Бизнес-образование, 16 фев, 11:57

Тренды MBA: каким будет бизнес-образование в 2024 году

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
РБК опросил российские бизнес-школы о ключевых изменениях в сегменте бизнес-образования и трендах на 2024 год

Тренды MBA: что происходит в сегменте российского бизнес-образования
Экономика образования 

Чего ждать от MBA в 2024 году

Участники опроса выделили основные тренды, которые получат развитие на российском рынке MBA в 2024 году. Они отражают логичное продолжение тенденций 2023 года:

  • цифровизация всех функций бизнеса и «технологические модули» как неотъемлемая часть программ обучения;
  • повышенное внимание бизнеса к развитию среднего менеджмента и усиление взаимодействия с образовательными учреждениями;
  • фокус в обучении на практически применимых и высокотехнологичных инструментах управления, создаваемых внутри страны;
  • кастомизация программ, сужение их специализации и сокращение сроков;
  • развитие сотрудничества с новыми зарубежными школами-партнерами;
  • рост спроса на программы ведущих национальных и региональных бизнес-школ;
  • обсуждение разработки национальной системы аккредитации и рэнкинга качества образовательных программ.

Спрос на бизнес-образование

Бизнес-школы столкнулись с разнонаправленными тенденциями в отношении спроса на предлагаемые ими услуги: некоторые отмечают сужение рынка MBA.

Например, Анастасия Боровская, директор Русской школы управления (РШУ), отмечает, что длительные программы для многих сейчас остаются под вопросом из-за сокращения горизонта планирования. Ряд программ и департаментов MBA в крупных бизнес-школах между собой объединяются и укрупняются. Это говорит о том, что спрос на такие программы очень точечный.

Анастасия Боровская: «Конечно, группы на крупные программы по-прежнему собираются, но средние компании сейчас актуализируют свои бюджеты и возможности: обучать сотрудников 1-2 года — это достаточно большой срок, и они ищут для себя альтернативу, более короткое обучение».

Разделяет позицию Анастасии Боровской Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса»: «Запрос на бизнес-образование (МВА в том числе) заметно сократился, российский частный бизнес не очень готов инвестировать в своих сотрудников, а иностранный бизнес совсем перестал вкладывать деньги в развитие».

Андрей Коляда, ректор и научный руководитель бизнес-школы EMAS:

«Вероятно, прошлый год был одним из самых турбулентных в истории MBA/DBA рынка России. Бизнес-школы, которые осуществляли наборы студентов круглый год (а не один-два раза в год), отмечали, что каждый следующий месяц был не похож на предыдущий – скачки спроса от почти нормального до практически нулевого и обратно. В целом, первая половина года была очень непростой – ощущался эффект от мобилизации, которая состоялась осенью 2022 года. Начиная со второй половины года, спрос несколько подрос, однако, по нашему мнению, он еще не вернулся на прежний уровень. Также значительные проблемы возникали с набором студентов MBA и DBA из дальнего зарубежья. Спрос на российские программы на этих рынках, хоть и снизился, но есть. Однако возникают серьезные сложности с проведением платежей за обучение. Причем это не только проблема финансовой системы РФ, но, судя по всему, и отдельных зарубежных стран, чья финансовая система оказалась в кризисе».

При этом Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (ИБДА РАНХиГС), приводит статистику, согласно которой, наборы на программы МВА ведущих бизнес-школ в отдельных случаях, как в ИБДА РАНХиГС, наоборот выросли, «превысив психологическую планку в 1000 учащихся, при сохранении высокого, премиального уровня цен».

С ним соглашаются Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ, а также Булат Нуреев, директор MBA, Executive MBA и магистерских программ школы управления «Сколково».

Василий Солодков считает, что поток ранее уезжавших за рубеж для получения бизнес-образования существенно переориентировался на российский рынок по очевидным причинам: сложнее стало поступить и добираться, программы подорожали за счет падения курса рубля.

Булат Нуреев: «Количество желающих обучаться осенью 2023 года превысило ранее заложенные нами планы, поэтому мы уже зарезервировали ряд мест для слушателей на потоки, стартующие в 2024 году. Вероятнее всего, это связано с тем, что компании и управленцы пережили период адаптации к меняющимся условиям. Сейчас они начинают смотреть на свой бизнес в более долгосрочной перспективе, искать возможности для развития. Вместе с нетривиальным, все еще меняющимся контекстом это рождает спрос на знания. Речь идет, в том числе, о фундаментальных знаниях: слушатели идут в школы управления, чтобы приобрести новое качество мышления и понимания ситуации».

Длительность программ

Респонденты отмечают, что неуклонно растет интерес к более коротким программам.

Валентина Герасименко, руководитель программы МВА экономического факультета МГУ:

«Стал шире предлагаться более интенсивный и сжатый по времени формат программ МВА. Вероятно, это — ответ на нестабильную и динамично изменяющуюся внешнюю среду бизнеса, которая диктует свои правила и свой темп для всех других сфер, включая сферу бизнес образования».

«Мы проанализировали преобладающие в сегменте бизнес-образования тренды и в ноябре 2023 года запустили полугодовую программы "Digital MBA: менеджмент в цифровую эпоху", которая позволяет всего за шесть месяцев систематизировать свои знания в менеджменте, прокачать лидерские навыки, а также познакомиться с технологиями цифровой экономики», — рассказывает Виталия Летницкая, генеральный продюсер и директор образовательных программ в РБК Pro.

РБК Pro и ProductStar готовят новое поколение российских управленцев
Экономика образования 

Анастасия Боровская (РШУ) полагает, что и в 2024 году продолжится тренд на сокращение программ по времени: «Обычно это происходит за счет уменьшения межмодульных периодов. Кроме того, многие темы могут отдаваться на самоизучение или прорабатываться в рамках коротких онлайн-встреч».

Позицию Анастасии разделяет Александр Никитенко, декан факультета международного бизнеса ВАВТ Минэкономразвития России, и Лиана Кузнецова, заместитель декана Факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. По их мнению, спрос будет расти на программы продолжительностью до года.

Гибридный формат

«После небольшого периода бурного интереса к онлайн МВА программам, в 2023 году виден возврат целевой аудитории к очным и гибридным форматам», — отмечает Сергей Федоров (ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса»).

Причиной этому Лиана Кузнецова (факультет финансов и банковского дела РАНХиГС) видит в том, что гибридный формат обучения позволяет совмещать качественный нетворкинг, но при этом не пропускать занятия, что особенно важно в условиях большой профессиональной загруженности. Слушатели получают возможность планирования своего времени, рабочего графика и поездок — не в ущерб обучению.

Ирина Альбицкая, тьютор по программе МВА и программам профессиональной переподготовки Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, отмечает тренд на исключительно «живые» мероприятия: «Казалось бы, сейчас есть все возможности для качественного онлайн обучения, но как показала практика, именно оффлайн дает тот уровень эксклюзивности, погруженности и ощущения себя частью престижного сообщества, которое ждут обучающиеся на МВА».

Тему нетворкинга развивает Владимир Копцев, академический руководитель программы МВА Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: «Еще одна явная особенность 2023 года: многие, даже опытные менеджеры, руководители в средних и крупных компаниях, хотят попробовать себя в роли предпринимателя и запустить либо собственный бизнес, либо проект. В связи с этим на МВА приходят слушатели, цель которых — во-первых, найти идею своей предпринимательской инициативы, сформулировать ее, возможно, даже протестировать, во-вторых — познакомиться с потенциальными партнерами, коллегами, найти единомышленников. Этот тренд кажется очень перспективным, и он будет развиваться в 2024 году».

Ирина Воронина, управляющий партнер, генеральный директор бизнес-школы АМИ:

«Тенденция использовать новейшие образовательные технологии, сохраняя качество и объем информации и сокращая длительность программ, только усиливается. Делать это можно за счет разных методологий: отделения базового менеджмента от advanced-знаний, тестирования бизнес-гипотез в реальном времени, или flipped classroom (“перевернутый класс”), когда теория выносится за пределы очного обучения».

Андрей Коляда (EMAS) отмечает при этом, что стоимость онлайн-обучения в ведущих бизнес-школах стремительно приближается к очному, в ближайшие годы они могут практически сравнятся. Более того, в случае с корпоративным обучением стоимость онлайн-формата уже сравнялась с очным.

Геймификация и другие способы удержания внимания

Интенсивность обучения возрастает. По словам Ирины Ворониной (АМИ), слушателям программ все сложнее подолгу концентрироваться на одной теме, поэтому школа должна помогать им осваивать материал, например, через смену форм работы: групповой, индивидуальной, бизнес-игру, решение кейса, презентацию. Или через смену преподавателей, когда в одном учебном дне представлены 3-4 спикера с темами по 2-4 часа. Клиповость мышления заставляет выдавать материал дозированно — появляются сквозные темы, которые проходят через все модули MBA, и в каждой итерации они усложняются и углубляются.

В обучении все большее значение приобретают бизнес-игры, бизнес-симуляторы и прочие процессы геймификации. На программе МВА «Стратегический менеджмент» НГУЭУ одна из сессий в новом сезоне будет посвящена бизнес-игре «Конфликт интересов» с авторским набором карточек «Скелет бизнеса: модель тигра». Игра направлена на развитие навыков корпоративного управления и предусматривает работу двух команд (акционеры и менеджеры) по формированию дорожной карты развития системы корпоративного управления. Она построена на реальной ситуации в бизнесе, с которой связаны игроки. Соавторы и модераторы игры — опытные управленцы.

Внедрение технологий и «жесткие» навыки

В своих ответах руководители образовательных программ уделяют большое внимание теме внедрения технологий в бизнес-процессы. Андрей Зятчин, доцент кафедры операционного менеджмента и академический директор программ MBA ВШМ СПбГУ, выделяет технологический аспект управления цифровой трансформацией, связанный с импортозамещением оборудования и программного обеспечения, а также человеческий аспект, в который включены управление изменениями, развитие и трансформация корпоративной культуры для достижения целей цифровой трансформации.

Сергей Федоров (ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса»):

«Тренд на обучение производственных компаний продолжится в 2024 году. Основная потребность — развитие производственных мощностей для покрытия возрастающих заказов. Поэтому содержание некоторых программ сдвигается в сторону производственных задач — бережливое производство, гибкое среднесрочное планирование, управление запасами и ресурсами».

По словам Сергея Мясоедова (ИБДА РАНХиГС), в бизнес-образовании ясно обнаружился и набирает силу тренд по ориентации на интересы клиентов, в первую очередь связанных с отраслями технологического и кадрового суверенитета. Возрос интерес слушателей к дисциплинам IT, использованию нейро-сайенса и искусственного интеллекта в менеджменте, инструментов hard skills.

Школы добавляют в свои программы дисциплины, обучающие взаимодействию с искусственным интеллектом и другими передовыми технологиями. Например, Высшая школа бизнеса НГУЭУ осенью внедрила дисциплину «Нейросети. Применение в маркетинге» в программу mini-MBA «Управление цифровым маркетингом».

Происходит неуклонный рост доли дисциплин, связанным с использованием математических и цифровых методов оптимизации управления. Это требует от преподавателей практических знаний и сильной базы.

Преподаватели-практики

Возросло участие в программах МВА представителей и экспертов крупнейших, а также крупных и средних российских компаний. «На программы стали приглашаться представители "хайповой" исследовательской и педагогической деятельности, связанные с новеллами в области прорывных технологий и осмыслением мировых политических и экономических трендов», отмечает Сергей Мясоедов (ИБДА РАНХиГС).

Генеральный продюсер и директор образовательных программ в РБК Pro Виталия Летницкая также отмечает, что в настоящее время вдохновляющие темы ушли на второй план, аудитория ожидает от лекторов более прикладного контента: пошаговых инструкций и подробного разбора, как примерять те или иные технологии или методики в конкретных ситуациях. «Скажем, если речь об инновациях в бизнесе, то интересует методика внедрения изменений в компаниях, примеры технологий, разборы кейсов не IT-гигантов, а "земных" компаний с ограниченными ресурсами».

Ирина Воронина (АМИ):

«Программы все чаще строятся на “живых кейсах”. Их представляют практики из бизнеса, которые сами непосредственно в моменте проходят через решение кейса в своей компании. Таким образом, слушатели не просто знакомятся, допустим, с темой бережливого производства, но видят, как его внедряют в бизнесе здесь и сейчас».

Развитие мягких навыков

Большинство опрошенных представителей бизнес-школ считают крайне важной продолжающуюся тенденцию на развитие мягких навыков, поскольку, как отмечает Андрей Зятчин (ВШМ СПбГУ), управление в условиях неопределенности и управление рисками — еще одно направление в бизнес-образовании, проявившееся в 2023 году.

Например, на программе Executive MBA Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) осенью 2023 года был усилен трек развития стратегического мышления и управления изменениями, а также поиска новых возможностей. Особое значение получили темы, посвященные лидерству, личностной трансформации, эмоциональному интеллекту. Для отработки и закрепления навыков школа проводит выездные модули на Камчатку и на Байкал, где слушатели учатся преодолевать себя.

Константин Царанов, директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы Правительства Москвы, отмечает, что на работу массово приходят молодые люди. Для них важна свобода, они нацелены на самореализацию и одной из их топ-3 ценностей является гедонизм. В их представлении система управления персоналом должна быть направлена на поддержку и развитие сотрудников. Поэтому среди направлений обучения руководителей все большую долю занимает обучение управлению по ценностям, работе по формированию человекоцентричной организационной культуры, включая использование данных HR аналитики для принятия управленческих решений, развитие доверия среди сотрудников.

Тема лидерства и личностного развития руководителей будет занимать центральное место в программах бизнес-образования, полагает Татьяна Полтавец, и.о руководителя Академии управления Школы экономики и менеджмента (ШЭМ) Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Кастомизация и персонализация

Владимир Копцев (ВШБ НИУ ВШЭ) считает, что важным трендом 2023 года, который продолжится и в 2024 году, стала персонализация — специализированный набор качественных дисциплин из разных областей знаний для определенной узкой группы слушателей. Еще один тренд — развитие специализации в новых перспективных направлениях. Это, например, предпринимательство, инновационный бизнес, развитие и переориентация цепей поставок. Раньше выделяли более общие категории — стратегия, финансы, маркетинг, сегодня требуется более узкая специализация и направленность. И количество новых специализаций будет расти. Формы реализации этого тренда могут быть разными: школа может предложить слушателю дисциплины на выбор в рамках индивидуальной образовательной траектории или разработать специализированный трек под конкретный запрос.

Ирина Альбицкая (Саратовский университет имени Н.Г. Чернышевского):

«Уже сейчас можно отметить тренд на узкопрофильные программы МВА под "выстреливающие" либо просто платежеспособные и приоритетные сегменты рынка. То есть, условно говоря, "МВА для методолога онлайн-школ" или "МВА для специалистов оборонной промышленности". При этом есть разделение на два вектора — корпоративный заказ и сборная группа. Ясно, что данный тренд некоторые компании будут закрывать самостоятельно с помощью корпоративных университетов, не отправляя топ-менеджмент в учебные организации. Пример — МВА РЖД. Но как любое сугубо корпоративное обучение, такое МВА будет лишать обучаемых широты и надситуативного видения, которое лучше всего развивается на стыке разных отраслей и наук и в концепциях бенчмаркинга».

Константин Царанов (Центр развития здравоохранения и социальной сферы Правительства Москвы) считает, что получит развитие практика привлечения персональных коуч-экспертов, которые смогут помочь в обучении и реализации проектов на программе.

Марина Волкова, БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова, уверена, что появятся новые программы, заявляющие себя как узкоспециализированные (например, МВА для специалистов IT, МВА для медиков, МВА для работников ЖКХ и т.д), хотя по сути, это будет всего лишь маркетинговый ход, поскольку специфика управления в разных отраслях не столь разительно отличается, чтобы построить на этом всю учебную программу.

Средний менеджмент на программах MBA

Лиана Кузнецова (факультет финансов и банковского дела РАНХиГС) отмечает, что в 2023 году среди слушателей увеличилась доля менеджеров среднего звена. Это объясняется тем, что именно эта категория сейчас нацелена на быстрый карьерный рост и переход на следующую карьерную ступень. А МВА-образование позволяет повысить управленческие навыки и качественно структурировать знания не только высшего, но и среднего звена.

Виталия Летницкая (РБК Pro) согласна с этим мнением. Средний менеджмент занимается оперативным управлением и принятием решений на местах, и в первую очередь, важно подтягивать уровень тех, кто относительно недавно занял руководящие позиции или чья зона ответственности значительно расширилась.

Валентина Герасименко (экономический факультет МГУ) считает, что обязательно будут развиваться коллаборации в том числе с организациями практического бизнеса, что позитивно отразится на содержании обучения в российском сегменте МВА. Также ожидается, что активно проявится тренд на подготовку управленческих кадров для актуальных региональных проектов, как это уже реализуется на дистанционно-модульной программе МВА экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Маргарита Перепелица, декан Центра международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС, считает, что «российские программы МВА будут становиться более аутентичными, будут появляться новые темы, инструменты, подходы, в которых отразится лучший опыт, рождаемый здесь и сейчас, в новых исторических условиях, в регионах, талантливыми российскими управленцами и предпринимателями».

Новая география

Подавляющее большинство школ в своих ответах отмечали нарастающие связи со школами из стран Азии вслед за смещением фокуса российского бизнеса на этот регион.

Андрей Зятчин (ВШМ СПбГУ):

«В 2023 году в российском бизнес-образовании продолжился «поворот на Восток». В частности, рассматриваются новые страны и академические партнеры для проведения международных учебных модулей; в соответствии с запросом российского бизнеса разрабатываются учебные программы, целью которых является изучение слушателями особенностей деловой среды, взаимодействия, законодательного регулирования в зарубежных странах».

Булат Нуреев (школа управления «Сколково») также полагает, что основной тренд на ближайший год — это появление новых зарубежных локаций и образовательных партнерств в новой актуальной экономической географии, а также укрепление имеющихся партнерств. Школы управления “переоткрывают” для себя международные рынки, сначала реализуя зарубежные модули в новых странах, а затем, вероятно, будут искать пути для создания партнерских программ с зарубежными бизнес-школами.

Например, Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС уже успешно запустил осенью 2023 года программу Pan-Asian MBA, которая предлагает слушателем не только англоязычный формат обучения с погружением в азиатский сегмент, но и две международные стажировки с возможностью получить соответствующий сертификат местных азиатских вузов. Бизнес-школа АМИ планирует открытие филиала во Вьетнаме, а Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС активно ведет переговоры с партнерами сразу в нескольких странах Азии по созданию совместных программ обучения.

Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС:

«Мы ориентированы на развитие партнерских отношений с университетами стран ЕАЭС, Китая, Индии и Королевства Тайланд. В частности, на 2024 год намечена реализация ряда проектов с партнерами из Shanghai University of Engineering Science. Одним из главных и наиболее перспективных направлений сотрудничества с Китаем является программа Доктор делового администрирования (DBA). Так как китайские университеты и школы бизнеса в настоящий момент не имеют собственных аккредитованных программ DBA, они могут предлагать этот вид программ китайским предпринимателям и руководителям компаний только в партнерстве с зарубежными бизнес-школами. Достигнуты предварительные договоренности по разработке и запуску в 2024 году совместной программы Global DBA. Еще одним проектом ВШКУ в Китае странет станет проведение выездного модуля для групп Executive MBA и DBA, в рамках которого планируются семинары по ведению бизнеса в Китае, посещение ведущих китайских компаний, включая Alibaba. Также в 2023 году проведены встречи с руководством университетов и бизнес-школ Тайланда. В частности, с Университетом Тайской Торговой Палаты (UTCC) создана рабочая группа по разработке адаптированной программы Global DBA для тайского рынка бизнес-образования».

Виталия Летницкая (РБК Pro):

«В 2023 году в РБК Pro мы заметили повышенный интерес к экспертизе преподавателей из ОАЭ, Египта, Индии, Китая, Аргентины, ЮАР и приглашали спикеров из этих регионов выступать у нас в лекциях».
Марина Волкова (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), отмечает появление запросов от новых зарубежных партнеров учиться на программах МВА в России, но, к сожалению, часто мешает языковой барьер, так как не все знают русский и даже английский язык.
Бизнес-образование
Главное