Кто такой преподаватель по искусственному интеллекту
Преподаватель ИИ — это специалист, задача которого — научить человека максимально эффективно использовать возможности искусственного интеллекта. Искусственный интеллект становится все более распространенным, практически каждый столкнется с ним на работе, в учебе и быту.
Преподаватели ИИ будут давать учащимся знания и навыки для понимания нейросетей, взаимодействия с домашними роботами и цифровыми помощниками, а также для использования алгоритмов, которые позволяют анализировать большие объемы данных и принимать решения. Предполагается, что новый предмет будут изучать повсеместно: в школах и вузах.
В отчете Управления образовательных технологий (OET) Министерства образования США «ИИ и будущее преподавания и обучения: идеи и рекомендации» за 2023 год отмечено, что дети могут начать изучение ИИ в начальной, средней или старшей школе: «Важно, чтобы учащиеся узнали об ИИ, определили его роль и ценность в собственной жизни и карьере. Они должны лучше осознавать риски, связанные с ИИ, включая риски предвзятости и конфиденциальности, которые проявляются во всех сферах их жизни».
Карим Лакхани, профессор Гарвардской школы бизнеса, специалист по технологиям ИИ и машинного обучения, считает, что в ближайшем будущем каждому руководителю и работнику нужно будет обладать цифровым мышлением: разбираться, как работают технологии ИИ и каким образом они могут принести пользу.
«Нужно знать о машинном обучении и ИИ не потому, что вы собираетесь стать инженером или ученым в этой области, а потому что теперь это станет решающим фактором, чтобы понять, как работает бизнес».
По мнению специалистов Ассоциации исследований межкультурного развития, обучение ИИ помогает развивать навыки критического мышления и строить успешную карьеру. Базовое понимание ИИ позволяет людям безопасно, ответственно и этично взаимодействовать с технологиями и генерировать новые идеи.
Чем занимается преподаватель по ИИ
Преподаватель ИИ обучает людей взаимодействию с нейросетями и «умными» устройствами. Обучение основано на междисциплинарном подходе, который сочетает информатику, математику и этику. Учащихся важно познакомить с:
- практическим применением ИИ. На примерах из реальной жизни они научатся анализировать данные и решать проблемы с использованием ИИ-алгоритмов;
- фундаментальными концепциями, которые лежат в основе ИИ. Представление о машинном обучении, нейронных сетях и анализе больших массивов данных дает базовое понимание технологии;
- этическими соображениями в области ИИ. Технология может оказать фундаментальное влияние на общество, и учащимся нужно понимать этические последствия применения ИИ.
Как у любого преподавателя, в обязанности специалиста по ИИ будут входить проведение лекций, семинаров, практических занятий, контроль знаний учащихся.
Профессия также будет включать в себя:
- разработку учебных программ;
- участие в научных исследованиях и конференциях по ИИ;
- участие в совместных исследованиях с бизнесом, который работает в области ИИ.
Формы преподавания ИИ могут быть разными:
- в рамках существующих дисциплин. В этом случае речь идет о школьниках и студентах. Например, на математике и информатике они могут изучать алгоритмы и методы анализа данных, применение интеллектуальных систем в разных сферах;
- на новых предметах в составе школьного и вузовского образования. Такая дисциплина будет охватывать машинное обучение, обработку естественного языка, создание чат-ботов с ИИ, практическое использование технологии;
- на онлайн- и офлайн-курсах для массовой аудитории. Они будут делать акцент на практическом применении ИИ в повседневной жизни, включать работу с робототехникой и цифровыми помощниками.
Основные навыки преподавателя по ИИ
Задача преподавателя по ИИ — доступно рассказывать аудитории о сложных вещах. Специалисту нужно понимать теорию ИИ и машинного обучения, а также обладать педагогическими навыками.
Чтобы стать преподавателем по ИИ, понадобятся:
- понимание концепций ИИ. Для этого нужны знания математики, статистики, алгоритмов и методов машинного обучения, нейронных сетей, обработки естественного языка;
- базовые знания языков программирования, которые применяются в сфере ИИ. Например, Python, R, Java или C++. Также важно уметь пользоваться библиотеками и фреймворками, такими как PyTorch или TensorFlow. С их помощью учащиеся смогут разрабатывать собственные нейросети;
- навыки составления промптов, то есть запросов к нейросетям. От качества запроса зависит ответ модели. Преподавателю, который хочет научить людей как можно полнее использовать возможности ИИ, важно уметь объяснить людям, как получить от ИИ нужный результат;
- понимание, как работают голосовые помощники, «умные» устройства, домашние роботы. Преподаватель будет объяснять, как использовать технологии ИИ в повседневной жизни, как машины взаимодействуют с людьми и окружающим миром, как они обучаются;
- навыки преподавания. Специалист должен знать, как использовать различные методы и техники обучения, чтобы вовлечь учащихся в процесс, уметь объяснять сложные концепции ИИ, адаптировать материал к уровню подготовки учащихся, разрабатывать лекции и курсы;
- способность к непрерывному обучению. Технология ИИ переживает настоящий бум, поэтому преподаватель должен постоянно следить за последними достижениями в сфере и обновлять свои знания;
- коммуникативные навыки. Преподавателю важно уметь найти общий язык со множеством людей с разными способностями и знаниями, чтобы качественно донести до них информацию;
- знания этических принципов. Все чаще поднимается тема этических вопросов, связанных с ИИ. Правительства разных стран активно обсуждают правовые нормы в этой сфере. Преподаватель должен знать аспекты регулирования и принципы этичного использования ИИ, чтобы учащиеся правильно использовали эту технологию.
Откуда пришла профессия
Корни профессии уходят в 1950-е, когда ученые начали исследовать возможности создания интеллектуальных систем. В 1956 году в Дартмутском колледже (США) состоялся семинар, который считается отправной точкой развития ИИ как отдельной области исследований. В 1959 году в Массачусетском технологическом институте была основана лаборатория ИИ, затем первые курсы по ИИ стали появляться и в других университетах.
В 1990-х и 2000-х, с ростом вычислительных мощностей и появлением новых методов машинного обучения, спрос на специалистов и, следовательно, преподавателей по ИИ увеличился. Правда, образовательные программы были ориентированы на студентов технических специальностей и предлагали углубленное изучение алгоритмов, методов и инструментов ИИ.
В 2011 году Apple представила голосового ассистента Siri, встроенного в iPhone 4. С тех пор цифровые помощники стали быстро интегрироваться в быт человека. Так появилось еще одно направление развития ИИ, с которым может работать преподаватель.
Сейчас образовательные программы в области ИИ продолжают формироваться. Большинство современных курсов имеют техническую направленность и созданы для обучения, скорее, разработчиков, чем широкой аудитории. Например, программы по ИИ есть при известных мировых университетах: Стэнфорде, Оксфорде, MIT, а также на онлайн-платформах Coursera и Stepik.
Тренды и направления профессии
ИИ активно меняет рынок труда, повышая спрос на специалистов, которые обладают навыками в этой сфере. В отчете Всемирного экономического форума за 2023 год подсчитали, что из-за появления ИИ и связанных с ним технологий появится 69 млн новых рабочих мест. Поэтому можно смело предположить, что профессия преподавателя по ИИ тоже будет активно развиваться.
Быстрые темпы инноваций в ИИ создают спрос на непрерывное образование и переподготовку. Преподаватели по ИИ будут вести курсы и программы для профессионалов, которые хотят обновить свои навыки и остаться конкурентоспособными на рынке труда.
Вероятно, профессию изменит появление сильного ИИ (AGI), который будет обладать возможностями, сравнимыми с человеческими, иметь сознание и свободу воли. Преподаватель по ИИ будет обучать людей взаимодействию с человекоподобными помощниками и роботами, в которых встроен AGI.
Дисциплины по ИИ уже включают в школьные программы. Например, в 2024 году в Гонконге появился курс о нейросетях для школьников младших классов, в котором они изучают влияние искусственного интеллекта на общество и использование нейросетей на практике.
Скорее всего, для будущих поколений обучение ИИ станет обязательным уже в школе. В России такие программы тоже стали появляться: например, есть проект «Академия ИИ для школьников», который реализуется благотворительным фондом «Вклад в будущее» при поддержке «Сбера». Возможно, в будущем профессия школьного учителя по ИИ будет выделена в отдельное направление.
Как стать преподавателем по ИИ
Один из вариантов стать преподавателем — сначала самому изучить технологии ИИ, например, пройти онлайн-курсы Стэнфордского университета или магистерскую программу МФТИ «Современные методы искусственного интеллекта». Затем можно получить дополнительное образование в области педагогики, например пройти магистерскую программу «Педагогическое образование» в НИУ ВШЭ.
Также курс «Преподаватель в области искусственного интеллекта» можно изучить в национальном центре когнитивных разработок на базе университета ИТМО.
Колледж цифровой экономики и технологий предлагает пройти переподготовку по программе «Педагогическое образование: теория и методика преподавания искусственного интеллекта в образовательных организациях». Слушатели курса могут изучить теорию и методику преподавания ИИ в школах и колледжах.
Для преподавателя важно быть в курсе последних достижений в сфере ИИ. Поэтому такой специалист должен постоянно обучаться самостоятельно: посещать конференции, сотрудничать с другими преподавателями и исследователями ИИ, следить за передовыми решениями в этой сфере.