Как критическое мышление может спасти нас от новых эпидемий
Пандемия не была «черным лебедем»
Эпидемия COVID-19 вряд ли станет последней вспышкой смертоносного заболевания в истории человечества. Новая эпидемия может произойти когда угодно — завтра или через 50 лет. Причин для беспокойства много: одних только коронавирусов, переносчиками которых являются летучие мыши, ученым известно около сотни. Потенциально опасной может быть козья чума или мутировавший штамм гриппа.
Поскольку коронавирус третий год остается актуальной темой, сейчас многие эксперты рассуждают о возможном предотвращении эпидемий в будущем. Например, в феврале 2022 года Билл Гейтс анонсировал выпуск своей новой книги. В ней миллиардер расскажет о своем видении по спасению человечества от будущих эпидемиологических катастроф. Однако, и нынешняя пандемия не должна была прогреметь как гром среди ясного неба — тот же Нассим Талеб предупреждал о подобном стечении обстоятельств еще в 2017 году.
В отличие от многих политиков и журналистов, Талеб называет эпидемию коронавируса «белым лебедем», поскольку к ней можно было подготовиться заранее. Писатель заявил: «Черный лебедь» — это нечто, чего никак не ожидаешь. Но о пандемиях снимали кино! Какой же это может быть «черный лебедь»?»
От будущих эпидемий спасет культурная трансформация
Тем не менее, чтобы избежать миллионов смертей в будущем, обществу все же придется трансформироваться. Начать стоит с образовательной системы. По словам Келли Ли, руководителя UCI Science Project, научная грамотность должна стать одной из ключевых ценностей постковидной эпохи, поскольку катастрофические последствия текущей пандемии во многом оказались связаны с отсутствием у людей даже базовых знаний о вирусах и отсутствием критического мышления.
Другой проблемой стала волна отчаяния, сформировавшаяся на фоне обострившегося страха смерти, вынужденной самоизоляции и обвала экономики. В России в 2020 году каждый третий жаловался на симптомы депрессивного расстройства, а во всем мире вдвое вырос показатель психических расстройств среди детей и подростков. Эксперты делают вывод, что в управленческом контексте общество также оказалось не готовым к столь масштабной катастрофе.
Научная безграмотность усугубила масштабы пандемии
Медикам и ученым приходится бороться не только с распространением коронавируса, но и с опасными заблуждениями вокруг него. Многие до сих пор уверены, что COVID-19 — тот же грипп или вовсе выдумка мирового правительства, поэтому защищаться от него не нужно. Среди тех, кто все же сразу признал существование опасного вируса, было достаточно конспирологов, уверенных, что коронавирус распространяется через сеть 5G. Адепты этой теории нередко устраивали митинги и мешали установке вышек, доставляя неудобства операторам и срывая меры по соблюдению социальной изоляции.
По данным ФОМ, 35% россиян сомневаются в эффективности масок против коронавируса. Одна из причин — резкое подорожание средств индивидуальной защиты в начале эпидемии. Из-за него у некоторых граждан возникли подозрения, что государство просто хочет заработать на пандемии.
Остановить пандемию мешают и низкие темпы вакцинации. Несмотря на разъяснения ученых, многие все еще боятся делать прививку или считают, что нет ничего лучше естественного иммунитета. В частности, сверхзаразный омикрон-штамм уже успели окрестить «живой вакциной». И хотя «омикрон» вызывает менее тяжелое течение болезни, такой способ получить коллективный иммунитет достаточно опасен.
Критическое мышление проиграло зубрежке
Теории заговора и игнорирование простых мер против COVID-19 заставили многих экспертов обратить внимание на проблемы, которые уже давно существуют в образовательной системе.
Учеба часто ассоциируется с зубрежкой, а не с анализом информации. Поэтому, когда качественный фактчекинг стал злободневной проблемой, многие с ней не справились. Виной этому во многом оказалась неспособность мыслить критически, вызванная устаревшим подходом к обучению школьников и студентов.
Необходимо делать упор на soft skills
Мир меняется и становится более технологичным, переосмысливается подход к карьере, но дети до сих пор ходят в школы индустриального типа. Морально устаревшая система не может подготовить человека к жизни в Индустрии 4.0. Образование, ориентированное на будущее, должно быть междисциплинарным, а сам процесс — ориентированным на структурирование информации, отслеживание трендов и развитие soft skills.
С распространением искусственного интеллекта и больших данных растет спрос на критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. При этом, чтобы отличать фейковые новости от настоящих, нужно разбираться в истории, культуре и психологии, а не только в предмете обсуждения, которым может быть как новый вирус, так и очередная криптовалюта.