Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер в любой сфере создает продукты, которые помогают пользователям эффективно решать повседневные задачи. Приземленный (во всех смыслах этого слова) пример: продакт-менеджер компании, производящей тяпки, делает так, чтобы с помощью этой продукции любой дачник мог быстро, удобно, красиво, недорого (нужное подчеркнуть) вскопать огород.
Если же говорить про IT-индустрию и конкретно про сферу голосовых технологий, то здесь задача продакт-менеджера — помочь пользователям одной командой заставить умную колонку включить нужную песню, узнать погоду или нужный рецепт во время готовки и т.д. В других проектах продакт-менеджеры помогают людям перемещаться из точки А в точку Б, покупать квартиры, слушать аудиокниги и подкасты, собирать плейлисты, учиться онлайн. По сути, они создают возможности для того, чтобы пользовательский опыт был лучше, чем раньше. Помимо этого, продакт-менеджеры в IT формируют у пользователей новые привычки.
Как можно заметить, в рамках одной индустрии задачи продакт-менеджера сильно отличаются в зависимости от проекта, в котором он работает. Но есть то, что объединяет работу этих специалистов, — все они управляют изменениями и тестируют много, очень много гипотез. И это приятная специфика работы продакт-менеджера в сфере IT — возможность тестировать изменения продукта на разных группах пользователей и оценивать результаты этих тестов, чтобы в продакшен потом ушел самый эффективный вариант и не было потрачено много ресурсов на реализацию невостребованной функциональности.
Зоны ответственности
Продакт-менеджера можно назвать посредником между пользователями продукта и командами, которые над ним работают. Он курирует сразу несколько процессов и должен понимать как минимум базовые принципы каждого.
Этап 1. Аналитика
Прежде чем запустить новую фичу, нужно проанализировать потребности и ожидания пользователей, чтобы она им соответствовала. Например, работая над навыком ответов на вопросы в Марусе, мы выяснили, что люди не дослушивают длинные ответы (кстати, это касается не только голосовых помощников, но и живых собеседников), и поставили перед собой задачу научить ее отвечать коротко, но при этом интересно.
Этап 2. Дизайн процесса
Поняв запросы аудитории, можно приступать к проектированию новой функциональности. Под дизайном здесь имеется в виду не интерфейс продукта, а управление пользовательским опытом. В случае с сервисом для заказа такси, например, это процесс перемещения от момента запуска приложения до выхода из машины, а в предыдущем примере с Марусей — взаимодействие с голосовым помощником от момента формулировки вопроса до получения правильного (и по смыслу, и по длине) ответа.
Этап 3. Исследование
Этот этап состоит из двух частей — качественной и количественной. В ходе качественного исследования важно понять, как именно пользователи будут пользоваться новыми функциями/приложением/продуктом/фичей. А реальность далеко не всегда совпадает с ожиданиями продакт-менеджера и других специалистов. Результаты количественного исследования показывают, как пользование будет происходить в массе.
Этап 4. Разработка
На этом этапе, собственно, и происходит волшебство создания нового продукта. При этом нужно учесть все, что выяснилось на предыдущих этапах, и внутренние ограничения, например небольшой бюджет или недостаток технических возможностей.
Этап 5. Продвижение
Чтобы люди начали пользоваться новой фичей, им нужно о ней рассказать и продемонстрировать ее нужность и полезность, то есть сформировать ту самую новую пользовательскую привычку. На этом этапе в дело вступают специалисты по пиару и маркетингу. Например, продвигая умение голосового помощника отвечать на вопросы, мы составили список необычных вопросов вроде «Зачем замораживать шайбу?» — и предлагали пользователям узнать ответы на них.
Роль продакт-менеджера во всем этом — основываясь на данных, а не на собственном мнении, расставить приоритеты, то есть решить, какие функции реализовывать в первую очередь, а затем четко и ясно объяснить специалистам, задействованным на каждом этапе, что, как и зачем нужно сделать. Поэтому, помимо необходимости хотя бы поверхностно разбираться во всех процессах, продакт-менеджеру требуются развитые коммуникативные навыки: продукты делают люди, и с ними нужно общаться.
Метрики эффективности
Главная метрика, которая отражает эффективность работы продакт-менеджера в IT-индустрии, — это удержание пользователей. Остальные отличаются в зависимости от продукта. Например, для голосовых помощников это могут быть количество запросов и качество ответов.
Что касается оценки эффективности задуманных изменений, то здесь основное правило такое: если, по результатам тестов, продукт/услуга/фича не обеспечивают роста ключевых метрик, значит, скорее всего, они бесполезны и не стоит тратить ресурсы на их запуск и дальнейшую поддержку.
Как стать продакт-менеджером
В продакт-менеджмент часто приходят из других направлений IT. Обычно — из тех, которые участвуют в работе над продуктом: аналитики, дизайна, исследований, разработки и маркетинга. Особенно здесь ценят бывших разработчиков, поскольку, развивая IT-продукт, нужно иметь хотя бы минимальный технический бэкграунд. И это первый совет всем, кто хочет стать продакт-менеджером, — изучайте матчасть.
Второй совет — пройдите хорошие образовательные курсы. Определить, что программа даст необходимые базовые знания и навыки, можно по нескольким критериям:
- продолжительность занятий — не менее 20 часов,
- практические задания,
- преподаватели с опытом работы в сфере продакт-менеджмента, которые делятся своим опытом, а не просто кейсами индустрии,
- положительные отзывы бывших студентов.
Третий совет — ищите бесплатные возможности прокачать свои навыки. Многие IT-компании, заинтересованные в сильных продуктовых специалистах, запускают свои программы и интенсивы — и зачастую делают это бесплатно. У нас, например, есть отдельный образовательный проект для тех, у кого уже есть опыт в продуктовом менеджменте — Академия продуктовых менеджеров MADE. В ней преподают эксперты VK и других компаний, которые успешно развивают продукты с многомиллионной аудиторией.