Банки, 30 авг 2023, 19:09

Как бизнесу привлекать и удерживать клиентов с помощью оплаты частями

Читать в полной версии
Фото: Freepik
BNPL-сервисы позволяют оплачивать товары и услуги частями без процентов и переплат. Рассказываем, как сделать такой сервис инструментом для поиска новых клиентов и увеличения продаж на примере «Долями» от «Тинькофф»

Задачи

  • Предложить магазинам-партнерам набор инструментов для привлечения новых клиентов.
  • Создать поток трафика на ресурсы партнеров.
  • Дать возможность небольшим нишевым брендам наращивать продажи, сохраняя свою айдентику и уникальность.

Предпосылки и мотивация

В апреле 2021 года «Тинькофф» запустил BNPL (buy now — pay later) — сервис «Долями». Это способ оплаты товаров и услуг для сегментов с небольшими средними чеками, где покупки часто происходят спонтанно. Например, одежды и обуви, косметики, детских товаров.

Сервис работает по модели Pay in 4. Стоимость товара делится на четыре равные части, покупатель вносит их с интервалом в две недели без комиссий и процентов. Для оплаты нужно указать только номера телефона и банковской карты.

По словам представителей сервиса, оплата частями помогла магазинам повысить средний чек и долю повторных покупок. Возможность купить товар, заплатив сразу только 25% от стоимости, стимулировала покупать больше или выбирать более качественные и дорогие товары. Средняя стоимость покупки, оплаченной с помощью BNPL-сервиса, оказалась на 81% выше, чем при оплате банковской картой в тех же магазинах.

Дмитрий Серегин, руководитель «Долями»:

«Первый год мы фокусировались в основном на крупном бизнесе, где партнеры умеют раскручиваться, имея хороший продукт. Но сейчас наш сервис также помогает малому и среднему бизнесу. Мой любимый пример — это цветочные магазины. 4 тыс. руб. за букет — ощутимая цена. Но теперь можно заплатить за него всего 1 тыс. руб. в момент покупки, не переплачивая потом. Тем самым позволить себе порадовать близкого человека таким эмоциональным подарком».

После запуска «Долями» в России появилось еще несколько BNPL-сервисов. Чтобы развивать направление, нужно было дать партнерам не просто способ оплаты, но и дополнительную пользу. Тогда «Долями» решил стать для магазинов инструментом продвижения и привлечения дополнительного трафика. Это было особенно ценно для небольших и нишевых брендов в 2022 году, когда многие привычные способы продвижения стали недоступны.

Решение

Площадками привлечения трафика к брендам партнеров стали мобильное приложение, сайт и бренд-медиа «Долями». Для магазинов-партнеров разработали модули, позволяющие подключаться без сложной интеграции и привлечения технических специалистов.

BNPL-сервисы: чем оплата покупок по частям отличается от рассрочки
Индустрия 4.0 

Реализация

Собственное приложение и сайт

Мобильное приложение «Тинькофф» прочно ассоциировалось с банковскими услугами — прежде всего кредитами и кредитными картами. Но Pay in 4 — не кредитование: здесь нет переплат, комиссий и процентов. Продукт намного проще для покупателя и не предполагает кредитных договоров с банком.

Поэтому для сервиса «Долями» создали отдельное мобильное приложение и сайт.

«Нам удалось запуститься довольно быстро. Обдумывать проект и читать документацию мы начали в августе 2020 года. Уже к апрелю 2021 года появилась первая версия приложения. Одновременно сервис заработал как способ оплаты на сайте интернет-магазинов», — рассказывает Дмитрий Серегин.

В приложении и на сайте собран каталог магазинов, работающих с сервисом. Покупатель переходит на сайт или бренд-зону партнера внутри приложения и уже там выбирает товары. Модель принципиально отличается от мультибрендовых площадок. Покупатель приобретает товар именно у бренда, а не на площадке. Это позволяет сохранить связь магазина и покупателя, повысить узнаваемость бренда.

Мобильное приложение является основным каналом коммуникации с клиентом и драйвером повторных покупок. Клиенты заходят в приложение, чтобы найти товары, затем идут на сайты магазинов-партнеров покупать. Причем зачастую приобретают не только те товары, которые искали в приложении. За счет этого приложение становится важным источником трафика для магазинов. Сайт «Долями» выполняет скорее образовательную функцию: он рассказывает про сервис и является точкой входа в приложение.

Как регистрируют и изучают покупателей

Отдельного этапа регистрации в сервисе нет. Она происходит автоматически при совершении покупки. Это упрощает использование приложения и отличает сервис от стандартной процедуры получения банковской услуги.

«Долями» не взаимодействует с Бюро кредитных историй для проверки кредитной истории покупателя. Изучение клиента происходит с помощью собственных методик. Они опираются на данные о номере телефона, истории покупок и цифровом следе покупателя.

Бренд-медиа

В августе 2023 года «Долями» запустил собственное медиа о покупках и красоте. Его основные задачи — вдохновить пользователей на свежие образы, рассказать о грамотных покупках, помочь с выбором. Основные темы медиа — одежда, косметика, дом, дети, технологии, путешествия, спорт и животные. Это те категории товаров, которые чаще всего покупают с помощью «Долями».

Для магазинов медиа становится еще одним инструментом поддержки. Оно генерирует дополнительный трафик на их ресурсы, помогает раскрыть уникальность бренда и донести его смыслы широкой аудитории.

Фото: сайт медиа «Долями»

Продвижение и контент

Сервис «Долями» продвигается как внутри экосистемы «Тинькофф», которой пользуются 36 млн россиян, так и с помощью федеральных медиа. Часть привлеченного трафика из приложения и сайта перетекает в магазины брендов.

Помимо этого, «Долями» организует собственные маркетинговые кампании для привлечения внимания к сервису и брендам партнеров. К примеру, в августе сервис запустил проект «Ваша доля искусства». Пользователи получили возможность выиграть одну из четырех частей картины современного художника и дизайнера Zak Mini Monster. Это креативный директор Dubai Animation Week.

«У небольших брендов обычно нет ресурсов самостоятельно проводить коллаборации со звездами из мира моды, спорта, искусства. Но через партнерство с «Долями» они могут использовать их креативный потенциал и стимулировать свои продажи», — рассказывает Дмитрий Серегин.

Недавно «Долями» начал совместно с партнерами организовывать маркетинговые активности в офлайне. В конце августа провели первое мероприятие в московском ТЦ «Авиапарк».

Стоимость и подключение

Для партнеров комиссия за пользованием сервисом составляет 4,9% от стоимости покупки. Она покрывает расходы на интернет-эквайринг и торговый эквайринг, разработку и маркетинговое продвижение сервиса.

Подключение происходит с помощью стандартных модулей и личного кабинета. Потенциальный партнер оставляет заявку на лендинге. С магазином связывается персональный менеджер, который помогает пройти все этапы, даже без привлечения технических специалистов. В среднем этот процесс занимает до двух дней. «Возможность быстро начать работу без лишних затрат критически важна для малого и среднего бизнеса», — подчеркивают в сервисе.

Результаты

Модель Pay in 4 помогла сформировать новый сегмент рынка, где не получалось нарастить средний чек классическими платежными инструментами, такими как банковская рассрочка.

  • По итогам 2022 года общий оборот «Долями» превысил 10 млрд руб.
  • К августу 2023 года у приложения более 2 млн скачиваний в App Store и примерно столько же в Google Play.
  • Количество переходов в магазины партнеров из сервиса «Долями» превысило 10 млн за 2022 год.
  • Конверсии в покупку в пять-шесть раз превышают показатели банковских рассрочек. Однако они чуть ниже, чем при оплате картой.
  • Число повторных покупок с оплатой частями за 2022 год увеличилось на 35%.

Оправдались две основные гипотезы, которые были у команды проекта на старте.

  • Сервис позволяет продавцам повышать средний чек. Средняя стоимость оплаченной с помощью сервиса покупки на 81% выше, чем при оплате банковской картой в тех же магазинах. Некоторые партнерские магазины добились кратного увеличения чека.
  • Клиенты готовы использовать модель Pay in 4 достаточно часто — несколько раз в год и более.

Как получить полную информацию о потенциальном бизнес-партнере
Индустрия 4.0 

Кейсы партнеров

Магазин женской обуви из экокожи Carrie.Shoes

Основным каналом привлечения клиентов для магазина была соцсеть, которую запретили весной 2022 года. «Это грозило чуть ли не приостановкой бизнеса», — признает руководитель магазина Елена Сурсякова.

Проблему с привлечением клиентов решили с помощью «Долями». Carrie.Shoes запустил сервис в декабре 2021-го, первые результаты оценили в октябре 2022 года.

  • Оборот магазина за счет «Долями» вырос в 18 раз. Никаких дополнительных мер по продвижению магазин в это время не принимал.
  • По оценкам Carrie.Shoes, из сайта и приложения сервиса пришло до 50% новых клиентов.

Поскольку первый взнос относительно небольшой, клиенты более охотно делают первые покупки. «Одно дело — за раз отдать 8 тыс. руб. незнакомому магазину, и совсем другое — в несколько раз меньше в качестве первого платежа», — говорит Елена Сурсякова.

Магазины Brandshop

Сервис «Долями» начали использовать в Brandshop летом 2022 года. Сначала — для покупок в онлайне. Увидев первые результаты, приступили к запуску в офлайн-магазинах.

По словам CEO Brandshop Ильи Гребенщикова, с помощью сервиса компания увеличила все бизнес-показатели магазинов.

  • Непрерывно растет доля сервиса в общем объеме оплат — как среди BNPL-сервисов, так на сайте в целом.
  • Средний чек увеличился на 20%. Покупатели, которые оплачивали товары с помощью «Долями», тратят больше, чем остальные клиенты.
  • Объем трафика с ресурсов сервиса превысил ожидания компании на 150%. Фактические показатели трафика Гребенщиков не называет.
  • Выросла лояльность клиентов. В компании не оценивают этот показатель в цифрах. Но подчеркивают, что от клиентов часто поступают положительные отзывы о сервисе.

Авиакомпания S7

S7 искала замену привычным способам оплаты, которые перестали работать в России в 2022 году. Кроме того, авиакомпания хотела предложить пассажирам дополнительные опции.

Интеграцию с сервисом начали в марте 2022 года. К концу года по целому ряду показателей отмечены положительные результаты.

  • С помощью «Долями» пассажиры чаще оплачивают билеты туда-обратно. Поэтому средний чек покупок, сделанных с помощью сервиса, выше по сравнению с другими способами оплаты.
  • Спрос на дополнительные услуги вырос на 10%. Статистика S7 показывает, что при оплате «Долями» путешественники чаще приобретают дополнительные услуги. Например, выбор места в самолете и заказ блюд из специального меню.

Планы и перспективы

В 2023 году «Долями» ожидает существенного роста оборота и количества подключенных партнеров.

Команда сервиса планирует активнее выходить в офлайн-сегмент. «Сейчас офлайн для нас — ключевой вызов. Это то, на чем мы хотим сфокусироваться», — говорит Дмитрий Серегин.

Также «Долями» будет увеличивать количество точек касания партнеров с их аудиторией онлайн и офлайн и предоставлять им экспертизу, основанную на больших данных. В бренд-медиа сделают упор на оригинальном фото- и видеоконтенте, который партнеры смогут использовать в соцсетях и для самостоятельного продвижения.

В сервисе ожидают, что все это поможет магазинам развивать свои проекты, привлекать и удерживать больше клиентов.

Банки Финтех Кейсы компаний
Главное