Что такое «зеленые» госзакупки и как они помогают экономить бюджет

Что такое «зеленые» госзакупки и как они помогают экономить бюджет
23 апреля 2020 года WWF России, Центр стратегических разработок, Российское экологическое общество и Экологический союз представили доклад о «зеленых» госзакупках как эффективном инструменте экологической политики стран
1

Что такое государственные «зеленые» закупки (ГЗЗ)?

Это закупки товаров и услуг, к которым предъявляются экологические требования. Соответствие этим требованиям учитывается наряду с ценой при выборе поставщика. Таким образом государство может поддерживать ответственных производителей и занимаются охраной окружающей среды.

В 2018 году суммарный объем госзакупок в России составил 21 трлн руб. Это значит, что данный инструмент может быть важным механизмом экономической и экологической политики.
2

Мировой опыт

«Зеленые» госзакупки давно существуют в европейских, азиатских странах и США. Россия только делает первые шаги в этом направлении. По данным организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) практически все страны-члены ОБСЕ разработали этот механизм, и 69% всех членов ОБСЕ внедрило такие закупки и ведет их мониторинг.

«Зеленая семерка» (G7 — Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Голландия, Швеция и Великобритания) еще в 1995 году страны ввела систему государственного заказа, в значительной степени основанную на закупках, сокращающих негативное воздействие на окружающую среду. Это стало ответом на серьезное ухудшение состояния окружающей среды и чрезмерное использование природных ресурсов. Этот механизм поддержали международные и региональные организации, включая ООН, ОЭСР, Европейскую Комиссию и Всемирную торговую организацию.

3
Фото: Sopotnicki / Shutterstock
Фото: Sopotnicki / Shutterstock

Какие задачи решают «зеленые» госзакупки?

1. Сохранение окружающей среды

В большинстве зарубежных примеров главной целью ГЗЗ является улучшение состояния окружающей среды и решение природоохранных проблем. Задачи у разных стран часто одинаковые: снижение эмиссии парниковых газов; сохранение лесов; снабжение чистой водой; борьба с загрязнением воды, воздуха и почвы; рециклинг вторсырья, контроль использования упаковки и развитие инфраструктуры обращения с отходами.

2. Стимулирование рынка

«Зеленые» закупки — это пример для других компаний: частного сектора и государственных ведомств. Основная — рост объема «зеленых» закупок для решения экологических проблем. Это стимулирует рынок ответственных производителей и является толчком для инноваций.

3. Повышение качества жизни населения

Решение описанных выше целей непосредственно влияет на качество жизни людей. Жители начинают пользоваться экологически чистым общественным транспортом, дышать более чистым воздухом, пользоваться более экологичными товарами.

4. Экономия бюджетных средств

Экологичные товары и услуги могут стоить дороже, но в долгосрочной перспективе экономят денежные средства на эксплуатации. Так, закупки энергоэффективного оборудования ведут к снижению платежей​ за электроэнергию, даже при более высокой начальной цене.

5. Развитие малого и среднего бизнеса

В мировой практике есть примеры, когда с помощью ГЗЗ создавались условия для участия в закупках малого и среднего бизнеса. При здоровой конкуренции они могут занять определенную нишу со своим инновационным продуктом.

6. Снижение цен на экологически безопасные товары

За счет включения экологических характеристик в тендерную документацию регулируются цены на инновационные и экологически безопасные товары. Это происходит на этапе предварительного диалога с поставщиками и помогает создать здоровую конкуренцию. Это позволяет лучше понять потребности закупщика, чтобы снизить цену или предложить альтернативу с меньшей стоимостью.

7. Выполнение обязательств в области устойчивого развития

Часто ГЗЗ — это инструмент для выполнения обязательств государств в рамках программ устойчивого развития, охраны окружающей среды или социальной ответственности.

4

Как это работает?

Как правило, первый этап внедрения системы ГЗЗ проводится центральным правительством, а затем она «спускается» в регионы и муниципалитеты. В Великобритании и Франции центральные власти определяют концепцию закупок и руководят властями низших уровней в процессе реализации. В Дании и Японии национальные правительства разработали политику ответственных закупок в помощь местным властям, организациям частного сектора и другим группам, осуществляющим «зеленые» закупки.

На практике это означает, что лидирующую роль играют местные организации, а центральные власти лишь выполняют функции общего контроля и содействия.

  • Первый этап: принятие принципиального решения органов власти. На этом этапе в ряде государств разрабатываются и принимаются национальные политики. Закрепление экологических критериев в нормативных актах практически во всех странах, и даже на уровне Европейского союза, начинается с нескольких групп товаров, а со временем эти группы товаров расширяются;

  • Второй этап: в перечень экологических характеристик товаров и услуг включают параметры их жизненного цикла, что позволяет обеспечить экологическую безопасность товара или услуги и снизить ресурсопотребление и воздействие на окружающую среду на всех этапах жизни товара;

  • Завершающий этап: внедрение системы ГЗЗ в общую систему закупок для государственных и муниципальных нужд.

Экономия бюджета достигается за счет снижения стоимости жизненного цикла товаров — затрат на электроэнергию, водоснабжение, топливо, и пр. Например, в Дании при закупках экосертифицированных моющих средств в 2007 году было достигнуто снижение затрат на их покупку на 3% по сравнению с 2006 годом. В Вене (Австрия), по итогам реализации программы ГЗЗ, оценка затрат выявила экономию на закупку дезинфектантов на 40% благодаря использованию экологически безопасных химикатов. Закупка и лизинг экологичного автотранспорта для муниципальных нужд позволили сэкономить порядка €300 тыс. в год. €1,5 млн в год удалось сэкономить при строительстве энергоэффективных зданий и применения энергосберегающих технологий. В Лондоне в результате закупок светодиодного освещения для метрополитена удалось снизить стоимость жизненного цикла оборудования на 25%, в том числе за счет снижения затрат на его обслуживание на 75%.

Оценка снижения уровня нагрузки на окружающую среду сводится к оценке объема выбросов СО2. Например, в Дании при закупках экологически маркированных средств бытовой химии снижение выбросов СО2 за год действия программы оценено в 43% от прежнего показателя.

5

В России все только начинается

В России имеются примеры экологических требований к закупаемой продукции: например, такие требования есть в Москве. Но говорить о формировании системы государственных «зеленых» закупок еще рано. Экологические требования к закупаемой продукции не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных экологических заявлений в целях маркетинга продукции (гринвошинг). Большинство поставщиков участвуют в процедурах государственных закупок, не имея опыта использования экологических характеристик своих товаров, а надзорные органы трактуют положения федеральных законов в сторону упрощения.

В докладе WWF «Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России» представлены рекомендации по совершенствованию законодательства для развития ГЗЗ в России.

Обновлено 14.05.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть