Наука и бизнес: почему им нужно научиться работать вместе

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Объединить науку с секторами экономики, дать возможность молодым специалистам создавать проекты при поддержке бизнесменов и ускорить появление инноваций в производстве — вот что сможет сделать новый формат образования

Количество предпринимателей в России растет — по данным СКБ «Контур», только за этот год число ИП выросло почти на 4%. Причем не только в сфере торговли, чему способствует изменение логистических потоков и санкционная политика, но и в высокотехнологичных областях — IT и инженерной деятельности. Но для того, чтобы стать предпринимателем, недостаточно иметь стартовый капитал и идею.

Что должен уметь современный предприниматель

Классическая модель образования, когда студенты сначала обучаются, а затем, получив диплом, пытаются найти работу или создать собственный бизнес, во многих отраслях стремительно устаревает. Особенно в сферах применения информационных технологий и на производствах, где важно быстро внедрять разработки. Именно время является самым дорогим ресурсом в современном мире.

Безусловно, база должна быть — предприниматель должен владеть профессиональными знаниями, понимать, как устроены бизнес-процессы, и разбираться в стратегиях развития. Но этого мало, как недостаточно одной лишь идеи для стартапа — необходимо гибко реагировать на меняющиеся условия, «чувствовать рынок», стремительно и точно формировать социальный капитал и базу клиентов, уметь работать в команде.

Теперь у студентов есть возможность заниматься собственными проектами в ходе учебного процесса под кураторством предпринимателя, а у руководителей крупных и средних технологических компаний — экономить собственные ресурсы на тестировании рыночных гипотез, средствах на разработку новых решений. При этом важно задействовать научный потенциал профессоров и сотрудников передовых отечественных университетов. Объединив усилия предпринимателей, молодежи и ученых в рамках одной команды (мастерской), мы сможем выйти на новую скорость выпуска инновационных продуктов и подготовить студентов к старту на конкурентном рынке. Такой формат в системе российского образования получил название Университет предпринимателей.

Университет предпринимателей — сетевой университет, концепция которого предложена Агентством стратегических инициатив (АСИ). Ключевой элемент обучения — мастерские, в которых студенты занимаются развитием проектов и запуском компаний-стартапов под кураторством опытных предпринимателей и профессорского состава ведущих вузов России.

Наука и бизнес: почему им нужна помощь для совместной работы

Технологические компании находятся в постоянном поиске возможностей вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Старт работы над проектами затягивается из-за сложностей с поставкой оборудования и необходимостью согласовать расходы на исследовательскую часть проекта и, конечно, из-за нехватки талантливых мотивированных специалистов.

Мастерская Университета предпринимателей открывается, когда компания или отдельный предприниматель обращается с подтвержденным запросом рынка. При взаимном интересе формируется коллектив под руководством представителя бизнеса и с участием команды университета.

Андрей Кривенко, основатель компании «Вкусвилл» и фонда «ТилТех Капитал», инициатор и лидер программы на базе МФТИ:

«Несколько лет назад со стороны нашего инвестиционного фонда «ТилТех Капитал» мы увидели, что компаниям очень сложно развивать технологии — тяжело найти средства, вкладываться в риски. А участие университетов — как раз та самая помощь технологическим компаниям.

Еще академик Сергей Капица говорил, что нужно объединять науку и индустрию. Именно этим сейчас занимается Университет предпринимателей. Такая модель уже показала свою эффективность в зарубежных технологических университетах, которым компании отдают исследования на аутсорсинг. Это выгодно и самим университетам, студенты которых имеют возможность заниматься реальными проектами и в дальнейшем оставаться в науке, и заказчикам, быстрее получающим необходимые разработки от самых лучших специалистов».

Необходимость участия исследовательских вузов в разработках решений для крупных компаний и целых отраслей становится все острее с развитием информационных технологий и расширением сфер применения искусственного интеллекта.

<p>Ольга Бычкова</p>
Футурология Какие тренды будут определять будущее науки

Как устроен новый формат образования для предпринимателей

Мастерские Университета могут быть организованы как в виде авторской мастерской отдельного предпринимателя (направления деятельности в них определяются интересами мастера), так и в форме отраслевого института, лаборатории или кафедры, которые специализируются на решении прикладных задач по заказу одной или нескольких корпоративных структур.

