Как страны мира борются с вредной едой
К вредной еде относят продукты с высоким содержанием калорий и низкой питательной ценностью, часто их называют «ультра-обработанными». Это сладкие газированные напитки, сухие завтраки, чипсы, сухарики, мороженое и шоколад, наггетсы, хот-доги и картошка-фри. Такие продукты производят в промышленных условиях на фабриках или в фастфуд-заведениях из рафинированных и максимально очищенных от примесей ингредиентов с добавлением эмульгаторов, загустителей и искусственных ароматизаторов. Такой состав позволяет удлинить срок хранения.
Главная проблема нездоровой пищи — ее способность вызывать привыкание.
Комбинация высоких уровней сахара, соли и жиров стимулирует выброс дофамина, вещества, связанного с ощущением удовольствия. Эти ингредиенты активируют в мозге центры вознаграждения, из-за чего люди испытывают кратковременное удовлетворение. Со временем организм привыкает к сильным стимулам и начинает требовать их все больше, что создает зависимость.
Особо приятный вкус и низкая цена ультра-обработанных продуктов приводят к перееданию. Из-за этого люди набирают вес, что может стать причиной развития ряда хронических заболеваний, таких как проблемы с сердечно-сосудистой системой, диабет и рак.
Компании не склонны к самоограничению
В 2013 году Coca-Cola запустила кампанию «Coming Together», направленную на борьбу с ожирением. В рамках этой инициативы компания заявила о намерении сократить количество калорий в своих продуктах, а также предложила поддерживать программы по физической активности в местных сообществах. PepsiCo с 2006 года реализует стратегию устойчивого развития «Performance with Purpose», которая включает в себя обещание сократить содержание сахара, насыщенных жиров и натрия в продуктах. Тем временем продажи сладкой газировки растут — рынок увеличится к 2029 году на 5% до $711 млрд. Глобальный рынок картофельных чипсов в ближайшие пять лет вырастет на 6,43% и в 2029 году достигнет объема $67 млрд.
Ультра-обработанные продукты активно продвигаются, этому способствуют маскоты и реклама со знаменитостями. Обычно такая еда стратегически выгодно размещается в супермаркетах: на уровне глаз или рядом с кассами, чтобы стимулировать импульсивные покупки.
Компании осваивают новые рынки в странах с низким уровнем дохода, где регулирование часто слабее. Например, в Мексике Coca-Cola предоставляет владельцам магазинов все необходимое для управления уличными киосками или семейными магазинами общего пользования. Есть лишь одно условие: эти торговые точки будут продавать и продвигать напитки Coca-Cola.
В рамках заботы о здоровье населения государства стараются регулировать состав продуктов и то, как они распространяются. Тем не менее корпорации влияют на правительства, чтобы любые нормативные акты в этой сфере оставались слабыми и неэффективными. Например, компании пищевой промышленности Колумбии активно выступали против введения маркировки на упаковке, которая бы информировала потребителей о продуктах с высоким содержании сахара, соли и жира.
Эффективное налогообложение
Некоторые страны используют налоги для борьбы с нездоровыми привычками в еде. Например, в ЮАР налог на сладкие напитки позволил сократить продажи газировки примерно на треть. Цены увеличились примерно на 1 ранд (около ₽6) на каждый литр. Ради сохранения прибыли компании подняли цены, что заставило людей реже приобретать газировку.
В Великобритании налог на сахар заставил многих производителей пересмотреть свой ассортимент: с 2015 по 2019 год доля газировки с содержанием более 5 г сахара на 100 мл снизилась с 49% до 15%. Налог касается только напитков с долей сахара не менее 5 г на 100 мл. Ставки составляют 18 пенсов (₽22) за литр для напитков с содержанием 5-8 г сахара и 24 пенса (₽30) — для напитков с 8 г сахара и более. Налог не распространялся на соки и молочную продукцию. По оценкам исследователей, эта мера предотвратила более 5 тыс. случаев ожирения.
В России с 1 июля 2023 года действует акциз на сладкие напитки. Налоговый кодекс относит к ним продукцию, количество углеводов в которой составляет более 5 г на 100 мл. Косвенный налог затрагивает только газировку и не распространяется на соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочную продукцию. Производители платят по ₽7 налога на 1 л.
У этой меры есть свои ограничения: например, сосредоточение внимания только на одном ингредиенте не решает проблем с излишней калорийностью, высоким содержанием жира и соли. Сферу действия можно расширить, но масштабировать такой налог будет непросто. Даже на сахар в Европе ввели налог только 20% государств.
