Что уже изменилось
В преддверии летних Олимпийских игр в Токио прошли киберспортивные турниры по играм Rocket League и Street Fighter V — Международный олимпийский комитет впервые утвердил проведение киберсоревнований в рамках крупнейшего спортивного события. Сама Олимпиада отмечена обилием роботизированных механизмов: роботы-официанты и роботы-ассистенты заменяют часть служебного состава, специальные экзоскелеты помогают людям переносить тяжести, а автобусы-беспилотники перевозят спортсменов и персонал.
При этом в подготовку спортсменов к соревнованиям технологии внедрились несколько лет назад. В 2016 году, например, спортивный бренд Puma представил робота для беговых тренировок. Он выглядит как небольшая тележка, которая едет впереди спортсмена, мотивируя его бежать быстрее. Робот едет по четко заданной траектории, показывает скорость бегуна и опознает линии старта и финиша. За год до этого технологическая компания OMRON Industrial Automation Vietnam разработала робота-тренера для отработки навыков игры в настольный теннис. Благодаря искусственному интеллекту он может отследить траекторию полета шарика и даже предугадать удары оппонента.
Технологические устройства не только помогают человеку, но и состязаются в поединках. Международная лига гонок на дронах Drone Racing League проводит соревнования, на которых беспилотники со скоростью больше 140 км/ч летают вокруг различных преград. Как в компьютерных играх, только в реальности, проходят битвы между роботами: так, в 2017 году состоялся поединок между роботом американской компании MegaBots и японской Suidobashi Heavy Industry. Их размер оказался больше четырех метров в высоту, а внутри самих роботов сидели люди — точно так, как показывают в фантастических фильмах.
Словом, технологии уже серьезно изменили спортивные состязания и занятия спортом — что будет дальше?
Битва роботов
В будущем понятие спорта будет расширено — в него будет включено гораздо больше соревнований и игр, полагает координатор Российской ассоциации футурологов Константин Фрумкин. По его мнению, благодаря технологиям спорт может развиваться в таких форматах как киберспорт и битвы роботов. В последнем направлении физически будут соревноваться устройства, а фактически — команды разработчиков.
По мнению Фрумкина, для развития квазивидов спорта появляется огромное поле, потому что роботы становятся все более разнообразными, а значит с ними можно придумать больше соревнований.
«Можно себе представить гонки на беспилотных аппаратах, битву роботов. Поскольку всякий спорт развивается по дифференциациям, выделениям категорий (например, у борцов это весовые категории), то спорт для роботов будет делиться по видам техники. Соревнования для роботов будут ограничены по весу механизмов, по энергоемкости, по количеству конечностей у роботов, по их способности летать, плавать и так далее», — говорит футуролог. Как отмечает эксперт, подобные соревнования уже проходят и могут быть масштабированы в ближайшие десять лет.
Если смотреть на более отдаленную перспективу, то в ближайшие 20-30 лет будут развиваться соревнования в космосе. По мнению Константина Фрумкина, такой спорт может стать популярным, когда у людей и компаний появятся свои частные спутники.
Роботы с оговорками
Впрочем, на вопрос роботизации спорта стоит смотреть критически — до таких соревнований, как режиссер Шон Леви показывает нам в фильме «Живая сталь», существующим на сегодня роботам еще далеко. Соревнования с антропоморфными роботами сегодня больше похожи на полигон по отладке технологий, отмечает технический директор «РОББО Клуба» Андрей Смирнов. По его словам, хоть в реальном мире нас окружает множество роботов как, например, стиральные машины, но антропоморфных роботов, которые могут вписаться в человеческую среду, пока не так много. «Антропоморфный робот, которого описывали фантасты, должен взаимодействовать с человеком в естественной среде. Например, он должен уметь подниматься по лестнице. Для этого нужно создавать механизмы на двух ногах, с двумя руками и так далее, то есть с параметрами, не уступающими человеку», — говорит эксперт. По его словам, роботов, идентичных по параметрам с человеком, сегодня нет нигде в мире.
Есть несколько причин, по которым роботы сегодня не могут соревноваться с человеком в беге, плавании и других активностях. Прежде всего, потому что антропоморфные роботы получаются слишком тяжелыми. Если искусственный интеллект за последние десять лет весьма продвинулся — уже сейчас есть роботы со зрением, которые могут ориентироваться в пространстве, например, в автопилотах — то механика роботов еще недостаточно развита. «Механика таких роботов достаточно дорогая, потому что на них маленький спрос, поэтому вести работу по ее совершенствованию проблематично», — говорит Смирнов. Самая дорогая часть в таком роботе — сервопривод, который стоит тысячи долларов, из-за чего сам робот может стоить сотни тысяч долларов. «Пока что мышцы человека и животных более эффективны, чем механизмы из металла. Надеюсь, что в пределах 50 лет будет совершен переход от механизмов, выполненных из металла, к технологиям, похожим на строение тела человека с мышцами», — говорит Андрей Смирнов.
Развитие BioTech
Отдельным направлением в спорте может стать внедрение технологий в собственное тело. Уже сегодня существует важный промежуточный этап — протезирование. А ведь продвинутый протез — это робот, сидящий в человеческом теле. Современные биотехнологические протезы могут заменить практически все части тела. Например, спортивный протез ProCarve, состоящий из коленного шарнира и стопы, подходит для занятий горнолыжным спортом и сноубордингом; бионическое колено компании Otto Bock позволяет людям после замены колена заниматься силовым спортом и бегать. Местом применения новых технологий может стать паралимпиада. «С помощью искусственной ноги, человек может бежать не только быстрее обычных бегунов. В современных условиях это в спорте нельзя применять, но ведь можно сделать специальные соревнования, категорию состязаний для людей с искусственными руками, ногами, перепрошитым искусственным сердцем и т.д. Такие соревнования уже проводят, их называют кибератлетикой», — говорит Фрумкин.
Развиваются биотехнологии и в сфере допинга. По словам футуролога, хоть он сейчас и запрещен, но по сути это род химического усовершенствования человеческого тела. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие десять лет могут появиться отдельные виды соревнований для людей с допингом и для спортсменов без него.
Спорт в виртуальной реальности
Еще один технологический тренд в спорте — виртуальная реальность. VR-стимуляторы уже тренируют профессиональных спортсменов, рассказывает генеральный директор Nomix Аркадий Оверин (компания специализируется на решении бизнес-задач с помощью VR-технологий). «Например, с их помощью тренируют вратарей футбольные команды «Пари Сен-Жермен», «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», — рассказывает эксперт.
По мнению Оверина, развивается и киберспорт с применением технологий виртуальной реальности, благодаря чему VR-игры смогут выйти на мировые соревнования. «Есть такой прецедент: разработчики видеоигры «Racket: Nx» (игра в ракетбол в виртуальной реальности. — РБК Тренды) подали заявку в Международную федерацию ракетбола с просьбой включить их игру в Олимпийские игры. Сам факт подачи такой заявки указывает на то, как в спорте далеко распространились VR-технологии», — говорит эксперт.
Впрочем, такие технологии могут быть полезными для человека не только в рамках большого спорта. Уже сейчас набрало популярность приложение Zwift — это онлайн-игра для велосипедистов, бегунов и триатлетов, позволяющая тренироваться и соревноваться в виртуальном мире.
Когда компьютерные корпорации станут массово производить VR-очки, и они станут доступнее для потребителя, в том числе в цене, люди будут активно применять их для физических тренировок, полагает Аркадий Оверин. «Благодаря искусственному интеллекту и VR человек сможет заниматься удаленно с персональным тренером, и тот с помощью технологий сможет контролировать правильность выполняемых упражнений и так далее. Вообще дополненная реальность сможет отлично разнообразить занятия спортом: бегая в зале по беговой дорожке, человек сможет ощутить себя на большом стадионе с виртуальными аватарами друзей или соперников — это мотивирует к занятиям», — говорит эксперт.
Будущее спорта
Эксперты уверены: несмотря на развитие технологий, роботы едва ли смогут вытеснить человека со стадионов. Вероятнее всего, привычный нам человеческий спорт, киберспорт, состязания между роботами будут развиваться в своих направлениях. «Культура сейчас становится мозаичной, любой вид зрелища притягивает круг любителей, но этот круг не является доминирующим. Сейчас и футбол, и хоккей смотрят не все. Думаю, люди будут смотреть разный спорт и заниматься разным спортом и через тридцать, и через пятьдесят лет», — говорит Константин Фрумкин.
Андрей Смирнов напоминает, что люди уже много лет назад проиграли компьютеру в шахматы, тем не менее шахматы как вид спорта не изменился: человеку по-прежнему интереснее мериться интеллектом с другим человеком, а не с компьютером. «Точно также люди соревнуются в беге между собой и не пытаются обогнать мотоцикл, который создан человеком и заточен на решение одной задачи — быстро ехать», — говорит Смирнов.
Открытым остается вопрос судьбы крупнейших спортивных событий. По мнению Фрумкина, они находятся в «медленном, почти незаметном кризисе и угасании».
«Кризис связан с тем, что человек достиг предела возможностей своего тела. Это явление организаторы спортивных соревнований пытались обойти и через увеличение числа спортивных категорий (например, весовых), и через уменьшение единиц измерений — от секунд переходили к сотым и тысячным долям секунды. Сейчас это делать уже бессмысленно», — говорит эксперт. Усложняют положение спорта возможности допинга, а точнее — химических маскировок допинга в биоматериале человека. Все это, утверждает Константин Фрумкин, ставит под вопрос смысл большого спорта. «От этих фактов никуда не деться. Кто-то из организаторов спортивных событий будет отрицать кризис в спорте и мириться с падением к нему интереса, а кто-то будет искать новые маркетинговые решения, как продвигать большой спорт», — резюмирует футуролог.