Об авторе: Мария Маслова, директор TalentTech Консалтинг, HR-эксперт.
Такой подход к работе с персоналом в 2023 году выбрал 71% HR-специалистов. Особенно остро эта проблема стоит в крупных компаниях, в то время как малый бизнес сосредоточился на повышении эффективности уже сложившихся команд.
Такие данные содержатся в исследовании «HR-вызовы — 2022–2023», которое провели аналитики разработчика HRTech-решений TalentTech.
Методология исследования
В онлайн-опросе для исследования «HR-вызовы — 2022–2023» приняли участие 310 компаний-респондентов. Это рекрутеры, менеджеры по персоналу, HRD и руководители компаний малого (24%), среднего (20%) и крупного бизнеса (56%). В 29% компаний работают более 1 000 сотрудников. Исследование охватило разные сферы экономики: IT-сферу, производство, строительство, агропромышленность, телеком, транспорт и логистику, ритейл и оптовые продажи, HoReCa, образовательные и финансовые организации, фармацевтическую отрасль и другие.
Какими задачами 2022 год запомнился работодателям
Ключевой задачей для HR-специалистов в 2022 году оказался подбор персонала. Об этом заявили 40% опрошенных. Среди самых сложных направлений они отметили:
- поиск топ-менеджеров и высококвалифицированных кадров,
- подбор замены неэффективным сотрудникам,
- быстрое закрытие сразу множества вакансий.
В целом удержание персонала оказалось второй по популярности HR-задачей. 27% опрошенных отметили, что в 2022 году им было важно сохранить коллектив и доверие сотрудников к работодателю. Для этого компании улучшали условия труда, налаживали внутренние коммуникации, придумывали новые подходы к мотивации персонала и проводили мероприятия по повышению вовлеченности. Свою роль здесь сыграла и массовая релокация: в 17% компаний есть сотрудники, которые уехали в другие страны, а у 7% еще и уволились.
У 11% работодателей приоритетной оказалась задача по обучению персонала. Во-первых, чтобы устранить недостаток в квалифицированных кадрах. Во-вторых, чтобы удержать тех, кто хочет развиваться. В-третьих, чтобы повысить эффективность работы сотрудников и всей компании в новых условиях. С этой же целью 10% работодателей проводили общую оптимизацию бизнес-процессов: в одних случаях — за счет пересмотра правил командного взаимодействия и изменения оргструктуры, в других — путем сокращений.
Что происходит с подбором персонала в России
Согласно результатам опроса, каждый третий работодатель в России занял выжидательную позицию и не торопится увеличивать штат: 23% респондентов остановили подбор по отдельным вакансиям, а 9% полностью заморозили поиски новых сотрудников.
Одновременно с этим 53% опрошенных заявили, что нанимают персонал как и раньше. А 15% работодателей стали открывать даже больше вакансий, чем до турбулентного 2022 года.
Требования к кандидатам не меняются или даже снижаются, чтобы расширить воронку поиска. Работодатели готовы доучивать новичков до нужного им уровня. Однако есть и такие компании, которые хотят нанимать уже готовых специалистов, например, в IT-сфере некоторые рассматривают разработчиков только уровня senior.
На подходы к отбору кандидатов повлияла и объявленная в России частичная мобилизация. Теперь работодатели охотнее приглашают на ключевые позиции женщин и соискателей старшего возраста. Также четверть респондентов (26%) признали, что из-за массового оттока специалистов за границу стало сложнее находить подходящих специалистов.
Как работодатели поддерживают сотрудников в условиях турбулентности
Согласно результатам исследования, каждая десятая компания в России (10%) не оказывала никакой поддержки сотрудникам в условиях постоянных перемен, которыми запомнится 2022 год. Такой стратегии чаще всего придерживались представители среднего бизнеса (17%). А крупные компании, наоборот, чаще проявляли заботу: только 6% работодателей в этом сегменте не уделяли внимания поддержке сотрудников.
Наиболее популярным форматом остается вербальная поддержка сотрудников. 49% работодателей проводили регулярные встречи, на которых руководство отвечало на вопросы, волнующие работников. Каждая третья компания также предоставляла сотрудникам психологическую помощь (32%) и юридическую поддержку (31%). 3% работодателей уделили внимание еще и аутплейсменту: они помогали сотрудникам устроиться в другие компании.
Особой поддержки потребовал и переход к новому формату работы из-за отъезда некоторых сотрудников за границу. 36% компаний помогали персоналу освоиться на удаленке, а 16% оказывали содействие по вопросам самой релокации, в том числе — искали варианты решения проблем с денежными переводами (5%).
Финансовая поддержка сотрудников осуществляется по двум сценариям. Первый — глобальный: с общей индексацией зарплат (27%) и расширением социального пакета (10%) сразу для всех работников. Второй сценарий — персональный: с повышением зарплат отдельным сотрудникам (29%) и дополнительными индивидуальными выплатами (18%).
Отразилось на подходах к поддержке персонала и объявление в России частичной мобилизации. Каждый четвертый работодатель (24%) отметил, что оказывает поддержку семьям мобилизованных сотрудников.
Как меняются HR-бюджеты на 2023 год
Примерно каждая вторая компания в России не собирается менять расходы на работу с персоналом в 2023 году. Это касается и подбора (49%), и удержания (45%), и обучения сотрудников (54%), а также работы над HR-брендом (56%).
Голоса тех, кто решил пересмотреть бюджет, разделились поровну: около четверти компаний планируют увеличивать расходы, столько же — собираются их уменьшить. Исключением оказался только бюджет на удержание персонала: 40% компаний хотят увеличить затраты по этому направлению, и лишь 15% готовы их снизить. Такой перевес еще раз подтверждает, что в 2023 году удержание кадров станет основной HR-стратегией в большинстве российских компаний.