41% родителей считает, что детей нужно учить инклюзии

41% родителей считает, что детей нужно учить инклюзии
К 1 сентября в VK опросили российских родителей и узнали, как они относятся к «инклюзивной» детской дружбе, и есть ли в их близком кругу дети с инвалидностью, а также с особенностями физического и ментального развития

Данные опроса показали, что у трети (31%) российских нормотипичных детей и детей без инвалидности в возрасте 4–14 лет есть друзья или знакомые с инвалидностью. Больше половины опрошенных родителей (57%) считают, что эта дружба ничем не отличается от дружбы с детьми без инвалидности. 34% уверены, что такое общение полезно для всех участников. Чаще всего инклюзивное общение происходит на прогулках, на детских и спортивных площадках (50%), в школе или детском саду (41%), дома или в гостях (30%).

Александра Бабкина, директор социальных проектов VK и руководитель VK Добра:

«Под «инклюзивной» дружбой мы понимаем беспрепятственное и безбарьерное общение детей с инвалидностью и без нее, нормотипичных детей и детей с ментальными особенностями, то есть абсолютно всех, вне зависимости от особенностей здоровья и восприятия. Данные, которые мы получили, говорят о том, что чем младше дети, тем чаще они готовы взаимодействовать с детьми с особенностями так же, как с остальными. Такое отношение к окружающим хочется транслировать и во взрослую среду, менять отношение к стигматизированным темам и говорить о том, что «с детьми с особенностями можно дружить».

Также родители рассказали, как их дети реагировали на детей с ОВЗ во время случайной встречи на прогулке или в других местах. При встрече с детьми с инвалидностью почти половина (47%) детей спрашивали у родителей, что с ними не так. Еще треть (33%) общались как с другими детьми и четверть (25%) не обращали внимания на особенности развития детей с инвалидностью, а 20% испытывали любопытство и интерес.

Мария Климашкина, директор благотворительного фонда «Игра»:

«Инклюзией легко «обозвать» новый пандус у крыльца, появление ребенка с инвалидностью в классе или разовое финансирование. Но она — про ценность уважения и требует системных изменений: инвестиций в квалификацию управления школы, дополнительных специалистов, методическое обеспечение. Инклюзия — это комфорт и безопасность каждого: на инвалидной коляске, с веснушками, из многодетной семьи или оставшегося на второй год. Мы хотим выбирать лучшее будущее, где старость, бедность, болезнь, любое другое обстоятельство слабости не лишит нас места в обществе, возможности самовыражаться, быть видимым и слышимым. Поэтому инклюзия — не выбор для каких-то специальных детей и родителей, это наш общий сложный путь».

Фото:Unsplash
Социальная экономика Ложка и планшет: как общаться с человеком, который не может говорить

Абсолютное большинство опрошенных родителей согласны с важностью широкого информирования о том, как правильно общаться с детьми с инвалидностью, и считают отсутствие таких знаний главной проблемой взаимодействия детей (41%). При этом большинство респондентов считают, что знают, как общаться с детьми с инвалидностью, с отсутствием достаточных знаний согласились только 21%.

Нурсина Галиева, менеджер проектов благотворительного фонда «Даунсайд Ап»:

«Большинство стереотипов, которые существуют у людей без инвалидности насчет инклюзии, возникают из-за отсутствия личного опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью. Если бы с самого раннего детства все вместе ходили в детский сад, в школу, вместе бы играли на детских площадках, ходили в кино, получали высшее образование, работали, встречались каждый день, то большинству стереотипов было бы просто неоткуда взяться. Именно поэтому инклюзия с самых первых дней жизни каждого человека является самым простым и эффективным механизмом для разрушения стереотипов и создания другого общества, где все — на равных».

В исследовании приняли участие 1400 человек из крупных российских городов с населением от 250 тыс. человек, из них 61% мам и 39% отцов, у которых есть дети в возрасте от четырех до 14 лет.

Исследование VK прошло в рамках долгосрочного социального проекта «Можно дружить», который посвящен развитию инклюзии как в Сети, так и за ее пределами. В 2022 году эксперты VK выяснили, как родители относятся к инклюзивному обучению.

18 марта 2023 года в компании инициировали социальную кампанию «Контент для каждого» о том, что соцсети и интернет должны быть местом комфортного общения пользователей, потребления и создания контента, вне зависимости от особенностей восприятия и развития. Также ежегодно с лозунгом «можно дружить» проходит социальная кампания, посвященная дню осведомленности об аутизме.

Обновлено 01.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть