По мере того, как машины становятся все более совершенными и проникают все глубже в нашу повседневную жизнь, возможно, было бы неплохо позволить им развиваться так же, как обычным детям, — а именно играть и исследовать мир, постепенно приспосабливаясь к нему, уверена психолог Калифорнийского университета в Беркли Элисон Гопник. Кроме того, роботы могут много чему поучиться у малышей. Это касается, например, реакции на новые условия и задачи.
Дети, движимые любопытством, строят собственную сложную модель мира, легко обобщая то, чему учатся, тогда как роботы запрограммированы учиться строго поставленной цели и сложнее реагируют на необходимость делать что-то необычное. Обучая игре и прививая роботам чувство интереса, можно помочь им справляться с возникающими неизвестными факторами.
Как это выглядит на практике у детей, Гопник и ее коллеги выясняли в ходе экспериментов в лаборатории. Они наблюдали, как ребята играют со специально разработанными игрушками, которые, например, функционируют, только когда ребенок ставит на них блоки.
«Поскольку мы разрабатывали игрушку, мы знаем, в чем заключается проблема, которую дети должны решить, и мы знаем, какие данные они получают об этой проблеме, потому что контролируем то, что делает игрушка», — рассказала психолог.
Кроме того, они провели те же эксперименты со взрослыми и обнаружили, что дети решают некоторые проблемы лучше. Особенно, когда игрушка работает странным образом, дети быстрее находят решение, проводя кажущуюся нелогичной игру, которая, в конце концов, приводит их к ответу.
Если дать роботам те же условия и возможности, можно лучше понять, как учатся и машины, и дети. «Попробовав обучить робота этому процессу, мы смогли бы лучше понять, как это получается у детей, — отметила Гопник. — В то же время, изучая, как это делают дети, мы сможем придумать, как заставить робота это делать».