Как онлайн-школа помогает в адаптации в приемных семьях

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Каждый седьмой усыновленный ребенок возвращается в детский дом. Разбираемся, почему детей возвращают и как обучение может повлиять на неутешительную статистику

Об авторе: Дарья Шаршова, академический директор онлайн-школы Skysmart и куратор проекта «Школы перемен» от Skysmart.

«Школа перемен» — совместная программа благотворительного фонда «Катрен» и онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, созданная для борьбы со вторичным сиротством. Цель программы — повышение успеваемости в школе и адаптация детей-сирот в приемных семьях.

Задача

Повышение успеваемости в школе и адаптация детей-сирот в приемных семьях.

Предпосылки и мотивация

Проблема вторичного сиротства довольно остро стоит в нашей стране: в 2020 году из 33,8 тыс. детей, отданных под опеку, 4,8 тыс. были возвращены. И за последние пять лет процент возвратов вырос почти в два раза. Благотворительный фонд «Катрен» и онлайн-школа для детей и подростков Skysmart вместе с исследовательской компанией Tiburon Research провели опрос среди 400 приемных семей по всей России и выявили пять основных трудностей, с которыми сталкивается приемный ребенок в новой обстановке. Ими стали проблемы в учебе, состояние здоровья ребенка, особенности его поведения, отношения внутри семьи и социальное одобрение окружающих.

Большинство проблем вытекают одна из другой: бывшие сироты не имеют примеров моделей поведения в мире вне детского дома. 80% из них — это так называемые социальные сироты, у которых есть родители, лишенные родительских прав. Опыт, который они получили в кровной семье не предполагает мотивации к учебе, им непонятно, зачем нужно учиться, почему их оценивают по новым для них меркам. Образование как социальный лифт для них неочевидно и, как следствие, не вызывает желания им заниматься. Такие дети выделяются среди сверстников и зачастую не в лучшую сторону. Все это накладывается на психологические особенности бывших детдомовцев: они намеренно обостряют конфликты, стремясь «бросить, пока не бросили их». Если каждая отдельная проблема кажется понятной и решаемой, то в сумме они приводят к тому, что родители, которые не готовы к таким сложностям, рассматривают возможность вернуть ребенка в детский дом, вместо того чтобы решать их.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels, Jan Kubita / Unsplash
Социальная экономика Профессиональные семьи и профилактика: как победить сиротство в России

Решение

Исследование показало, что 81% семей сталкиваются с плохой обучаемостью приемных детей. Школа только подливает масла в огонь: преподаватели не всегда могут найти подход даже к обычным ершистым подросткам, чего уж говорить о бывших сиротах. У этих детей часто наблюдается педагогическая запущенность, им не хватает самоконтроля и базовых школьных знаний, которыми обладают сверстники, выросшие в семьях. По словам родителей, приемный ребенок часто становится «лишним» для учителя, отношения с одноклассниками не ладятся. Сами учителя усугубляют проблему, акцентируя внимание на «особенности» ребенка. В результате сложности в школе плохо сказываются на психологическом климате в семье, вызывая новые конфликты на и без того взрывоопасной почве.

Ива Аврорина, руководительница благотворительного фонда «Катрен»:

«Дети с опытом сиротства, как правило, серьезно отстают в школе, а это приводит к регулярным конфликтам в семье. И дело тут не в том, что ребенку не хватает знаний, — у него отсутствует мотивация к учебе. И это совершенно понятно: в то время как его сверстники из кровных семей познавали мир, у нашего подопечного главной задачей было выжить».

Чтобы повысить успеваемость ребенка, приемным родителям недостаточно просто подключить его к онлайн-урокам по «провисающим» предметам. Важно тоньше и глубже вникнуть в проблему и постараться решить ее комплексно. Зачастую ключом к решению становится индивидуальный подход. Некоторым детям не хватает уверенности, отсутствие знаний заставляет их быть более закрытыми и застенчивыми, кто-то ищет прикладное применение знаний, которого часто не хватает школам. Решение этой проблемы позволяет детям чувствовать себя более уверенно во враждебной для них среде.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Исследование: как круг общения влияет на успеваемость студентов

Реализация

В 2021 году при сотрудничестве благотворительного фонда «Катрен» и онлайн-школы для детей и подростков Skysmart появился социальный проект «Школа перемен». Целью организаторов было улучшить успеваемость школьников, что, в свою очередь, помогло бы снять напряженность в семьях, дать приемным детям большую уверенность в себе, в своих силах и получить опыт социализации, которого у них не было в детдоме.

Зачастую основной задачей каждого отдельного педагога было не освоение образовательной программы, а формирование самой привычки учиться. Для работы с «нестандартными» детьми отобрали вначале 12 преподавателей, которые прошли специальное обучение с представителями фонда. В рамках этого курса педагогам рассказали об основных сложностях и ловушках, которые могут быть в работе с воспитанниками проекта. Например, не все преподаватели были готовы к шокирующему уровню откровенности детей, видящих в педагогах старших друзей.

Онлайн-школа Skysmart отвечает в проекте за учебную часть: интерактивные уроки и образовательные материалы, методическую и техническую поддержку платформы, а также за преподавателей. Представители фонда «Катрен», в свою очередь, забирают на себя психологическую поддержку участников проекта. Это касается как детей и родителей, так и педагогов. Преподаватели регулярно общаются с психологом в чате, и в своей обратной связи большинство из них отмечают высокую эффективность такой практики. На супервизиях часто разбираются индивидуальные сложности, педагоги делятся успешными методами, советами.

