Сегодня даже такие консервативные организации, как вузы, заявляют, что хотят меняться, чтобы готовить не просто студента, а личность, способную добиться успеха в условиях неопределенности. Какие именно изменения ждут университеты — разбираемся с экспертами отрасли на примере внедрения ИОТ, или индивидуальных образовательных траекторий.
Что такое ИОТ и зачем она нужна
В послании Федеральному собранию в январе 2020 года президент России объявил о масштабных изменениях в системе высшего образования, которые должны привести к повышению конкурентоспособности вузов. В числе прочих было заявлено и более активное внедрение индивидуальных образовательных траекторий.
По словам Таисьи Погодаевой, руководителя программы развития ТюмГУ и эксперта по трансформации образования, ИОТ — это персональный путь студента от поступления до окончания вуза. Предполагается, что персонализированная учебная программа позволит студенту реализовать свой потенциал и заниматься тем, что ему действительно нравится, а не тем, что изучать «велели родители». В Тюменском госуниверситете такая система работает с 2017 года. С сентября 2022-го вуз полностью перейдет на новую образовательную модель, в основе которой лежит принцип ИОТ.
ИОТ выглядит так: начиная с первого курса у студента есть базовые общие дисциплины (иногда их называют «мейджоры»). Кроме них он самостоятельно выбирает дополнительные курсы, элективы («майноры»). Так получается индивидуальный учебный план. Например, в ТюмГУ базовые математика и английский могут соседствовать с «Основами нанотехнологий» и «Этическими проблемами генетики».
Российские вузы фактически всегда готовили студентов к условиям неопределенности. Сегодня же индивидуализация образования должна помочь сделать учебный процесс более гибким. А также научить студентов принимать непростые решения в новых рыночных условиях, которых, возможно, в нашей истории еще не было.
Таисья Погодаева:
«В ТюмГУ не просто внедряют ИОТ, но и исследуют влияние этой модели. Мы сравнили результаты студентов, которые учились на ИОТ, с результатами студентов на стандартной образовательной модели. Один из главных выводов — учащиеся по ИОТ лучше развивают навыки self skills, самостоятельность, самоорганизацию, умение делать важный выбор. Студенты с ИОТ чаще говорят о том, что хотели бы работать на фрилансе, быть самозанятыми или предпринимателями. Они более склонны брать на себя ответственность и чаще демонстрируют навыки рефлексии, а еще ценят коммуникации: отмечают важность доброжелательности, креативности, сплоченности и солидарности».
Но вместе с тем студенты на ИОТ испытывают больше стресса. Эксперты вуза связывают это с необходимостью студента делать выбор и самостоятельно строить учебный процесс, в отличие от школьной системы, где за ученика все было решено.
Внедрять, нельзя откладывать
В российских вузах ИОТ постепенно становится не диковинкой, а способом борьбы за абитуриента.
Иван Эрлих, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Физтех-школы прикладной математики и информатики при МФТИ:
«На Физтехе исключительно гибкая система образования за счет большого числа альтернативных курсов, разнообразия базовых кафедр и лабораторий на кампусе. Поэтому вводить индивидуальные образовательные траектории в учебный процесс было не сложно».
О другом опыте рассказала Марина Калашникова, декан факультета Liberal Arts College ИОН РАНХиГС. Больше 15 лет она работает только с программами, построенными на ИОТ. Эксперт уверена — внедрять ИОТ никогда не было и не будет легко, потому что регламентирующие документы и технические возможности многих вузов затрудняют этот процесс. Например, при разработке ИОТ в СПбГУ и РАНХиГС специальная программа по формированию учебного плана не разрешала ставить одну и ту же дисциплину в разные семестры, выдавала ошибку. То есть студент мог выбрать какую-то дисциплину только в этом конкретном семестре, поскольку на следующий год она для него не будет доступна. Это серьезное ограничение, которое лишает смысла идею ИОТ.
Марина Калашникова:
«Кроме того, есть опасность выставить лишние курсы или, наоборот, создать дефицит. Вы должны представлять себе, как распределятся студенты по дисциплинам, как это скажется на нагрузке профессорско-преподавательского состава. Это сложный процесс для администрирования. Но дорогу осилит идущий. Других рецептов нет».
Первые результаты: «хвосты», проекты и самореализация
Марина Калашникова отмечает, что студенты, ориентированные на учебу, очень высоко оценивают возможность индивидуализации образования. Они видят систему, которая ценит их особенности, возможности, открыта к изменениям, к диалогу. Это делает процесс образования человечным. Особенно такой подход ценят первокурсники.
Но выбор — это еще и ответственность. Эксперт говорит, что очень часто сталкивается с тем, что студенты переоценивают свои возможности, например, в изучении восточных языков, потом появляются двойки и «хвосты». Но и это тоже часть образования.
Марина Калашникова:
«Я видела студентов, которые шли по пути наименьшего сопротивления: выбирали что-то полегче, преподавателей помягче. Я видела и вижу родителей-противников такой системы, которые затем признавали качество индивидуализированного образования, поскольку наблюдали вовлеченность своего ребенка в процесс учебы».
Иван Эрлих тоже уверен в том, что ИОТ — это реальная возможность для студентов получить важные практические навыки. В целом учащиеся Физтех-школы позитивно приняли систему. Теперь, на последних курсах они уже готовы к самостоятельной работе, зачастую их приглашают компании на реальные проекты. Студенты больше не хотят тратить время на дисциплины, на которые не ориентированы. Когда нет выбора и в плане стоят предметы, которые им не приносят реальной пользы, ничего кроме негатива это не вызывает. ИОТ дает возможность развиваться именно в том направлении, в котором хотят сами студенты.
Эксперт приводит в пример историю четверокурсника Вячеслава Иванова, который хотел стать не только программистом, но и работать в области медицины. ИОТ позволила ему выйти за пределы свой образовательной программы и выстроить учебный план, в котором соединились биология, математика и программирование.
Вячеслав Иванов, студент:
«К четвертому курсу обучение по ИОТ привело меня на летнюю стажировку в ведущем немецком онкологическом исследовательском центре DKFZ. Там я заложил основу своего диплома о приложениях случайных процессов, байесовской статистики и глубокого обучения к анализу данных одиночных клеток и определился с будущей профессией».
Большая ответственность
В РАНХиГС отметили высокий уровень стресса при ИОТ. Есть студенты даже с очень серьезной подготовкой, которые не справляются с выбором и уходят туда, где все более предсказуемо. Появляется и конкуренция в студенческой среде. Если места ограничены, а желающих много — начинается соревнование за места. И это тоже не всем подходит.
У тех, кто принимает ответственность, ИОТ способствует развитию креативности и представления о себе и своих возможностях. Выпускники системы ИОТ, как правило, любят то, что они делают, в очень разных областях. Некоторые из них вполне благополучны и материально независимы, работают в крупных компаниях, начинают свой бизнес, создают творческие проекты.
Марина Калашникова приводит один из примеров — в РАНХиГС училась студентка-первокурсница, которая считала себя гуманитарием. Но поработала на элективных курсах по математике и программированию и ушла в технический вуз. Несмотря на то, что она перешла в другой университет, эксперт считает это хорошим примером ИОТ: «Сколько историй, когда человек учится не тому, что на самом деле хочет, потому что не знает, что вообще ему нравится! И поступает в вуз просто потому, что нельзя не поступить. И что дальше? ИОТ позволяет такие проблемы решать в процессе обучения».
Коммуникационные траектории: как меняется общение студентов
При ИОТ возрастает нагрузка на тьюторов — студентам, особенно на первых курсах, нужна помощь в составлении расписания. Но эксперты считают, что в целом тьюторы со своей задачей справляются. Со временем, благодаря свободе выбора, студенты становятся более самостоятельными, организованными и сознательными.
В РАНХиГС рассказали, что ИОТ учит студентов общаться. «Когда в одной аудитории сидят музыканты, политологи и историки, а обсуждаете вы, например, работу Андерсона «Воображаемые сообщества» или «Государство» Платона, получается интересно, — уверена Марина Калашникова. — Конечно, приходится искать общий язык, но это способствует развитию коммуникативных навыков, учит понимать силу и слабость дисциплинарной аргументации, видеть возможные контраргументы».
Клинический психолог Ирина Катин-Ярцева отмечает, что ИОТ позволяет максимально сконцентрироваться на той области интересов, в которой студент планирует развиваться. А справиться со стрессом, который вызван необходимостью самостоятельно выбирать курсы и направления, поможет как раз коммуникация.
Ирина Катин-Ярцева:
«Самое главное — держаться вместе со своей группой, с самого начала стараться работать надо всем вместе, помогать друг другу. Это улучшает и учебные показатели, и психологическую устойчивость. Также важно не стесняться обращаться за помощью к тьюторам и, если понадобится, к психологам».
Конкуренция преподавателей
При ИОТ меняется роль преподавателей, поскольку мотивация студентов повышается и до них легче донести материал. Но есть и сложности: преподавателя могут не выбрать, его курс может не пользоваться популярностью. Возникают проблемы с нагрузкой, оплатой. Марина Калашникова дает такой совет преподавателям: работать над собой и повышать компетенции. Не развлекать и не заигрывать со студентами. У хорошего преподавателя при ИОТ есть шанс собрать блестящую группу, мотивированную, готовую усердно работать.
Есть еще и такая проблема — пропускная способность элективных курсов не всегда соответствует спросу на существующие элективы. Для решения этой проблемы в ТюмГУ используют систему рейтингов. На основании академического рейтинга студентам, набравшим 4,75 и выше баллов по результатам сессии, предоставляется приоритетное право выбора. То есть дисциплины выбирать могут в первую очередь сильнейшие студенты.
Не под одну гребенку
Эксперты уверены, что ИОТ — наиболее простой и надежный способ индивидуализации образовательного процесса, взаимодействия со студентом как с личностью. Но при всех своих плюсах, система ИОТ не идеальна. Эксперт школы управления «Сколково» Дара Мельник считает, что для маленьких «бутиковых» вузов, возможно, лучшим решением будет индивидуализация внутри каждого курса и занятия. А магистерским и аспирантским программам необходима в первую очередь индивидуализация контента, а не погоня за ИОТ. Индивидуальный подход в образовании может быть внедрен в любой форме, не обязательно именно в виде ИОТ.
Иван Эрлих также уверен, что в каждом вузе свои специфика, видение и традиции. По его мнению, ИОТ все-таки эффективнее внедрять на 3-4 курсах, а в первые годы обучения необходимо заложить фундаментальный базис, который позволит студентам определиться со своей специальностью.
Марина Калашникова:
«Никакая стандартизация ИОТ не нужна. Я опасаюсь унификации. Вузы отвечают за качество программ своей репутацией. Так пусть и отвечают, выстраивая свои индивидуальные траектории».
Дискуссии экспертов выходят на новый уровень — в прошлом году в России прошла первая ИОТ-конференция, где обсуждались проблемы и первые итоги внедрения системы. Все указывает на то, что эта тема станет предметом острых обсуждений в ближайшем будущем.