Съедобная упаковка: как заработать на циклической экономике
Серия материалов о городских эко-стартапах. Пятый кейс — история проекта NotplaПроект Moscow Circular объединяет городские сообщества и создает решения для перехода к циклической экономике и устойчивому развитию городов.
Не все вещи можно легко вовлечь в повторный цикл. Для тех вещей, которые не получится использовать повторно, должен быть предусмотрен безопасный способ утилизации.
В заключительной истории цикла рассказываем о новом материале для пищевой промышленности, который не только можно компостировать в домашних условиях, но даже съесть.
Первый кейс — о проекте RE: BOOKS по сбору и передаче старых книг в регионы.
Второй кейс — о проекте Circos по долгосрочной аренде детской одежды.
Третий кейс — о проекте Winnow по контролю за объемом пищевых отходов.
Четвертый кейс — о проекте British Sugar по переработке отходов производства сахара.
Компания Notpla (Великобритания) в качестве основы для одноименного материала использует бурые водоросли. Морские макроводоросли — достаточно устойчивый ресурс: они быстро растут, не конкурируют с сельскохозяйственными культурами за площади возделываемых земель, требуют минимального ухода.
Слоган компании: «Наша цель — сделать так, чтобы упаковка исчезла».
Необычное решение
Оригинальной идеей компании в 2013 году стала упаковка воды и напитков в съедобные порционные капсулы Ooho, созданные из нового материала. Объем таких капсул — 20, 50 и 150 мл, что позволяет проглотить их целиком за один раз. Впрочем, делать это не обязательно. Можно отправить капсулу в домашний компост — материал разлагается в обычных условиях компостирования в течение четырех-шести недель.
Основная целевая сфера для компании — индустрия быстрого питания и кейтеринг. Капсулы Ooho можно использовать не только для воды, но и для других напитков, включая соки и алкогольные коктейли. Саму упаковку можно сделать цветной или добавить различные вкусы.
Кроме того, Ooho отлично вписывается в формат различных спортивных соревнований, фестивалей и других массовых мероприятий, после которых остается огромное количество одноразового пластика. Ooho использовали, например, участники London Marathon 2019, Oslo Maraton 2019, Miami Art Week и других спортивных и выставочных мероприятий.
Не только Ooho
Помимо порционных капсул для напитков в Notpla разработали пакеты саше для соусов и твердую упаковку — незаменимые атрибуты при заказе еды на вынос. В 2019 году Notpla провела две пробные компании с британским сервисом доставки еды Just Eat. В результате стартап осуществил мечту многих людей — доставка еды, полностью свободная от пластиковой упаковки. Использование капсул Ooho для упаковки соусов позволило сэкономить 46 тыс. пластиковых саше.
Гарсиа Гонсалес, сооснователь:
«Мы не утверждаем, что нашли решение для замены любой одноразовой упаковки. В настоящее время мы сфокусированы на маленьких объемах и краткосрочном потреблении. И у нас есть доказательства, что это в известной мере работает в различных сценариях».
Компания развивается и ищет новые идеи за пределами съедобной упаковки. В настоящее время команда Notpla разрабатывает другие варианты продукции из своего материала — пищевую пленку, сетки для фруктов, пакеты саше для непищевых продуктов (например, для гостиничного бизнеса). Помимо этого в планах компании запуск бизнес модели, основанной на аренде упаковочной машины и продаже картриджей к ней непосредственно организаторам мероприятий. Сама машина сейчас находится в разработке, презентация намечена на 2021 год.