Что ждет сферу образования в будущем: ИИ как карьерный компас

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Главный тренд образования будущего ― искусственный интеллект, помогающий выбирать верный путь в жизни. Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng, прогнозирует, чего ждать в этой отрасли в ближайшие десятилетия

В 2023 году РБК исполняется 30 лет. В рамках юбилея мы решили не оглядываться назад, в прошлое, а наоборот — посмотреть вперед, в будущее.

Команда «РБК Трендов» подхватывает инициативу: на сайте проекта будут появляться колонки визионеров из сферы науки, образования, технологий, общества, экологии, образования. Вместе с ними мы попробуем представить, как будет меняться мир в течение 30 лет, каким он будет в 2053 году и какое место в нем будет занимать человек. Проект не предполагает точных прогнозов, вместе с экспертами мы пытаемся представить возможные направления и сценарии развития нашего общества, основываясь на трендах настоящего.

Об авторе: Рустам Айнетдинов, исполнительный директор крупнейшей в России EdTech компании Skyeng.

Фото: Михаил Гребенщиков для РБК
Фото: Михаил Гребенщиков для РБК

Образовательный навигатор: как проложить кратчайший маршрут к успеху

Представьте, что у вас с самого детства есть персональный ассистент, который вас ведет по жизни и по карьерному треку ― подсказывает, чему и когда учиться, выявляет ваши таланты, о которых вы и сами не знали, и придумывает, как приспособить их к делу. Вот это и есть главный тренд образования будущего.

Конечно, таким ассистентом будет не человек ― так будут работать алгоритмы ИИ. Мир меняется ― сложно, быстро и непредсказуемо. Человеческий мозг не способен оценить все возможные риски и возможности будущего. Даже эксперты ошибаются. Но алгоритмы видят не только очевидные тренды, но и то, что не замечают эксперты.

Если вам кажется, что это маловероятно на практике, подумайте, как работают современные навигаторы. Они умеют не только показывать те пробки, которые есть сейчас, но и прогнозировать, где и когда возникнет новый затор ― и на основе этих данных предлагать изменять путь. Они могут адаптировать маршрут, если вы свернули не туда, и пересчитывать время в дороге в зависимости от вашей скорости. При этом навигатор учитывает, что если он всех пустит по конкретному маршруту, то получится пробка. Он понимает, что кого-то лучше направить туда, а кого-то ― немного другим путем.

Так и персональный ассистент будет заниматься прогнозированием и для больших групп, и для конкретного пользователя. Например, он сможет высчитать, что если 10 млн землян бросятся осваивать вот эту новую модную профессию, наступит перенасыщение рынка. И кому-то будет советовать не эту специальность, а смежные области, которые больше подходят человеку по его талантам, интересам, а, возможно, даже и по генетическим предрасположенностям.

Личный ассистент поможет определить ближайшую конечную точку, пункт назначения ― в чем человек будет самореализован в результате всего этого обучения. И прокладывать туда самый быстрый или самый удобный маршрут: подсказывать, чему и когда учиться, менять траекторию, если появились новые данные. Например, возникла новая профессия или исчезла та, о которой ученик мечтал, человек увлекся какой-то новой областью или открыл в себе новый талант.

Когда разработкой образовательного трека занимаются люди, они сталкиваются с самыми разными когнитивными иллюзиями и ошибками. Кто-то с детства учится с прицелом на медицинский вуз, потому что он из семьи врачей. Кого-то ведут на балет, потому что мама мечтала стать балериной, ― а у ребенка, может, есть талант к программированию, а не к танцам. Очень часто люди развивают то, что у них получается плохо, потому что им кажется, что нет смысла работать над тем, что и так выходит хорошо. Хотя для их цели было бы лучше максимально развить одну способность, чем научиться делать все, но на очень среднем уровне.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Как и зачем бизнес и частные инвесторы вкладываются в детское образование

Как ИИ сделает нас счастливее

Пожалуй, главное отличие образования будущего в том, что у него не будет никакой неизменной конечной точки ― момента, в котором человек может себе сказать: «Вот, я выучился всему, что надо знать, и стал тем, кем хотел». Есть только ближайшая точка, промежуточная цель. Все изменяется настолько быстро, что разработать долгосрочный план даже на десять лет вперед невозможно. Но можно максимально прокачать умения, которые потребуются в самом ближайшем будущем.

Сегодня люди порой не понимают, что и почему им сейчас важно изучать: английский, Python или что-то еще, развивать креативность или умение работать в команде. Предметов много, а эффект трудно подсчитать. Но персональный ассистент будет постоянно анализировать изменения на рынках и в профессиях, все макро- и микроэкономические показатели и подсвечивать человеку риски и зоны роста: «Вот в этом навыке вы отстаете, через год он будет необходим, вот что нужно освоить, чтобы оставаться востребованным». Такой подход работает на мотивацию ― вы сразу понимаете, зачем вам тратить время на учебу и что она вам даст в итоге.

Такой персонализированный трек для каждого поможет сделать людей максимально приспособленными к жизни, зарабатывающими на любимом деле и счастливыми. Ведь мало кто способен работать хорошо, если ему кажется, что он занимается не своим делом и вообще где-то в жизни свернул не туда.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика 68% зумеров интересуются дополнительным образованием

Обучение и рынок труда

Сейчас рынок труда и рынок образования пересекаются мало, и это ― проблема. Потому что на самом деле это один рынок. Не может быть никакого образования, которое не нужно рынку труда.

Конечно, мы не говорим о хобби, которыми человек занимается только ради развлечения. Можно смотреть видеоблоги сомелье, если вам это просто интересно, вы хотите скоротать вечер и расширить свой кругозор. Это ― не образование, это ― просвещение. Но если вы рассчитываете как-то использовать свои навыки, например, стать сомелье, то осваивать их нужно с оглядкой на спрос.

Раньше жизнь менялась циклами в 30–40 лет, сейчас она меняется 10-летними периодами и продолжает ускоряться. И рынок труда идет в ногу с этими переменами, а образование отстает. Вузы не готовят специалистов, которые нужны здесь и сейчас, и уж тем более не работают на опережение. Поэтому так важно, чтобы образование исследовало рынок труда и предугадывало его тренды, позволяя людям учить то, что потребуется даже не сегодня, а завтра.

Конечно, предсказания не всегда будут идеально верными. Поэтому основная конкуренция развернется между теми образовательными организациями, которые предоставят ученикам более точную модель прогнозирования.

А само образование в конечном счете будет направлено на максимальное раскрытие потенциала каждого человека и будет гарантировать ему не просто трудоустройство, но самореализацию и в итоге — счастье.

Обновлено 27.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть