Содержание:
Что такое скорочтение
Скорочтение — это набор методик, которые помогают быстро «проглатывать» большой объем текста. Среднестатистический человек читает со скоростью 200 слов в минуту [1], норма для выпускника начальной школы — 100-120 слов в минуту [2]. Скорочтением обычно считают темп от 400-500 слов в минуту, а шестикратная чемпионка мира может осилить до 4 тыс. слов за 60 секунд [3].
Люди с древности пытались научиться читать быстрее. Например, в Греции придумали метод письма «бустрофедон», при котором каждая новая строка разворачивается в противоположную сторону. Тогда взгляду нужно совершать меньше движений, попеременно перемещаясь по тексту слева направо и справа налево. [4]
Основу современного скорочтения составили открытия офтальмолога Эмиля Жаваля, который в конце XIX века изучал движения глаз при просмотре текста и то, как они влияют на скорость восприятия [5]. Первое полноценное пособие по быстрому чтению Reading Dynamics Course Guide выпустила в 1958 году школьная учительница Эвелин Вуд [6].
Как работает скорочтение
При чтении наши глаза охватывают определенную группу букв, которые образуют слова. Мы четко видим их в так называемой фовеальной области, хуже — в парафовеальной и совсем плохо — в периферической. Фовеальная зона примерно равна площади, которую занимает ваш большой палец на расстоянии вытянутой руки. [7]
Перемещая взгляд от одного набора букв к другому, глазами мы совершаем микродвижения для фиксации слов — саккады. В это время наш мозг идентифицирует прочитанное, с чем ему помогает проговаривание текста про себя — субвокализация.
В основном все школы скорочтения построены на том, чтобы развивать периферическое и парафавеальное зрение, сокращать количество или увеличивать скорость саккад и избавляться от лишней субвокализации. Несмотря на то, что эти техники действительно могут помочь читать быстрее, часто они негативно сказываются на глубине понимания материала.
Мифы о скорочтении
Главный миф, который окружает скорочтение, заключается в том, что скорочтение применимо для любых текстов и в любых ситуациях. Как показывает большое исследование американских психологов, чтобы феноменально быстро осваивать большие материалы, нужно быть хорошо знакомым с контекстом. [8]
Например, широко известен исторический факт, что Джон Кеннеди мог за несколько минут целиком осилить выпуск Washington Post. Но важно помнить, что он был глубоко погружен в информационную повестку газеты. То, что делал 35-й президент США, скорее называется беглым просмотром, скиммингом или чтением по диагонали.
Второе распространенное заблуждение гласит, что значительная часть слов в тексте не несет достаточно информации, а значит, их можно пропустить. Обычно под ними имеют в виду служебные части речи — союзы, предлоги, частицы, а также другие высокочастотные слова, которые хорошо знакомы читателю. Например, слово the англоязычные люди пропускают в 50% случаев [9].
Эксперименты же доказывают, что даже «неважные» слова играют существенную роль в восприятии текста. Люди, читавшие материалы, откуда эти слова намеренно удалены, намного хуже понимали написанное в большинстве случаев. [10]
Третий миф о скорочтении — мы тратим очень много времени на лишние движения глаз. Но он тоже не вполне состоятелен. Основатели технологии Spritz заявляют, что на саккады уходит 80% времени, а на обработку контента 20% [11]. Spritz — это аппаратная система ускорения чтения. Она использует Rapid serial visual presentation, или RSVP, — отображение текста на экране по одному слову.
Но как показывают исследования, мозг продолжает обрабатывать текст и идентифицировать слова и во время перемещения взгляда [12], а скорость считывания информации при RSVP на практике примерно равна обычной [13].
Как освоить скорочтение
Научиться читать быстрее действительно можно, но следует самостоятельно определять баланс между глубиной восприятия информации и скоростью. Серебряной пули не существует, и повысить темп без ущерба пониманию получится только путем тренировок, практики и использования довольно простых приемов. Рассказываем о них по порядку.
1. Читайте по диагонали. Эту методику еще называют беглым просмотром и скиммингом. Она больше подходит для быстрого ознакомления с несложными текстами на знакомую тематику. Чтобы применять скимминг, нужно развитое периферическое зрение и некоторая сноровка.
Чтение по диагонали позволяет проскользить по блокам текста взглядом, выхватывая главное. При этом вы перемещаетесь из левого верхнего угла в абзаца в правый нижний и по ключевым словам понимаете основные мысли. Амплитуда движения из стороны в сторону у опытных скиммеров становится меньше — их взгляд идет по странице практически вертикально.
2. Подавляйте субвокализации. Проговаривание текста про себя может сводить темп чтения к скорости устной речи. Чтобы избавиться от этого, нужно заблокировать выработанный рефлекс. С этим помогает метод советского психолога Жинкина. Попробуйте выстукивать определенный ритм рукой, читая текст.
С той же целью можно одновременно читать про себя и вслух произносить хорошо знакомые тексты — напевать частушки, скороговорки или стихотворения. И в том, и в другом случае сначала будет сложно и вы не будете понимать смысл слов, но со временем это поможет подавить проговаривание.
3. Используйте указатель. Приучите себя читать, двигая по тексту пальцем, карандашом или любым другим указателем. Тогда вы сможете задавать темп глазам и со временем они станут скользить по словам быстрее.
Другой похожий способ — закрывать прочитанное карточкой или кусочком бумаги. Его суть заключается в том, что так вы не даете глазам совершать регрессивные движения — возвращаться назад, чтобы еще раз взглянуть на предыдущее слово или предложение.
4. Тренируйте периферическое зрение. Натренировать периферическое или парафавеальное зрение можно с помощью таблиц Шульте и клиновидных таблиц. Работая с ними, нужно концентрировать взгляд на центральной части изображения, считывая цифры за пределами выбранной области с помощью бокового зрения.
5. Читайте. Как замечает профессор психологии Марк Зейденберг, лучший способ научиться читать быстро и не теряя смысла — читать больше [14]. Знакомство с бо́льшим количеством текстов дает вам «фоновые знания» о языке, словах и структурах письменной речи. Чем шире линейка стилей и жанров, которую вы охватываете, тем сложнее лингвистическая сеть в вашем сознании и навык чтения. С их развитием придет и высокая скорость.