Веру детей в Деда Мороза поддерживают 74% российских родителей, утверждает исследование «АльфаСтрахование». Большинство родителей помогают писать письма волшебнику, используя для их «отправки» морозилки, почтовые ящики и другие способы. 32% приглашают профессионального Деда Мороза, а почти половина (49%) устраивает инсценировки: оставляют следы или кладут подарки под елку. Но почему дети вообще верят в Деда Мороза и Санту-Клауса? Преподаватель психологии в Кильском университете Рохан Капитаны уверен: дело совсем не в наивной доверчивости.
1. Дети верят в сказки, когда кто-то поддерживает атмосферу
С одной стороны, дети особенно восприимчивы ко всякого рода фантастическим историям, с другой — заставить их поверить в сказки без значительных усилий очень сложно.
В одном исследовании ученые рассказали детям о невидимой воображаемой принцессе Алисе, которая «присутствовала» в комнате и сидела в соседнем кресле. После этого дети остались одни в помещении и получили возможность опровергнуть это утверждение и получить за это вознаграждение. В то время как некоторые дети смотрели в сторону пустого стула, а другие махали руками в воздухе над якобы обнаруженным местом Алисы, были очень слабые статистические доказательства того, что эта информация вообще как-то повлияла на поведение большинства детей.
2. Для веры в чудо нужно давать пищу для воображения
Был проведен и другой эксперимент. В рамках него два человека независимо друг от друга посетили в разное время школу и рассказали ученикам о колдунье Кенди, показав ее фотографии. По легенде, ведьма должна была обменять конфеты, полученные детьми на Хеллоуин, на игрушку (если смогут удержаться и не съесть их, что уже само по себе серьезная задача для ребенка). В результате многие дети поверили в конфетную ведьму, а некоторые продолжали верить даже год спустя.
Основное различие между этими двумя исследованиями заключается в количестве усилий, которые приложили взрослые (а во втором случае, несколько взрослых), чтобы заставить детей поверить.
3. Дети верят в чудо, когда видят, что взрослые в нем тоже заинтересованы
Исторически сложилось так, что единственный способ узнать о чем-то, чего вы непосредственно не испытали, — это положиться на свидетельство. Дети при этом могут оценивать достоверность доказательств и даже предпочесть утверждения с неким «научным обрамлением».
Но при этом ритуалы могут быть еще более влиятельным видом свидетельства, чем слова. Рождественские праздники — отличная демонстрация того, что взрослые добровольно участвуют в длительном и дорогостоящем культурном ритуале. Предварительные исследования Рохана Капитаны показали, что фигуры, которые ассоциируются с ритуалами, зачастую считаются реальными — даже более реальными, чем пришельцы и динозавры.
Данные исследования «АльфаСтрахования» говорят о том, что 73% родителей делают неожиданные сюрпризы детям, чтобы добавить волшебства празднику, а 26% отвечают письмами от имени Деда Мороза. В следствие таких действий ребенок думает: «Дед Мороз должен быть настоящим, иначе зачем моим родителям это делать?» Хитрость, конечно, в том, чтобы снова и снова говорить детям, что елка и прочие атрибуты праздника предназначены для Деда Мороза, а не для традиции.