Андрей Терлеев, руководитель направления по цифровым продуктам и сервисам «Газпром нефть Информационно-технологический оператор»:

«Наша компания участвует в развитии мастерских Университета предпринимателей вместе с петербургским Политехом. Мы будем привлекать студентов для участия в наших технологических проектах. Ребята с профильных факультетов и кафедр смогут присоединиться к нашим командам разработчиков, улучшить знания на практике и создать свои первые портфолио.

«Газпром нефть» помогает талантливым студентам и аспирантам участвовать в интересных и амбициозных проектах. Это дает возможность молодым инженерам практиковаться и профессионально развиваться в интересных для них направлениях: искусственный интеллект, робототехника, сенсорика, связь, сервисы виртуальной и дополненной реальности. Накопленные знания и полученные навыки они в дальнейшем смогут использовать в работе и в собственных проектах».

Какие задачи решает создание Университета предпринимателей

Компании, обращаясь в Университет предпринимателей, получают мощный и эффективный инструмент разработки, который заменяет собственный отдел НИОКР, и, что самое важное, способ быстрой проверки стратегических ставок компаний. Дает возможность в течение года проверить не две, а до десяти научных гипотез при полном контроле управления за процессом и с профильной экспертизой, а также вовлечь в дело самых инициативных и талантливых молодых людей. Сотрудничество может иметь разные формы — либо интеллектуальное право остается у самого Университета, либо создается новое юрлицо, которое, к примеру, сможет продавать готовые решения другим представителям отрасли. Все это экономит и время, и деньги.

Георгий Белозеров, заместитель генерального директора — операционный директор Агентства стратегических инициатив, идейный вдохновитель программы:

«Предприниматели должны быть действующими игроками в образовательном процессе воспитания нового поколения руководителей бизнеса, а само образование — максимально приближено к фактической деятельности. Такой формат, по аналогии с театральной мастерской, позволяет предпринимателю сформировать единую команду с учениками создать в ней продуктивную культуру, защитив молодежь от части рисков благодаря опыту».

Фото:Midjourney
Экономика инноваций Наука для любопытных: кто и почему становится ученым

Как учатся будущие предприниматели

Студенты в Университете предпринимателей получают не только необходимые знания по своим специальностям — большое внимание уделено бизнес-навыкам, умению работать в команде и вести переговоры.

Иннесса Ефременко, одна из соавторов модели Университета предпринимателей, проректор Донского государственного технического университета (ДГТУ):

«Есть несколько ключевых составляющих, которые отличают модель образования в Университете предпринимателей. Первое — работа с непосредственным мастером-предпринимателем в формате мастерской по аналогии с театральной мастерской с погружением в реальную практическую деятельность, «боевые» задачи.

Далее — бизнес-навыки: студентов готовят для взаимодействия с предпринимателями, с рынком, с форматами привлечения инвестиций. Научная и инженерная составляющая: студенты получают знания в биоинженерии, робототехнике, прикладных науках, исходя из своей специализации. И, наконец, социально-гуманитарное направление: развитие soft-skills, критического мышления».

По замыслу создателей Университета предпринимателей, студенты должны выходить оттуда уже с полным набором навыков для развития собственных проектов. Важно, что это не просто дипломные работы, а разработки, которые могут быть встроены в производственные цепочки, их курирует непосредственный заказчик.

Мастерские Университета предпринимателей начинают работу в столичных высших учебных заведениях. Основу составляют:

  • Московский физико-технический институт,
  • МШУ «Сколково»,
  • Сколтех,
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
  • Университет науки и технологий МИСиС,
  • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина,
  • Первый Московской государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова,
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
  • МГТУ имени Н.Э. Баумана.

К пилотированию программы присоединился Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Донской государственный технический университет. Сейчас уже действуют две мастерские в Московском физико-техническом институте (МФТИ), мастерская в Донском государственном техническом университете (Институт опережающих технологий «Школа Икс»), в ближайшее время заработают еще полтора десятка, в итоге их число должно превысить сотню. Проекты создания уже есть, формулируются требования к командам и необходимому для разработки оборудованию.

Основная цель всего проекта — рост количества новых технологических брендов и продуктов, успешно выведенных на российский и международные рынки. Чтобы этого добиться, необходимо создать консорциум образовательных и научно-исследовательских организаций, у которых есть экспертиза и компетенции в подготовке предпринимателей.

Обновлено 20.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть