Реформа образования, 15 фев 2021, 09:50

Почему будущее образования — за экосистемами

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Тренд на экосистемный подход распространяется на все сферы общества. В том числе, это новое направление для образования. Разбираемся, как оно будет строиться в будущем и почему экосистема — это lifelong learning

Откуда они пришли

Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.

Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.

Пока, правда, само понятие «экосистема» размыто. Термин появился биологии в 1935 году и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии на протяжении всей жизни. С развитием общества он приобрел более широкие смыслы. Появились бизнес-экосистемы, медицинские и многие другие.

Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, оперируя термином «экосистема обучения». В последние годы мысль о подобном подходе непрерывно курсирует в педагогической среде. Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются. Если закрепить за ними конкретное понятие, они постоянно будут выходить за его рамки.

Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.

Что такое «образовательная экосистема»

Один из авторов исследования, основатель инициативы Global Education Futures и эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша поделился с РБК Трендами своим взглядом на определение.

«Есть всем известный термин «образовательная система». Она работает именно как система, которую, как правило, выстраивает государство по стандартам, нормам и правилам. Она в каком-то смысле подобна машине по переработке сырья, а этим сырьем становятся маленькие дети, которые поступают в эту машину. Я не случайно использую индустриальную метафору, потому что образовательная система возникла на индустриальном этапе развития человечества.

Государство перестает справляться в одиночку с контролем этой системы. Мир стал очень сложным, быстро меняющимся, и система, которая работает как завод по массовому производству стандартной продукции, больше не попадает в спрос рынка. Отсюда возникает проблема: до 50% людей в мире работают не по специальности, которую они получили в университете. И мировая экономика несет колоссальные потери — примерно $5 трлн ежегодно — из-за того, что ей не хватает специалистов. Это огромные цифры.

Старая система устарела, ее нужно как-то поменять. Новая система должна быть гибкой: она должна сопровождать каждого человека, должна быть построена по принципам адаптивности и персонализации. Что важно, она должна совместно управляться множеством участников, а не только государством. Должны участвовать бизнес, общественные объединения, родители, медиа и так далее.

Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании.

В конечном итоге получается, что образовательные экосистемы — это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровне. Образовательные экосистемы не следует фиксировать стандартами, законами, правилами и так далее».

Как это — учиться всю жизнь в экосистеме

Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.

«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.

Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.

Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.

Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.

Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни. И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование.

Часто неформальное образование и дополнительное образование дают человеку больше для жизни, чем основное. Предоставляют более ценные компетенции. Предпринимательские компетенции, например, не входят в школьный стандарт, но крайне важны для успеха человека. Это все нужно для того, чтобы создать такую систему».

Как распространяется экосистема

Образование будущего будет тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно будет подстраиваться под учеников и вовлекать в процесс обучения бизнес и местные сообщества. Получится живая система знаний, в которой найдется подходящее место для каждого. Откуда приходят образовательные экосистемы и как быстро они распространяются, рассказывает Павел Лукша.

«Я думаю, что экосистемы — это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это — будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру.

Образовательные экосистемы рождаются в самых разных точках мира. Не только внутри образовательной системы, но и на ее границах: в теме городского развития, экологического развития, «зеленой» экономики, в сфере социальной справедливости, наделяя людей более широкими возможностями для самореализации. Люди из бедных районов, без доступа к нормальному образованию, раньше не могли учиться. Школьная система не справлялась, она их не готовила. Распределенные сетевые системы оказываются способны преодолеть социальное, гендерное и прочее неравенство. В этом смысле экосистемы распространяются не только сверху вниз, не только от обеспеченных стран к бедным. Они могут идти во всех направлениях.

Образовательные экосистемы могут рождаться в самых бедных странах, малых городах и самых неблагоприятных условиях. В малых городах, вероятно, даже легче и выгоднее строить экосистему, чем в больших: поскольку проинтегрировать всех провайдеров, создать единую систему сборки человеческой траектории там легче, чем в большом городе. Поэтому я думаю, что в отдельных городах образовательные экосистемы возникнут в ближайшее время. Но все зависит от людей. Мне трудно прогнозировать, потому что мы живем в эпоху интернета и очень быстрого проникновения информации. Если раньше распространение новых норм и подходов занимало десятилетия, то сейчас это могут быть годы».


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Реформа образования HR и рынок труда Наука Прогнозы будущего Педагогика Экосистемы компаний
Главное