HR в инновациях, 18 ноя, 18:15

Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе

Читать в полной версии
Фото: РБК
Дефицит кадров растет, а ИИ меняет правила найма. На сессии HR-форума РБК эксперты обсудили, как HR становится стратегическим партнером и архитектором человеческого капитала в мире постоянных изменений

О сессии

HR-форум РБК «Управление персоналом: движущая сила бизнеса» прошел 11 ноября 2025 года в Москве. На форуме РБК представил рейтинг работодателей, а эксперты обсудили новые стратегии в области управления персоналом, ориентированные на создание комплексной экосистемы привлечения, развития и удержания талантов.

Ключевая сессия форума «Новые вызовы, новые стратегии» была посвящена компетенциям будущего для HR и различным путям по усилению кадров. О новых ролях, функциях и горизонтах развития современных HR-специалистов поговорили эксперты сессии.

Своим мнением в ходе дискуссии поделились:

  • Юрий Григорьян, управляющий директор УК «Альфа-Капитал».
  • Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-банка.
  • Лариса Бодягина, член правления — вице-президент по управлению персоналом ERION — Экосистема МТС.
  • Данил Рассказов, управляющий директор по организационному развитию «Сибур».
  • Асият Багатырова, генеральный директор АНО «Общественный капитал».

Модератор сессии: Оксана Морсина, управляющий партнер Regroup.

HR как архитектор общественного капитала

Асият Багатырова рассказала о стандарте общественного капитала бизнеса — инициативе президента России, призванной выделить компании, которые реально инвестируют в людей и социальные проекты. Стандарт призван выделить наиболее социально ответственные компании в период трансформации экономики и задает вектор нефинансовой отчетности.

Асият Багатырова:

«HR больше не может быть чисто операционной фигурой. В логике общественного капитала он становится стратегом или архитектором, который задает вектор развития человеческого капитала и все время предлагает решения, как его наращивать, развивать и удерживать. В условиях кадрового дефицита именно социальные инициативы, а не только зарплата становятся решающим аргументом в борьбе за сотрудника».

Чтобы бороться с «бутафорией» и фейковой отчетностью, стандарт предполагает верификацию: компаниям нужно подтверждать внедряемые инициативы документами, которые, в свою очередь, проходят дополнительную проверку. В условиях дефицита кадров использование стандарта превращается в инструмент конкуренции за людей, так как создание продуманных социальных инициатив становится ключевым инструментом для привлечения новых и удержания текущих сотрудников.

ИИ без хайпа, но с образовательным эффектом

Марат Исмагулов рассказал, как искусственный интеллект может трансформировать HR-функцию и подход к обучению сотрудников. Альфа-банк сознательно отказался от идеи разработки собственной языковой ИИ-модели, что было бы слишком дорого и неэффективно. Вместо этого организация создала платформу AlphaGen — «закрытый контур», который соединяет ведущие внешние языковые модели и обучает их на внутренних данных, соблюдая все требования к кибербезопасности.

Марат Исмагулов:

«Наша задача как HR-департамента — не просто призывать использовать ИИ, а выстраивать многоуровневые образовательные программы, которые помогут разным сотрудникам достигать своих целей. Первыми внедряя подобные инновации, HR сегодня становится драйвером трансформации».

Благодаря внедренной инициативе, новичкам в Альфа-банке дают базовое понимание ML, генеративного ИИ и основ промптинга, а более продвинутые сотрудники получают сложные задачи по внедрению ИИ-инструментов и могут отточить свои навыки в школе ИИ-продуктов.

Также на базе AlphaGen банк запустил платформу AlphaPeople, которая в один клик дает каждому сотруднику доступ к ИИ-сервисам и позволяет создавать собственных ассистентов и приложения.

ИИ становится частью команды: как цифровые «сотрудники» меняют бизнес
Индустрия 4.0 

«Оптимизация за 0 руб.»: сначала отказаться, потом автоматизировать

Лариса Бодягина своим практическим кейсом утверждает, что лучшая автоматизация начинается, как бы это парадоксально ни звучало, с отказа.

Лариса Бодягина:

«Самая дешевая оптимизация стоит 0 руб. Это отказ от ненужного процесса».

По ее словам, распространенная ошибка — переносить в IT-системы «зоопарк» старых, избыточных согласований. Вместо этого ERION строит процессы по принципу: сначала упростить, а потом автоматизировать end-to-end. В идеале так, чтобы новые системы «общались» друг с другом без лишнего ручного труда.

Лариса Бодягина:

«Когда мы делаем внутренний HR-сервис, мы сразу исходим из того, что его придется тиражировать на десятки юрлиц. Архитектура должна выдерживать рост без переделок. Тогда один удачный продукт можно распространять по всему холдингу, и каждая новая установка стоит все дешевле. Это и есть реальная окупаемость инвестиций в HRTech».

Компания также активно использует ИИ-агентов и малые языковые модели, которые помогают как в рекрутменте и HR-процессах, так и в обучении и сервисах для сотрудников. Модели обучаются на проверенных внутренних данных и решают узкие, но важные задачи — например, Copilot для рекрутера и для нанимающего менеджера, обеспечивающий дополнительную поддержку при интервью и его дальнейшем анализе.

Непрерывное обучение для лучших результатов

Взгляд на обновление концепции испытательного срока через призму HR прозвучал от Юрия Григорьяна. Управление активами — отрасль, требующая глубокого погружения в продукты высокой сложности, а также изучения поведенческих и культурных паттернов, и здесь классический тестовый период 3–6 месяцев не успевает полноценно подготовить сотрудника к задачам серьезного уровня.

Юрий Григорьян:

«Чтобы новичок в такой индустрии стал боевой единицей, нужен не испытательный срок, а образовательный марафон длиной полтора года».

В УК «Альфа-Капитал» посчитали, что новичку нужно освоить около 300 тем и получить 18 сертификатов, чтобы уверенно работать с инвестициями клиентов. Как итог, получился интенсивный университетский курс внутри компании, встроенный в ежедневную работу. В дополнение к нему еще разработана отдельная мотивационная модель для новичков, которая работает все время адаптации и подсвечивает возможные сложности.

Компенсации и бенефиты: что еще нужно сотрудникам кроме ДМС
Социальная экономика 

Отдельно под этот трек выстроена мотивация. Для новичков действует собственная система поощрений, которая учитывает реальные болевые точки на этапе адаптации сотрудника. Логика простая: если компания столько вкладывает в формирование специалиста, она не может позволить себе терять его на шестом-седьмом месяце из-за некорректной мотивации.

Юрий Григорьян:

«Задача адаптации — не только научить продукту, а перепрошить образ мышления. Мы слишком долго выращиваем специалиста, чтобы легко с ним расставаться. Поэтому к каждому новичку относимся как к инвестиции».

Но, по словам Григорьяна, одних знаний мало. Важно выстраивать у сотрудников гибкое мышление и понимание «ДНК компании» — того, как она мыслит, относится к рискам, строит доверие с клиентами. В этом помогают практически все подразделения компании, что позволяет лучше погрузить сотрудника в новую среду и дать комплексное видение.

В ответ на вопрос о компетенциях будущего Юрий Григорьян фактически предложил новый навык для турбулентной экономики: «Важно уметь в момент кризиса одновременно держать удар и оставаться открытым к людям. Я называю это эмпатичной устойчивостью». Такое профессиональное качество, как считает эксперт, помогает сохранять контакт с клиентами и командой, слышать их тревоги и при этом оставаться опорой и ориентиром для принятия непростых решений.

Стратегическое планирование вместо моментальной реакции

Данил Рассказов показал, как промышленность проектирует кадровое будущее с помощью долгосрочного стратегического планирования.

В ответ на ковид, санкции и структурные изменения «Сибур» выстроил систему ресурсных стратегий более чем для 40 функций, которые на три года вперед описывают, сколько человек понадобится, с какими компетенциями, а также в каких регионах. На этой основе компания фактически заново собрала ключевые роли, у которых нет ограничительной рамки названия или должностной инструкции, а есть расширенные функции, помогающие находить новые траектории развития.

Данил Рассказов:

«Наш инженер-химик сегодня больше, чем просто технолог. Он практически внутренний предприниматель, который генерирует идеи, считает их экономику и защищает проекты. Трансформация профессий сегодня выступает главным инструментом удержания талантов».

Под такую трансформацию выстроена мощная внутренняя инфраструктура: 1300 производственных наставников, 600 внутренних тренеров-практиков и более 150 программ корпоративного университета.

Отдельное направление работы HR в холдинге — это внимание к разным возрастным группам сотрудников. Группа 55+ не вытесняется, а получает роль носителей знаний и культуры, помогая готовить новое поколение. Параллельно компания сознательно удерживает молодежь в регионах присутствия. Успешность этого направления работы показал Тобольск: если в 2018 году уехать хотели 75% школьников, то сегодня лишь 21%, а до 60% новых сотрудников «Сибур» нанимает уже из местных колледжей.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

HR в инновациях Внедрение инноваций Кейсы компаний Корпоративное образование Управление проектами
Главное