Четкая и честная маркировка
Потребители могут делать более здоровый выбор, если имеют доступ к четкой и точной информации, что они едят. Этому способствуют этикетки, на которых продукты оцениваются по пятибалльной шкале по степени полезности, с учетом содержания сахара, соли, насыщенных жиров, питательных веществ и калорий.
Nutri-Score — самая популярная в Европе система маркировки здорового питания такого рода. Она предполагает шкалу от наиболее полезных продуктов к наиболее вредным. Система используется в семи странах (Франция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Люксембург, Испания и Швейцария) и предлагается в качестве новой нормы для стандартизации маркировки кулинарной продукции во всем ЕС. Продукты оценивают сотрудники учреждений общественного здравоохранения и исследователи из научных организаций.
Однако ученые критикуют Nutri-Score за несправедливую оценку некоторых товаров и чрезмерное упрощение. Например, энергетический напиток без сахара и калорий с высоким содержанием кофеина и таурина может получить оценку B (аналог «четверки»), несмотря на потенциальные риски для сердца при чрезмерном потреблении. А пармезан может получить плохую оценку из-за содержания насыщенных жиров и соли, хотя их небольшое количество в пересчете на количество употребляемого продукта не окажет существенного влияния на здоровье.
В России в сентябре 2023 года правительство рассматривало введение маркировки вредной еды. Учитывая рекомендации ВОЗ, Минздрав предлагал отнести к ней сладкие газировки, соленья, копчености, продукты с высоким содержанием трансжиров, а также некоторые мясные товары (сосиски, бекон, ветчина). Спустя год обсуждения дальше эти планы не продвинулись.
Ограничение маркетинга для детей
В детском возрасте формируются пищевые привычки, которые сохраняются во взрослой жизни. Из-за этого Чили ввела строгие правила для маркетинга ультра-обработанных продуктов. В стране запретили изображать персонажей мультфильмов на упаковках нездоровой пищи и добавили маркировку на товары с высоким содержанием жира, соли и сахара.
С момента введения этих мер в 2016 году в Чили наблюдаются положительные изменения: продукты производятся из более здоровых ингредиентов, вредная еда продается реже, а пищевые привычки улучшаются. По данным исследований, после принятия закона чилийские дети сократили потребление сахара более чем на 10%.
В Евросоюзе нет обязательных правил, которые ограничивают маркетинг продуктов для детей. Единственным средством защиты является добровольная инициатива крупнейших пищевых компаний под названием «Обещание ЕС». В ее рамках корпорации обязуются ограничить рекламу продуктов с высоким содержанием жира, сахара и соли для детей.
Основные обязательства включают в себя:
- полное исключение рекламы таких продуктов для детей до 12 лет, если аудитория более чем на 35% состоит из детей;
- реклама возможна только для продуктов, отвечающих строгим критериям питательной ценности;
- отсутствие в школах рекламных акций, направленных на учеников младшего возраста.
Однако исследование показало, что этот подход недостаточен для эффективного предотвращения ожирения. Многие ультра-обработанные товары в Европе продолжают агрессивно рекламировать детям. По этой причине в 2023 году ВОЗ разработала набор критериев, которыми должны руководствоваться правительства при разработке более жесткой политики по защите детей от вредного маркетинга еды. Модель помогает классифицировать кулинарные изделия, чтобы определить, можно ли их рекламировать для детей, основываясь на содержании жиров, сахара и соли. Она была протестирована в 13 странах-членах ВОЗ. Особое внимание уделяется продуктам, которые часто рекламируются как «здоровые», но содержат вредные компоненты.
Только здоровое питание в школах
В 2005 году Франция запретила в школах торговые автоматы, продающие нездоровую пищу и напитки с высоким содержанием сахара. Этот шаг столкнулся с сильным противодействием со стороны крупнейшего дистрибьютора этих устройств. Вендинговаят компания настаивала на важности просвещения взамен запретов. Однако, согласно исследованию, благодаря этой мере французский школьник стал ежедневно потреблять на 10 г меньше сахара.
Улучшение условий питания
«Подталкивание» — так называется стратегия, которая тонко влияет на поведение, не ограничивая выбор. Она предполагает, что нужно создавать условия, в которых человеку будет легко придерживаться здоровых привычек питания. Исследование, проведенное в Нидерландах, показало, что простое размещение полезных товаров (например, фруктов и низкокалорийных батончиков мюсли) рядом с кассами значительно увеличило их продажи.
Англия признала силу такой меры — правительство этой части Великобритании в 2022 году ввело ограничения на продажу нездоровой пищи на кассах. Подобные правила применяются и в цифровой сфере, запрещая ссылки на вредную еду на страницах оплаты при оформлении заказа. По данным исследований, новый закон поддержали розничные торговцы, производители, потребители, сотрудники правоохранительных органов и представители здравоохранения страны.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.