В мире существует несколько тысяч аккредитованных бизнес-школ и еще больше организаций, обучающих бизнесу без прохождения долгой и сложной сертификации. У школ есть бренд, история, инфраструктура, сообщества выпускников, связи с компаниями и многие другие бонусы. Однако главный критерий качества — это преподаватели.
Со стороны может показаться странным, что в бизнес-школах вообще кто-то преподает: «Если ты действительно знаешь, как заработать много денег, то почему не сделаешь это сам?» Кто бы отдал карту сокровищ, вместо того чтобы найти их самому? Ответ очевиден: тот, у кого эта карта есть, но он не готов пройти по ней сам. В конце концов, не каждый, кто знал способы добычи золота, готов был ехать в снега Аляски в XIX веке, чтобы с риском для жизни мыть золотой песок. Преподающие в бизнес-школах в подавляющем большинстве слишком хорошо понимают, какие риски и неудобства берет на себя предприниматель, а потому сознательно не хотят брать их на себя. Одно дело — помогать руководителям, и совсем другое — работать по 16 часов в сутки, зачастую принимая непростые решения.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Кто становится профессорами бизнес-школ?
Профессора бизнес-школ по-разному приходят к этой роли. Большинство начинают свой путь как исследователи в аспирантуре, а затем, постепенно изучая реальные компании, начинают находить закономерности, подтверждать научными методами и рассказывать о них в публикациях. Каждая такая статья в реферируемом научном журнале — результат многомесячной, а иногда и многолетней работы по сбору и анализу информации, а также по тщательному изучению работ коллег на смежные темы. Наиболее цитируемые исследователи становятся лидерами своих направлений в академической сфере. Завоеванная репутация позволяет экспертам претендовать на места в более престижных и высокооплачиваемых школах.
К примеру, Сумитра Дутта — профессор бизнес-школы SC Johnson College Корнелльского университета, занимал должность декана, до этого работал в INSEAD и еще девяти школах, а образование получал в Университете Беркли по специальности Computer Science. Анита Вулли — профессор (associate professor) бизнес-школы Теппер университета Карнеги-Меллон, а все три научные степени (бакалавр, магистр, PhD) получала в Гарварде. Вибханшу Абхишек — профессор (associate professor) UCI Paul Merage School, до этого занимал должность аssistant professor в университете Карнеги-Меллон, а еще раньше учился в бизнес-школе Wharton Пенсильванского университета
Часть преподавателей бизнес-школ приходят из деловой практики — в менеджменте, инвестициях или консалтинге. В науку они переходят постепенно: сначала одно-два выступления в рамках курса другого профессора, индивидуальный коучинг, соавторство курса с коллегой и затем уже самостоятельное преподавание. Такие профессора обычно реже публикуются, однако они также занимаются исследованиями и изучением работ коллег, а не только опираются на свой опыт.
Например, Рэйчел Пачеко — преподаватель бизнес-школы Wharton Пенсильванского университета, до прихода в науку работала в Oxeon, JPMorgan Chase и в целом ряде проектов в развивающихся странах. Или Моше Коэн — преподаватель бизнес-школы Questrom Бостонского университета, также основал компанию The Negotiating Table, а магистратуру оканчивал по физике и работал инженером-робототехником.
Помимо собственных исследований профессор бизнес-школы должен быть и хорошим учителем, способным не только произвести новое знание, но и помочь другим его освоить и применить. Освоение науки преподавания взрослым (андрагогики) также происходит постепенно.
Начинают ученые с преподавания базовых курсов, постепенно смещаясь ко все более продвинутым. Обычно существует четыре основных ранга преподавателей: instructor (или lecturer), assistant professor, associate professor и professor. Иногда преподаватели занимают еще какую-нибудь административную должность. Профессора высокого уровня обладают не только более глубокой экспертизой, но и развитым эмоциональным интеллектом, кругозором, быстрым умом — способностью реагировать на сложные задачи в моменте. Это позволяет им работать с более продвинутой аудиторией.
Сколько платят преподавателям МВА?
Востребованность таких специалистов на рынке высока. Доход опытных преподавателей международных бизнес-школ часто составляет несколько сотен тысяч долларов в год. По статистике Business School Data Guide (AACSB International), самые высокие средние зарплаты у преподавателей по организационному поведению (Behavioral Science) — $207 тыс. и финансам — $200 тыс. Самые низкие — по бизнесу в целом (General Business) — $98 тыс., а также по государственному управлению — $106 тыс. Кстати, примерно столько же стоит обучение на рейтинговых программах МВА: порядка $100 тыс. Если преподаватель становится еще и автором бестселлера, то сможет зарабатывать несколько десятков тысяч долларов всего за часовое выступление. Так что по доходам преподаватели не отстают от лучших своих учеников-бизнесменов.
Формирование команды из подобных экспертов — сложная задача. Держать в штате лучших специалистов по всем темам или несколько звезд в одной обычно слишком дорого для школы, так что приходится выбирать. Получается, что лучший специалист в своей области совершенно не обязательно преподает в лучшей бизнес-школе. Напротив, практически не бывает школ, где были бы одинаково хороши все направления. Вы могли заметить, что преподаватели-ученые часто меняют несколько школ в течение карьеры в совершенно разном порядке. Это говорит об отсутствии прямой иерархии, какая школа лучше, а какая хуже. Довольно часто встречается ситуация, когда выдающийся эксперт-практик вообще не связан ни с одной конкретной школой и выступает с лекциями в разных университетах (эта должность называется visiting professor).
Так, например, профессор Аллен Моррисон учился в трех университетах и читал лекции в десятке бизнес-школ, таких как Thunderbird, IMD, INSEAD, Ivey (где сам получил МВА), Anderson (UCLA), Harvard Business School, Michigan Ross и др.
Новый взгляд на бизнес-образование
Если в ХХ веке бизнес-образование воспринималось практически только как МВА, то в последние годы выбор стал значительно богаче и ограничиваться МВА уже необязательно.
Короткие курсы, индивидуальные программы, онлайн-обучение забирают свою долю рынка. Это дает студентам возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать нужные навыки дешевле, быстрее, точнее и менее академично.
При этом важно понимать, что даже самый уникальный эксперт не сможет сам решить проблем конкретного бизнеса. Копирование чужих практик не сработает. Как показывает практика, выпускники МВА чаще работают по найму, чем создают собственные бизнесы, по крайней мере большинство из основателей 500 крупнейших компаний мира либо не имеют степени МВА, либо получили ее в малоизвестной школе.