Индивидуальный подход стал главным преимуществом проекта. Преподаватели не идут по изначально заданной школьной программе, а адаптируют ее к каждому конкретному ученику. Это важно, потому что даже к обычным детям важно найти собственный подход, здесь же проблема возводится в куб, так как особенности обучения связаны с культурным кодом, обстановкой в семье, травматичным опытом, материальным состоянием и другими важными внешними факторами. Поэтому преподаватели проекта сначала работают даже не над повышением успеваемости, а над появлением мотивации учиться и регулярно посещать уроки без прогулов и побегов из дома. Для этого в арсенале педагогов школы целый набор вовлекающих приемов, которые позволяют быстро и понятно объяснить материал.

Например, для объяснения материала по английскому языку одному из учеников преподаватель готовил презентацию с героями популярной игры Brawl Stars. Тема была знакома и очень интересна ребенку, благодаря чему он смог быстрее адаптироваться. А другому мальчику преподавательница объяснила время Present Simple на примере игрушки «симпл-димпл», и благодаря рифме ребенок быстро запомнил правило. Индивидуальность касается и частоты занятий: стандартно ученики занимаются два раза в неделю, но некоторым нужно прилагать больше усилий или, наоборот, меньше. Так как дети на проекте разные, не все из них могут выдерживать целый 60-минутный урок — в таких случаях преподаватель помогает отвлечься, например шутит, придумывает ассоциации к темам или интегрирует в занятие забавные истории, интересные ребенку.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

С развитием проекта появились метрики и чек-листы успеваемости, комьюнити преподавателей в Slack, где они могут получать регулярную обратную связь от психологов «Школы перемен». Например, на уроках они следят за поведением ребенка, его общением с родителями и другими членами семьи. Есть специальный чек-лист, позволяющий преподавателю выявить кризис в семье. Вовремя выявленный кризис поможет быстро отреагировать фонду и его устранить.

Трудности

За время проекта организаторы столкнулись с большим количеством сложностей. Основная часть касалась технологической составляющей. Например, некоторым опекунам было сложно вникнуть в работу платформы или признаться представителям проекта в том, что они не могут с чем-то разобраться или что-то купить. В отдаленных регионах подводил интернет: приема сигнала не хватало, чтобы поддерживать корректную работу платформы. Из-за этого приходилось сталкиваться с совершенно анекдотичными случаями. Например, когда родители во время снегопада дежурили у спутниковой антенны — стряхивали с нее снег, чтобы обеспечить стабильное соединение.

Другая проблема — психологическая. Многие дети были совершенно не готовы к работе с незнакомыми педагогами и буквально на каждом занятии испытывали преподавателей на прочность.

Дарья Табакова, преподавательница «Школы перемен»:

«Одна из учениц во время занятия отказывалась вставать с кровати, накрыв голову одеялом. Примерно 20 минут от урока я потратила на то, чтобы разговорить ее, узнать, как ее зовут. Другая ученица очень стеснялась и говорила поначалу исключительно шепотом. Только ко второму месяцу занятий девочка осмелела и начала отвечать голосом. Эта же девочка испытывала меня на прочность, намеренно давая неправильные и нелогичные ответы, чтобы понять, надолго ли хватит моего терпения и преподавательского энтузиазма».

Помимо этого, не все родители одинаково вовлечены в образовательный процесс: они перекладывают его на детей, которые могут пропускать занятия без предупреждения. Чтобы урегулировать эту проблему, ввели правило: после трех пропусков занятий ребенок исключается из проекта.

Результаты и планы

В целом программу можно считать успешной. В 2021 году в пилотном проекте, который длился 9 месяцев, приняли участие 70 детей, которые в совокупности посетили 1834 урока математики и английского языка. А в 2022 году партнеры планируют расширить программу до 150 человек.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skysmart:

«До того как к нам обратились коллеги из «Катрен», мы даже не знали, что такая проблема существует. К счастью, оказалось, что она поддается решению: даже на самом первом этапе мы достигли хороших показателей. На 70% улучшилась успеваемость ребят, и 94% из них стали регулярно выполнять домашние задания. А раньше это для них было сложной задачей. Такие успехи мотивируют не только детей и родителей, но и нашу команду. Поэтому мы решили масштабировать проект на всю страну».

В ходе проекта некоторые семьи признавались, что уже задумывались о возврате ребенка в детский дом, но передумали после участия в нем. Отдельные родители стали оплачивать образовательные модули не только по тем предметам, которые преподаются в рамках «Школы перемен». Дети нашли в лице преподавателей старших товарищей, которые их понимают, что способствует их конечной адаптации.

Не обошлось без ложки дегтя: 5 детей были вынуждены покинуть «Школу перемен». Однако сам проект позволил выявить скрытые ранее внутренние проблемы между приемными родителями и детьми. Такие семьи работают с психологами проекта, и некоторые из них готовятся попробовать вернуться к участию в нем.

В целом проект «Школа перемен» помог подсветить актуальную проблему современности — взаимоотношения в приемных семьях — и дать толчок ее решению. Сейчас организаторы взяли курс на более глобальную цель — не только помочь конкретным детям и их приемным родителям, но и интегрировать такой подход в общественное сознание, чтобы помочь приемным детям адаптироваться в новых семьях и обрести уверенность в своем будущем.

Обновлено 31.08.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть