Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Профессия — лидер: каким должно быть бизнес-образование будущего

Фото:Pressmaster / Shutterstock
Фото: Pressmaster / Shutterstock
Футурологи, предприниматели и руководители компаний рассказали, куда движется экономика, какие навыки нужны будущим лидерам и каким должно быть бизнес-образование сегодняшнего и завтрашнего дня
1
Куда движется экономика и как это отражается на образовании?

Об экспертах:

  • Андрей Дунаев, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful, сокуратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в MACS;
  • Юрий Филатов, предприниматель и консультант по стратегическим изменениям, директор Школы новой экономики MACS;
  • Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО;
  • Алексей Сидорин, комьюнити-менеджер Digital leader, руководитель практики HRTech и управления знаниями КРОК;
  • Екатерина Подвальная, ex-директор корпоративного университета Билайн;
  • Лев Гордон, со-основатель Всероссийского форума Живых городов и Ассоциации развития города АРГО, эксперт по интегральному развитию.

Андрей Дунаев

Концепция капитализма, в которой проходит обучение на программах подавляющего большинства бизнес-школ, базируется на том, что капитализм один, завещанный нам еще Адамом Смитом и Карлом Марксом. Но проблема в том, что базовые экономические законы поменялись. В базовой концепции инструмент создания экономического блага — труд, которым человек создает ценность. Но теперь роботы и искусственный интеллект создают то, что мы ценим больше всего, и как быть?

Еще одна проблема заключается в том, что в мире настолько много производственных и финансовых активов, что маржа от их владения в перспективе стремится к нулю.

Мы стали богаче, поэтому рынок переориентировался с работодателя на работника, и мы можем позволить себе отказываться от работы в компаниях с негативной репутацией, не участвовать в создании продуктов, вредящих здоровью или экологии.

Изменение фундаментальных экономических законов должно дать импульс к изменению бизнес-образования — поиску новых экономических концепций и углубленному изучению этических вопросов, с которыми мы сталкиваемся уже сегодня.

Юрий Филатов

Говорят, что из-за пандемии мир никогда не будет прежним. Но по факту пандемия только ускорила уже происходящие до этого изменения.

Рост технологий приносит благо — дает доступ к знаниям из любой точки мира, возможность удаленной высокооплачиваемой работы и прочее. Но в то же время технологии порождают непредсказуемость внешней среды.

Человеческий капитал стал превосходить ресурсный и материальный. Происходит переоценка общественных ценностей. Инклюзивность, равноправие, открытость, снижение важности культуры потребления, — игнорировать эти изменения нельзя. Если раньше, лидеры, стоя перед этическим выбором, действовали из соображений совести, то теперь результат выбора исчисляется в конкретных рисках для бизнеса и репутации. В условиях неопределенности вместо иерархий появляются гибкие самоорганизованные команды, где нужны не указания, а вдохновение и создание развивающей среды, а это совсем другие навыки, бизнес-модели и другая корпоративная культура. Этому и должно учить современное бизнес-образование.

Павел Лукша

Главная характеристика, свойственная нашему времени, — это наличие высокой турбулентности и постоянный неизбежный разрыв шаблонов, нарушение сложившихся моделей и привычных укладов.

Мы живем в эпоху, которую некоторые охарактеризовали как перманентную социотехническую революцию: когда общество проходит через множество системных перезагрузок, возникающих то в одном месте, то в другом.

И одновременно с этим все с большей частотой в обществе проявляются различные инновации, системно его сдвигающие. Мы живем в мире высокой изменчивости, и ускорение изменений — это одна из ключевых характеристик.

Алексей Сидорин

Наше недавнее исследование от Digital Leader, PwC, IDC и КРОК показало, что к наибольшим изменениям в компаниях приведет внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Также в тройку технологий, которые будут трансформировать процессы, вошли Интернет вещей и роботизация процессов. Через десять лет больше половины сотрудников будет работать удаленно. Причем до 50% работников заменят роботы и искусственный интеллект. Это в первую очередь может коснуться таких профессий, как операторы call-центров, продавцы, кассиры, консультанты, бухгалтеры, водители, машинисты и секретари. В дефиците на рынке труда окажутся ИТ-специалисты, инженеры, врачи, биоинженеры, генетики, аналитики данных, специалисты по информационной безопасности, а также психологи и учителя. Всегда будут перегретые профессии и всегда будут те, кто «выстреливает».

На данный момент прослеживается явная тенденция на узкие специальности, но, с другой стороны, широкие специализации становятся тоже востребованы. К ним относятся люди, которые помогают связать все процессы и людей.

Екатерина Подвальная

Рынок образовательных услуг получил новый толчок к развитию — а что еще делать в таких условиях? Боюсь делать какие-либо прогнозы, но уже сейчас стало ясно, что обучение онлайн востребовано. Теперь онлайн-программы не считают «дешевым» заменителем офлайн-тренингов.

Ясно одно: те, кто не имел тяги к саморазвитию раньше, вряд ли возьмутся за это сейчас — им очень сложно просто занимать себя, не говоря уже о том, чтобы начать изучать что-то новое.

Скорее, такие люди впадут в депрессивное состояние, будут искать замещающий контент и «убивать» время.

2
Какими навыками должен обладать лидер сегодня и в ближайшем будущем?

Павел Лукша

Предсказывать, каким наш мир будет через 10–15 лет, очень проблематично. С другой стороны, те, кто хочет строить бизнес, должны опираться на какое-то видение. В этом смысле лидеры — это поглотители неопределенности: они берут на себя коллективную неопределенность, заявляют направление и предлагают двигаться в нем.

На мой взгляд, лидер не сможет добиться того, чтобы за ним следовали, если не будет обладать человечностью — вниманием к другим (эмпатией, умением сопереживать, умением слушать и слышать) и вниманием к себе (стремлением идти своим путем, искренностью и аутентичностью).

Еще одно важное качество в современном лидере — это умение работать со сложностью, системно мыслить, понимать, схватывать картинку, видеть целое. То есть умение не только смотреть вперед из своего сложившегося опыта, но и понимать, как работает этот сложный мир.

Алексей Сидорин

Люди, которые управляют людьми, и люди, которые управляют продажами будут востребованы всегда.

Безусловно, меняются инструменты, подходы, функции, но что остается неизменным, так это мягкие навыки. Но их можно прокачать только через практику, то есть через командные проекты, взаимодействие внутри сообщества, на закрытых тренингах.

Еще одним важным качеством лидера является развитие эмоционального интеллекта. Нужно уметь ставить себя на место других людей, взглянуть на картинку со стороны. Есть те, кто обладает лишь формальным лидерством, компании часто проигрывают с такими людьми.

Но важно осознать, что не всем обязательно становиться лидерами и предпринимателями, не всем нужно управлять. В России, если ты в 30 лет не руководитель чего-то, то ты лузер. Но ты всегда можешь развиваться вглубь, стать уникальным экспертом или консультантом.

Екатерина Подвальная

Лидер сегодня должен быть в двух ипостасях одновременно:

  1. «На балконе». Видеть картинку сверху и целиком, быть стратегичным и предсказывающим, не бояться заглядывать в будущее, критично мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения.
  2. «На танцполе». Быть членом команды, готовым поддержать и получить обратную связь от коллег.

Смелость — еще одно важное качество лидера сегодня. Смелость не нравиться и при этом быть примером для других, смелость признаться, что чего-то не знаешь, и задавать много вопросов, смелость меняться и менять компанию, признавать ошибки и давать ошибаться другим.

Лев Гордон

У меня есть список из 48 качеств руководителя, лидера компании, которые можно и нужно отслеживать и развивать. Часть из них относятся к личностным качествам (искренность, интеллектуальная открытость, эмпатия), часть — к управленческим (постановка целей, развитие команды, наставничество), часть — к профессиональной сфере деятельности.

Осознание всех этих качеств помогает в нужное время проявлять их, учитывая, что некоторые уже заложены в человеке.

В этом смысле настоящее образование помогает сформировать образ того, каким мы хотим видеть себя, свою компанию и мир, на который мы влияем. Что не отменяет ежедневный труд, но несомненно дополняет его, дает своеобразный турбонаддув к деятельности руководителя.

3
Каким должно быть современное бизнес-образование?

Павел Лукша

На мой взгляд, и в России, и за границей большая часть лидерского и бизнес-образования — это не образование XXI века. Уже устарел cases-based подход, не может быть применен и принцип простого начитывания теории по предмету, потому что все дисциплины, которые ранее преподавались студентам, уже перестают работать в новой реальности. Образование будущего должно строиться на ряде вещей, которые классическим бизнес-школам могут показаться радикальными экспериментами.

Например, школы должны в первую очередь строить образование вокруг проектных инициатив самих учащихся. То есть все образование в идеале — это непрерывный цикл проектов студента, которые он задумывает, реализовывает сам и развивает.

Очень часто школы выбирают вовсе не из-за программ, которые они дают, а из-за тусовки, престижа, сертификатов, рейтингов. Даже если посмотреть на эти рейтинги, они скопированы с рейтингов университетов, где высокая доля отдается тому, что проект должен быть research-based. В этом проблема рейтингов, но абитуриенты на них все равно ориентируются. По мере того, как развивается новое образование, появляется все больше людей, которые осознанно относятся к своему развитию, выбора своего сообщества. В школах должен быть больший упор на ценности, которые они не только заявляют, но и воплощают. Учебное заведение должны поддерживать свои ценности практикой и форматами.

Юрий Филатов

Роль лидера поменялась. Теперь от него уже не требуется быть большим экспертом, чем сотрудники его компании, отдела или команды. Стратегические решения нужны, но стратегии перестают работать в режиме высокой неопределенности, слишком много неизвестных.

Роль лидера сегодня — это работа с собой и людьми. В работе с собой — осознанность, управление вниманием, саморегуляция; в работе с людьми — создание среды и помощь в раскрытии возможностей.

Эти навыки мы, как правило, приобретаем не в бизнес-школах. О них нельзя судить по наличию MBA. Инструменты управления и развития бизнеса по-прежнему важны, и hard skills никто не отменял. Но возможность преуспеть зависит уже не от знания инструментов (они меняются каждые пару месяцев), а от личных навыков, которые помогут в любом будущем.

Екатерина Подвальная

Наполниться знаниями может каждый — это как забить полку умными книгами и помнить, что написано на корешках.

Многознание не равно проживанию опыта. Самые ценные программы — те, которые позволяют тебе через сильную эмоцию получить настоящий опыт, а потом осмыслить и переосмыслить то, что ты делаешь.

Таких программ мало. Гораздо проще продавать программы, на которых можно сидеть и слушать, активно не участвовать. А потом студенты скажут, что формат не очень, мало практики. В основе всего обучения должны стоять глубокие профессиональные знания и навыки.

Например, в футболе, что главное? Счет на табло! Хорошо сплоченная команда — это здорово, но если она не умеет быстро бегать и забивать, все soft skills бессмысленны. Считаю, что трансдисциплинарность и осознанный подход к развитию — важные составляющие современных школ. Формат не важен, но будет здорово, если форматы будут чередоваться, а учащиеся не будут этого замечать.

Лев Гордон

Школы бизнеса должны создавать площадку для трансформации, раскрытия творческих способностей предпринимателей и управленцев.

Для этого важны:

  • среда интеллектуального поиска,
  • контакт с лучшими «живыми» примерами,
  • обучение в безопасной обстановке новым навыкам, в том числе soft skills,
  • формирование кругов поддержки для долгосрочного развития лидера и его команды,
  • использование новых технологий,
  • ведущие в своей сфере специалисты среди ведущих программ бизнес-школ.

Способность формировать индивидуальные траектории развития, включающие обучение, групповую работу над кейсами и проектами, практическое внедрение идей и навыков в своей компании, возможность прикасаться к практикам в других индустриях для «взаимоопыления», работу с наставниками и коучами для выхода на новый уровень себя, — все это является важнейшими элементами современного образовательного процесса для настоящих и будущих руководителей.

Бизнес-образование для лидеров сегодняшнего и завтрашнего дня — это:

  • Максимальная практичность обучения: скорее работа, чем учеба с возможностью применять знания на собственном проекте.
  • Этика: открытая дискуссия об этической стороне применения технологий, распределения прибыли и будущего, в котором мы уже живем.
  • Совместный поиск ответов: у преподавателей и экспертов может не быть ответов, но они могут дать дополнительные вводные и помочь научиться находить решения с учетом своей специфики.
  • Трансформирующая среда: программы должны предусматривать активную включенность, эмоции и создавать трансформационный опыт участников для получения действительно ценных выводов.
  • Коммьюнити и peer-to-peer обучение: возможность попасть в сообщество единомышленников, которые вдохновляют и делятся своими результатами.
  • Развитие мета-навыков: они помогут преуспеть в экономике человеческого капитала.
  • Освещение передовых практик: гибкие структуры, самоорганизованные команды, технологическая повестка, — всего этого должно быть больше, чем классических подходов к управлению.
  • Обучение обучению: в мире, где все постоянно меняется, один из ключевых навыков — умение постоянно учиться и переучиваться.
Следующий материал: