«Стартап как диплом»: что вы знаете об этой инициативе?
1 / 7
Когда впервые опробовали программу «Стартап как диплом» в России?
2016
2017
2018
2019
2 / 7
Что из перечисленного правда о защите бизнес-идеи вместо диплома?
Студенты обучаются на примере реального проекта, который сразу становится для учащегося своим
Это может создать трудности при поиске работы, потому что многие компании привыкли, что студенты защищают академические исследования
Студенты могут потерять мотивацию, так как защита бизнес-идеи не предоставляет четкого формального завершения учебного процесса
Студент переходит из классической для него позиции «владельца» исследования в позицию исполнителя проекта
3 / 7
В чем проблема роста популярности такого подхода?
Это не закреплено законодательно
У студентов нет предпринимательской жилки
Нет единой документации и методологии
Родители студентов сопротивляются внедрению инноваций
4 / 7
Что могло бы помочь распространить инициативу?
Появление экспертного совета в университете, привлечение лидеров индустрии
Отмена системы оценивания в университете
Замена теоретических дисциплин практическими
Регистрация всех студентов как ИП
5 / 7
Как университет может работать с предпринимателями, чтобы студенты чаще выбирали создание стартапов вместо написания дипломов?
Заключать соглашения о сотрудничестве
Разрешить предпринимателям финансировать только стартапы, сданные на «отлично»
Обучать детей предпринимателей бесплатно
Привлекать предпринимателей в качестве наставников для студентов
6 / 7
Как университет может заинтересовать студентов делать стартапы вместо дипломов?
Разрешить выбирать традиционный диплом только отличникам
Создать и поддерживать среду, где студенты-создатели стартапа регулярно встречаются с предпринимателями
Ввести обязательные курсы предпринимательства
Устроить конкурс, где студентам выдаются дипломы об образовании за самый оригинальный стартап, даже если он еще не приносит прибыли
7 / 7
Что может осложнить инициативу создания стартапа?
Двойная нагрузка на студентов — им приходится проходить стандартную процедуру защиты и выступать перед предпринимателями по бизнес-вопросам
Отсутствие конкуренции и высокие шансы на успех в создании стартапа, даже при минимальных усилиях
Невозможность перевыбрать тему стартапа, если понял, что она тебе не нравится
Нежелание бизнеса финансировать студенческие стартапы
/ 7
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
/ 7
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
/ 7
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
/ 7
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
/ 7
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
/ 7
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
/ 7
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
/ 7
Поздравляем! Вы ответили правильно на все вопросы
«Стартап как диплом»: что вы знаете об этой инициативе?
Когда впервые опробовали программу «Стартап как диплом» в России?
Что из перечисленного правда о защите бизнес-идеи вместо диплома?
В чем проблема роста популярности такого подхода?
Что могло бы помочь распространить инициативу?
Как университет может работать с предпринимателями, чтобы студенты чаще выбирали создание стартапов вместо написания дипломов?
Как университет может заинтересовать студентов делать стартапы вместо дипломов?
Что может осложнить инициативу создания стартапа?
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
Вы пока слабо понимаете, в чем суть инициативы «Стартап как диплом»
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
Вы уловили суть инициативы «Стартап как диплом», но поняли не до конца
Поздравляем! Вы ответили правильно на все вопросы
Обучение на примере реального проекта
С 2021 года студенты 40 российских вузов вместо защиты традиционного диплома могут защитить свою бизнес-идею. Преимущества подхода объяснял декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Антон Гопка: «Обучение на примере реального проекта, который сразу становится для учащегося своим, меняет роли преподавателя и студента, меняет методологию. Для нас важно дать студенту попробовать сделать то, что кажется контринтуитивным. Такой подход к обучению позволяет учащимся проверить сложную гипотезу, не переживая за неуспех или потери».
С этим мнением согласился Александр Осадченко, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ: «Главное преимущество такого формата защиты для студентов — изменение парадигмы мышления: из классической для студента исполнительской позиции перейти в позицию владельца проекта. Сегодня наиболее важным показателем востребованности выпускника является метрика time-to-project (время включения в проект). Сегодня нет времени ждать, пока работник разберется, переучится и пройдет адаптацию».
Нет четких критериев отбора бизнес-проектов
Несмотря на явный плюс нового формата, практическую ориентированность дипломной работы, он довольно медленно набирает популярность среди будущих специалистов. Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ и директор технопарка «Русский», объяснил, что «университеты считают стартапами разные сущности». То есть в одном вузе достаточно презентовать лишь идею, а в другом придется привлечь инвесторов и осуществить продажи.
Опрошенные студенты и преподаватели действительно назвали главной проблемой программы отсутствие единой документации и методологии. В этом вопросе мнение директора технопарка «Русский» таково, что допускать к защите следует только командные проекты, у которых есть MVP (прототип), понятная модель финансирования и потенциал масштабирования.
Нехватка квалифицированных кадров
Трудности при осуществлении инициативы вызывает и отсутствие квалификации у преподавателей. «Стартап как диплом» для университета — это драйвер для трансформации формата обучения. Появляется экспертный совет, привлекаются лидеры индустрий, постепенно эти люди входят в университет и становятся спикерами, преподавателями, экспертами, менторами и т.д. Если этого повода нет, если нет ярких проектов, то привлечь лучших практиков в стены вуза крайне сложно — в них просто нет необходимости. Нужно внедрять новые возможности, тогда на них придут практики», — пояснил Гопка.
Похожий путь трансформации описал академический директор программы MOOVE by Skolkovo MTS Александр Колегов: «Учебным заведениям нужно создавать больше условий для «гибридного» обучения, когда студенты, учась в магистратуре, помимо академических знаний работают над своим стартапом с более опытными предпринимателями. Учебные заведения должны обеспечивать среду, где команда встречается с предпринимателями. За счет этого возможен не только бизнес-результат, но и процесс самого обучения или практического применения знаний становится более ценным для студентов».
Сверхнагрузка на студентов
Очередная сложность инициативы «Стартап как диплом» — двойная нагрузка на будущих специалистов. Боровиков признался, что сразу после запуска инициативы у студентов ДВФУ действительно была как стандартная защита, так и выступление перед предпринимателями и бизнес-экспертами. Кстати, сами выпускники, столкнувшиеся с новвведением, отмечают, что это не было похоже на защиту двух дипломов и не вызвало больших трудностей. В любом случае в ДВФУ теперь все иначе. «Сейчас проходит одна защита, которая больше похожа на презентацию на демо-днях. Это своего рода питч про бизнес-составляющую проекта», — заверил заместитель проректора.
Несмотря на все сложности, запуск собственного бизнеса — хорошее подтверждение высокой квалификации, полученной в вузе. Среди главных преимуществ формата студенты отмечают работу над реальным полезным проектом, развитие прикладных навыков, а также общение с реальными экспертами, которые могут стать инвесторами и покупателями продукта.
Эксперты «РБК Трендов» о стартапах: