Цифровое воспитание детей: что делать, когда запреты не работают

Фото: «Альпина Паблишер»
Фото: «Альпина Паблишер»
Разбираемся, как родители могут помочь подросткам построить здоровые отношения с гаджетами без скандалов и нравоучений

Родители подростков наблюдают, что жизнь их детей, а иногда и всей семьи, во многом сосредоточена вокруг гаджетов. Возникают вопросы о безопасном использовании новых технологий, о цифровом воспитании и способах справиться с тревогой из-за того, что ребенок проводит все время с телефоном в руках и кажется недоступным для разговоров. В книге доктора медицины Тео Компернолле «Подросток и гаджеты» представлены ответы на эти актуальные вопросы.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Дети в интернете: риски, о которых нужно знать родителям

Кто автор

Тео Компернолле, специалист в области нейропсихиатрии, посвятил многие годы изучению научных работ в сферах медицины, биологии, психологии, неврологии и физиологии, а также менеджмента. Но его основной интерес касается влияния стресса на работу мозга. С начала своего профессионального пути он стремился делиться этими знаниями с широкой аудиторией. Тео Компернолле написал научно-популярные книги «Мозг освобожденный» и «Возьмите все от вашего мозга» для взрослых, желающих избежать перегрузок и реализовать свой интеллектуальный потенциал. В ответ на запросы обеспокоенных родителей он также написал книгу о том, как гаджеты влияют на детей.

Автор убежден, что важно научить детей обращаться с технологиями без вреда для здоровья, чтобы их мозг продолжал работать нормально и они могли достигать своих целей в жизни. Для этого дети, по мнению ученого, должны быть подкованы в цифровом плане и уметь использовать гаджеты с умом. И это возможно в том случае, если они будут свободны от порабощающего влияния электронных устройств.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Ученые выяснили, что дети готовы больше рассказать роботам, чем родителям

О чем книга

Тео Компернолле в своей книге преследует главную цель — помочь родителям освободить детей от телефонного рабства. При этом он не запугивает читателей, а последовательно и спокойно рассказывает, как подарить детям безопасную цифровую среду. Сначала ученый объясняет преимущества того, чтобы всегда быть на связи, и рассказывает о недостатках постоянного нахождения онлайн. Далее Тео подсказывает родителям, как творчески изменять негативные факторы так, чтобы дать волю мозгу ребенка, подкрепляя каждый свой тезис ссылками на научные исследования. Он простым языком объясняет, как работает человеческий мозг, в частности мозг подростка, и как он может «сломаться» от переизбытка когнитивных усилий. В заключительной части книги Тео пишет о том, почему люди неправильно используют гаджеты, к каким последствиям это может привести и как на это влияет общество.

Фото:Shutterstock
Экономика образования TikTok, soft skills и свой бизнес: что считают важным современные дети

Три причины, почему сидение в интернете становится плохой привычкой, приводящей к зависимости

Наша способность длительное время сидеть в телефоне, отдавая себе отчет в том, что это вредно, связана с тем, как работает мозг. Тео Компернолле объясняет, что наш рефлекторный мозг заставляет нас реагировать на раздражители, а наш думающий мозг, по идее, должен рационально тормозить это. Первый мозг говорит «делай сейчас», а второй — «остановись». Рефлекторный мозг реагирует быстрее, чем думающий, и пусть он опережает всего лишь доли секунды, этого достаточно, чтобы рефлексы были на шаг впереди.

Для подростков риск стать зависимыми выше, потому что развитие думающего мозга отстает от развития рефлекторного мозга. Более того, Тео предупреждает, что подросткам очень трудно освободиться от цифровых медиа, как только они подсели на них, потому что система вознаграждений изменяет химию мозга, заставляя их хотеть выйти в интернет. В результате они продолжают реагировать на все сигналы — даже призрачные, — чтобы схватить мобильный телефон или зайти в игру.

В книге перечислены 12 причин, по которым подростки да и взрослые становятся заложниками гаджетов. Перечислим три из них.

  • Мы любознательны от природы. Изучение нового с точки зрения эволюции уже давно управляется рефлекторным мозгом и не требует больших усилий. Любознательность важна для выживания. Режим исследования, вероятно, даже имеет собственную схему, и нахождение чего-то нового дает мозгу дофаминовый всплеск.
  • Наше поведение во многом зависит от ориентации на социальные взаимодействия. Желание быть принятыми и оцененными другими людьми совершенно нормально, однако если мы не уверены в себе, то будем реагировать сильным чувством тревоги даже на малейший отказ. Подростки могут переживать, что их отвергнут в социальных сетях. Тео Компернолле назвал этот феномен FOBE: Fear of Being Excluded — «страх быть исключенным». Вместо того чтобы отстраниться от социальной сети, подростки могут навязчивее проверять ее, тщетно ища одобрения, что увеличивает риск быть отвергнутым. Маркетологи и разработчики приложений наживаются этом порочном круге, прекрасно зная, что подростки тревожатся из-за FOBE сильнее.
  • Виртуальное общение — способ выстраивать коммуникацию для тех, кому установить реальные социальные связи слишком сложно.

Фото:Freepik
Социальная экономика Время за гаджетами в детстве может повлиять на здоровье сердца в юности

Цитаты

  • «Наши дети да и мы сами можем использовать современные технологии двумя способами: либо для осмысленного сбора информации для достижения личного успеха, либо для бездумного (и подвергающего зависимости) поглощения интересной, но по большей части бесполезной информации».
  • «Все еще хотите продолжать пользоваться приложениями, отнимающими время, но не импульсивно? Сделайте так, чтобы до них было как можно труднее добраться».
  • «Будьте образцом для подражания, убедитесь, что с вас можно брать пример. Дети учатся копируя. Не хотите, чтобы ваш ребенок слишком быстро сдавался или часами сидел в мобильном телефоне? Тогда сами демонстрируйте образцовое поведение. Занимательный факт: недавнее исследование показало, что 81% родителей говорят, что тратят на смартфон время, которое на самом деле следовало бы потратить на своего ребенка».

Фото:Gululu
Индустрия 4.0 5 полезных гаджетов для школьников

Зачем читать

Существует множество хороших книг и веб-сайтов с практическими советами о том, как научиться правильно использовать гаджеты. Но книга «Подросток и гаджеты» Тео Компернолле в отличие от всех остальных фокусируется на цифровой свободе — способности ребенка проводить достаточно продолжительное время без гаджета, не испытывая психологического дискомфорта. Обладание цифровой свободой значит, что ребенок определяет, когда, зачем, где и как долго он пользуется гаджетом, а не мобильное устройство диктует ему это. То есть ребенок способен контролировать и удерживать внимание, и он может расслабиться, даже если у него нет доступа в интернет.

Обновлено 09.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть