Кто такой архитектор трансмедийных продуктов
Архитектор трансмедийных продуктов — это специалист, который с одним набором персонажей делает медиапродукты в разных медиаформатах, создавая «вселенную» вымышленного мира. С помощью трансмедийного повествования он расширяет сюжет истории, используя разные виды современных медиа — фильмы, игры, комиксы и прочие форматы.
Архитектор трансмедийных продуктов — одна из профессий будущего.
Чем занимается
Главное, что делает архитектор трансмедийных продуктов — придумывает, как персонажи будут друг с другом взаимодействовать в разных медиаформатах. Контент хоть и пересекается, но не повторяется и учитывает особенности жанра и платформы.
Кроме того, архитектор проходит все стадии разработки и развития продукта — от анализа аудитории до продвижения. Среди задач специалиста:
- исследование целевой аудитории и конкурентов;
- разработка и реализация бизнес-модели;
- написание сценариев трансмедийного сторителлинга;
- соединение виртуального и реального мира;
- создание пилотного проекта;
- разработка стратегий продвижения;
- обеспечение лояльности аудитории за счет ее вовлечения в историю через разные медиаформаты;
- оценка результатов проекта.
По словам американского профессора коммуникации, журналистики и киноискусства в университете Южной Калифорнии Генри Дженкинса, мы все больше взаимодействуем с франшизами на разных платформах, таких как интерактивные веб-сайты, сообщества в социальных сетях, мобильные приложения, тематические парки и даже дополненная и виртуальная реальности. Поэтому главная задача архитектора трансмедийных продуктов — вовлечь разную аудиторию в историю на всех этих платформах.
Основные навыки
Архитектор трансмедийных продуктов должен уметь анализировать целевую аудиторию, разрабатывать бизнес-стратегии, управлять проектами, разбираться в медиатехнологиях. Важны также и надпрофессиональные soft skills:
- системное мышление;
- межотраслевая коммуникация;
- знание языков;
- клиентоориентированность;
- навыки художественного творчества;
- работа с людьми.
Тренды и направления профессии
Трансмедийный сторителлинг позволяет одной истории развиваться продолжительное время. Это не только удовлетворяет запросы аудитории, но и обеспечивает постоянный денежный поток.
По комиксам Marvel, DC и многим другим иностранным книгам, фильмам и играм созданы целые вселенные, которые включают в себя художественные полнометражные и короткометражные фильмы, телесериалы, тематические сайты и парки, группы в соцсетях.
Российские примеры таких проектов — «Голос», «Ночной дозор», «Метро 2033». Например, вокальный проект использует не только телевизионный формат шоу, но и социальные сети, и мобильное приложение: зрители могут проголосовать за участников, записать свой вариант исполнения песни, угадать, кого выберет наставник. А после ТВ-трансляции в интернете публикуют кадры, не вошедшие в эфир.
Русскоязычный трансмедийный сторителлинг несколько отличается от западного. Во-первых, чаще всего в качестве отправной точки используется литературное произведение. Во-вторых, в его принципах — интерактивность, а не партисипативность. В партисипативных проектах аудитория может влиять на облик и содержание вымышленного мира, а интерактивные проекты дают лишь возможность выбрать из существующих опций.
Откуда пришла профессия архитектора трансмедийных продуктов
Профессия архитектора трансмедийных продуктов связана, в первую очередь, с развитием трансмедийного сторителлинга. Это понятие относительное новое, его ввел
в 2003 году Генри Дженкинс в работе «Конвергенция культуры». Однако само по себе явление не новое. Как отмечает старший преподаватель Бат-Спа Университета Мэтью Фримен, вымышленные миры воплощались на разных медиаплатформах еще в XX веке. По серии книг писателя Фрэнка Баума о волшебной стране Оз создали театральные постановки, комиксы, сняли фильмы и сделали игры. И новые продукты, согласно Фримену, рассказывали о вымышленном мире что-то новое, тем самым расширяя общее повествование.
Сейчас же трансмедийный сторителлинг предполагает не просто наблюдение со стороны, а активное вовлечение зрителя в проект. «Чтобы в полной мере ощутить любой вымышленный мир, потребители должны взять на себя роль охотников и собирателей, разыскивая фрагменты истории по каналам СМИ, сравнивая заметки друг с другом через онлайн-дискуссионные группы, чтобы получить более насыщенный развлекательный опыт», — объясняет Генри Дженкинс.
Чтобы связать историю на разных платформах в единое целое и сделать так, чтобы аудитория принимала в ней участие, и понадобился такой специалист как архитектор трансмедийных продуктов.
Как стать архитектором трансмедийных продуктов
В российских высших учебных заведениях есть множество программ, связанных с медиакоммуникациями или связей с общественностью. Окончив их, можно в будущем стать архитектором трансмедийных продуктов.
Во ВШЭ, например, есть магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», которая готовит специалистов, способных управлять сложными трансмедийными проектами.
Получив диплом, можно устроиться в креативное агентство, продюсерский центр или другие крупные компании, которые занимаются производством медиаконтента.