка останется практически стабильной, потому что вестибулярный аппарат корректирует положение глазных яблок.

Но если у ребенка он не развит, то схема не сработает. И когда ему, например, потребуется списать что-то с доски в тетрадь, то изображение и на доске, и в тетради будет прыгать перед глазами. Причем проверка у окулиста не покажет никаких отклонений, ведь дело не в проблемах со зрением.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels
Социальная экономика Десять книг про детей с особенностями, которые будут интересны и взрослым

4

К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?

Это зависит от возраста. В младенчестве ребенок может позже, чем его ровесники, начать держать голову, сидеть и ползать. Возможны трудности с жеванием пищи.

В дошкольном возрасте нарушения выражаются в неуклюжести, гиперактивности или, напротив, заторможенности. Дети тяжелее начинают говорить, путают лево и право, боятся темноты.

В школе возникают проблемы с выражением мыслей, чтением и письмом, счетом или распознаванием цифр. Кроме того, ребенку трудно списывать с доски и ориентироваться во времени, он не может или не любит кататься на велосипеде.

Александр Николаев, президент «Интеко»:

«Раньше подобные неврологические отставания достаточно быстро компенсировала открытая среда — дворы, леса, парки. У нас не было гаджетов и телевизоров, поэтому мы постоянно мечтали, создавали в своем сознании целые романы. И, конечно, значительно больше времени проводили вне дома, где нас не ждали, как сегодня, абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы. Зачастую мы выбирали себе развлечения сами — прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг постоянно изобретал задачи, исследовал, рисковал, работал!»

5

Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?

Для коррекции применяются разные методы. Один из наиболее эффективных — нейродинамическая гимнастика. Это физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств. И в результате — обеспечивают достаточный для развития двигательный и сенсорный опыт.

Но все это можно реализовать не только в клиниках и реабилитационных центрах, но и на улице. Специалисты компании «Интеко» вместе с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» разработали методику оснащения детских площадок, которая основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы. Методика позволяет правильно подобрать оборудование для детской площадки — таким образом, чтобы игровое пространство стало настоящим фитнес-залом для мозга. В основе подхода — авторская методика детского невролога Олега Ефимова и психофизиолога, руководителя клиники «Прогноз» Виктории Ефимовой. Разработчики объединили медицинские и архитектурные знания, чтобы перенести развивающие практики из клиники во дворы. Авторы методики уверены, что если такие детские площадки станут массово доступными, то детей с трудностями в обучении будет значительно меньше.

Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО», идейный вдохновитель проекта нейродинамических детских площадок:

«Проблема современных детей — острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия дефицита движения неврологи зарегистрировали летом 2020 года, по завершении весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.

Поэтому важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным, побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления».

Социальная экономика «Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей

6

Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?

На обычных площадках предлагаются понятные алгоритмы, к которым ребенок быстро теряет интерес. Например, взобраться по лестнице на горку и скатиться вниз. В итоге многие дети стараются выйти за пределы площадок, пытаясь найти нужные виды физической и сенсорной активности.

Игровое оборудование нейродинамической площадки открывает простор для фантазии и возможность изобретать движения.

Оборудование позволяет двигаться в разных направлениях, а не только вверх-вниз и вперед-назад, как на обычных горках и качелях. Для каждого возраста предусмотрен свой уровень сложности.

7

Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?

Пространство нужно оснастить таким образом, чтобы оно развивало сразу несколько систем.

  • Вестибулярную: карусели, горки со спиральным скатом, качалки на пружине, «качели-гнездо» с вращением вокруг своей оси, встраиваемый батут, тарзанка, качели-маятник.
  • Тактильную: панель-скульптор, роликовая горка, материалы различной текстуры, тоннели с необычной поверхностью, песочница с разными видами песка.
  • Проприоцептивную (отвечает за восприятие положения частей тела относительно друг друга и в пространстве): снаряды для раскручивания, узкие отверстия и тоннели, через которые нужно протискиваться с трудом.
  • Слуховую: музыкальные барабаны, переговорные и эхо-трубы, дорожка из звуковых подушек.
  • Зрительную: игровые панели с движущимися элементами, бинокли, калейдоскопы, зеркальные лабиринты с иллюзиями, подвесные мячи.

Пространство площадки может выглядеть как система бревен, холмов или башен с переменной высотой, крутизной и фактурой. Также необходимы различные скаты и подъемы со ступенями, зацепами и канатами. Внутри площадки можно разместить тоннели и пещеры или полосу препятствий, связав конструкции фиксированными и подвесными мостиками.

8

Такие площадки уже существуют?

Детские площадки, оборудованные по принципам нейродинамического подхода, появятся в жилом комплексе West Garden в Москве. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах. Но проектные решения универсальны: их могут использовать и другие девелоперы, а также муниципальные власти.

Рендер площадки «Диалог» в строящемся West Garden
Рендер площадки «Диалог» в строящемся West Garden (Фото: «Интеко»)

Рендер площадки «Энергия» в строящемся West Garden
Рендер площадки «Энергия» в строящемся West Garden (Фото: «Интеко»)

Рендер площадки «Лабиринт» в строящемся West Garden
Рендер площадки «Лабиринт» в строящемся West Garden (Фото: «Интеко»)

Рендер площадки «Творчество» в строящемся West Garden
Рендер площадки «Творчество» в строящемся West Garden (Фото: «Интеко»)

9

Детские площадки будущего должны быть одинаковыми?

Совсем наоборот. Идеальный вариант — когда площадки микрорайона дополняют друг друга. А ребенок может переходить от одного игрового пространства к другому, используя вариации оборудования и получая новый опыт. Тогда развитие будет более разносторонним.

Это особенно актуально, когда все необходимое оборудование не умещается в одном дворе.

Обновлено 23.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть