А в чем тренд?
Такие нейросети, как ChatGPT и Midjourney, уже генерируют качественный контент. Причем не всегда можно отличить автора — человек это или искусственный интеллект. Это поднимает вопрос о том, является ли творчество уникальным человеческим навыком, учитывая, что созданные ИИ произведения искусства уже продаются на главных аукционах мира.
Нейросеть может быстро обучаться и преобразовывать запросы в текст, изображения, музыку или иной контент, похожий на работы известных творцов, на которых она обучалась. Однако креативность ИИ все еще далека от человеческой.
Как творит ИИ
По мнению исследовательницы из Университета Сассекса Маргарет Боден, существует три вида креативности:
- комбинаторная креативность объединяет знакомые идеи;
- исследовательская креативность порождает новые идеи, меняя принятый стиль мышления, исследуя его содержание, границы и потенциал;
- трансформационная креативность означает генерирование идей за рамками существующих структур и стилей для создания чего-то совершенно оригинального.
Современный ИИ создает контент исключительно в форматах первых двух видов. Его творчество синтетично, основано на предыдущих образах и концепциях. Оно также носит систематический, а не импульсивный характер, как это часто бывает с человеком. ИИ запрограммирован на обработку информации для достижения конкретных результатов объяснимым, хотя и неожиданным образом. В этом заключается самое существенное различие между художниками и ИИ: если первые ориентированы на себя и на продукт, то последний опирается только на потребителя — люди получают исключительно то, что запрашивают.
Совместное творчество ИИ и человека
В 2023 году генеративный ИИ лучше всего работает вместе с людьми-партнерами. В этом случае синтетическая креативность искусственного интеллекта улучшает и дополняет человеческое творчество.
Алармистская шумиха вокруг этих инструментов опережает реальность и сгущает краски. История искусства показывает, что технологии редко вытесняли человека из любимой сферы. Фотоаппарат не уничтожил художников-портретистов, кино не убило театр, а телевидение — радио.
Синтетическое творчество ИИ может принести огромную пользу бизнесу и маркетингу.
- Реклама — Ogilvy Paris использовала систему DALL-E для создания альтернативной версии картины «Молочница» Яна Вермеера для йогуртов Nestle.
- Дизайн — Kartell, Philippe Starck и Autodesk при помощи ИИ создали стул, производство которого значительно экологичнее прежних разработок.
- Мода — Stitch Fix использовала ИИ для создания персонализированных визуализаций одежды на основе предпочтений клиента по цвету, типу ткани и стилю.