Кто такой разработчик интеллектуальных туристических систем
Разработчик интеллектуальных туристических систем — это специалист, который создает автоматизированные сервисы для покупки билетов, бронирования гостиничных мест, планирования маршрутов. Если десять лет назад проще было доверить свой отпуск турагентству, то сегодня мы можем организовать поездку самостоятельно и без лишних хлопот, а такие платформы, как AviaSales, TripAdvisor, а в отдельных регионах Airbnb и Booking, помогают в этом.
Интеллектуальные туристические системы отличаются удобством для пользователя и, что немаловажно, помогают ему составить свой персональный маршрут, которого не найти ни в одном групповом туре. Спрос на простые, быстрые, «бесшовные» решения в этой сфере будет только расти.
Роман Блинов, директор департамента развития компании «Кортеос», эксперт в области делового туризма и процесса организации командировок:
«Есть большое количество сервисов, которые формируют экосистемы вокруг себя в пределах одного окна. Все начинается с корневых услуг — покупки авиабилета, бронирования гостиницы, тура — и заканчивается дополнительными «плюшками» вроде страховки, трансфера, такси, продажи тревел-sim-карты. Или к сервису подключаются партнеры. Например, AviaSales кроме поиска авиабилетов предлагает подобрать отель на сайте Островок.ру».
«Рынок IT-туризма включает в себя не только агрегаторы: это и железнодорожные операторы вроде РЖД (они еще весной 2022 года добавили функционал по бронированию отелей), и IT-корпорации вроде «Яндекса», который успешно заменил ушедший Booking своими «Яндекс.Путешествиями». Это сервисы для гидов и агрегаторы путеводителей: даже в кризис у рынка сохранится большой потенциал роста, ведь внутренний туризм еще предстоит освоить, а государство охотно поддержит импортозамещение в IT», — рассказывает Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум», член Общественного совета при Минцифры России.
Какие задачи решает разработчик интеллектуальных туристических систем
Виталий Куделя, Data Scientist в TUTU, считает, что разработчик интеллектуальных туристических систем — это Data Scientist, работающий в туристической индустрии. То есть это специалист, который собирает и анализирует данные, чтобы определять важные закономерности для туристической компании и прогнозировать наиболее вероятное развитие событий. Роман Блинов из «Кортеоса» поддерживает эту точку зрения.
Роман Блинов:
«Задача разработчика в том, чтобы максимально продумать пользовательский путь, предугадать его поведение и потребности, а затем красиво преподнести нужные ему решения, чтобы он даже не догадался, как глубоко исследовались данные о нем. Как человек вел себя в похожих условиях? Куда нажимал? На какой странице и сколько времени он находился? Какие покупки он до этого совершал? Все это помогает удержать пользователя на сайте и монетизировать его нахождение на платформе».
Эксперты выделяют несколько задач разработчика интеллектуальных туристических систем:
- монетизировать трафик пользователя, который зашел в туристическую систему;
- построить систему, которая предвосхищает пользовательский путь, учитывая все вводные о нем, и органично формирует необходимый ему пакет услуг;
- внедрять в сервис новые услуги;
- писать код для реализации технических задач сервиса;
- упрощать взаимодействие пользователя с сервисом.
Основные навыки разработчика интеллектуальных туристических систем
Валерий Сидоренко объясняет, что разработчиком может быть узкопрофильный айтишник, «заточенный» под конкретные задачи и поднаторевший именно в тех системах и алгоритмах, которые использует IT в сфере туризма.
«С другой стороны, речь может идти и о появлении нового класса междисциплинарных профессионалов — не узкопрофильных айтишников, а специалистов по клиентскому опыту с глубинным знанием программирования, — говорит Сидоренко. — В этом случае помимо IT-квалификаций и «жестких» навыков такому специалисту понадобится глубокое понимание UX/UI (пользовательского опыта и работы с пользовательскими интерфейсами) и анализа клиентских данных. От простоты использования и юзабилити приложений и сайтов напрямую зависит выручка сервисов — а конкуренция на рынке высока. Пригодятся и «мягкие» навыки — тем более, что IT-сообщество традиционно славится их нехваткой — а также умение работать в «бирюзовых» и децентрализованных командах и знание основ проектного менеджмента».
Виталий Куделя:
«Для Data Scientist'а необходимо уметь программировать, обычно на Python, знать статистику, разбираться и уметь применять в зависимости от задачи основные алгоритмы машинного обучения (gradient boosting, random forest, linear/logistic regression, neural networks). Из личных качеств крайне желательно внимание к деталям, упорство и готовность постоянно изучать новые технологии из-за быстрого развития отрасли».
Какое образование пригодится разработчику индивидуальных туристических систем
Из классического образования специалисту пригодятся знание математики и программирование, поэтому логично будет учиться на факультетах по этим направлениям. Это могут быть, например, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, факультет инноваций и высоких технологий МФТИ, факультет компьютерных наук ВШЭ.
«Есть классные возможности дополнительного образования в Школе Анализа Данных Яндекса и Ozon Masters, на эти курсы серьезный отбор кандидатов, — добавляет Виталий Куделя. — В профессии также есть «самоучки», которые без профильного образования добились высокого уровня. На просторах интернета есть множество ресурсов для обучения, платных и бесплатных, поэтому при достаточном трудолюбии и дисциплине все возможно. Из-за быстрого развития IT-индустрии даже опытным специалистам приходится периодически изучать новые подходы и технологии».
Где работать разработчику интеллектуальных туристических систем
«С уходом крупных зарубежных сервисов, таких как Booking и Airbnb, на российском рынке освободилась серьезная ниша подобных платформ. Внимание и трафик пользователей стараются захватить как опытные, так и новые компании, и всем им нужны люди», — отмечает Роман Блинов. Люди по-прежнему хотят планировать поездки в привычном и удобном онлайн-формате, а специалистов, по словам эксперта, на стыке IT и туризма категорически не хватает. Поэтому вакансий среди компаний-агрегаторов билетов и сервисов для путешествий в ближайшее время будет много.
Тренды и направления профессии
Виталий Куделя из TUTU выделяет несколько основных трендов в профессии:
- Стремление к закрытию всех потребностей путешественника с помощью «экосистемы». Пользователю, купившему авиабилет, сервис будет рекомендовать несколько отелей в городе прилета, предлагать всевозможные страховки, список достопримечательностей, экскурсий и всего, что может потребоваться путешественнику.
- Развитие алгоритмов, упрощающих выбор из огромного многообразия. Часто в городе есть сотни или даже тысячи вариантов отелей, и самостоятельно их просмотреть пользователь не может. Поэтому хорошее ранжирование является необходимостью для конкурентоспособности.
- Тренд на персонализацию. У всех разные потребности, возможности и представления о комфорте. Используя статистику о поведении пользователя на сайте и в приложении, можно с большей точностью определить его предпочтения и предложить наиболее подходящий для него вариант.