Хедрентинг, 09 июн 2020, 12:00

Как набирать персонал во время кризиса

Читать в полной версии
Фото: H_Ko / Shutterstock, Norma Mortenson / Pexels
Ситуация с пандемией открыла для компаний массу возможностей с точки зрения подбора персонала. Мы узнали, что происходит на рынке труда и как компаниям удается быстро привлекать сотрудников

Быстрое переключение

Рабочая сила начала высвобождаться еще в первый месяц карантинных ограничений. По информации Центра стратегических разработок, в апреле 16% российских компаний уже увольняли сотрудников, еще 31% собирались сделать это в ближайшее время.

Сейчас вакансий на рынке меньше обычного, показывают данные «Авито Работа». В мае их число уменьшилось на 21% по отношению к февралю, который был последним «нормальным» месяцем на рынке труда. Особенно заметно снижение в наиболее пострадавших от режима самоизоляции отраслях — сфере искусства и развлечений, общепите, индустрии красоты и спорта.

Однако ближе к лету ситуация в целом начала постепенно выправляться. С одной стороны, многие сферы по-прежнему не могут вернуться к полноценной работе. С другой, после апрельской стагнации и неопределенности с майскими послаблениями появились надежды.

Это прослеживается и по активности соискателей. Если в апреле количество резюме по сравнению с февральскими показателями было меньше на 26%, то в мае разница составляла всего 7%.

В любом случае люди продолжали искать работу, ведь им нужно на что-то жить. В России примерно 60% граждан не имеют никаких сбережений. Острее всего эта проблема обычно стоит для тех, кто работает на массовых позициях за относительно невысокую зарплату.

Несмотря на сложности, соискатели быстро переориентировались в новой обстановке. Количество размещенных резюме росло в тех сферах, где найм персонала продолжался даже на фоне кризиса. Когда речь идет о массовых позициях, претенденты легко переключаются между вакансиями и отраслями, объясняют в «Авито Работа». Для многих соискателей в этом сегменте нет принципиальной разницы, какую именно позицию выбрать. Главное, чтобы это было быстро.

Стремительный найм

От работодателей любая кризисная или просто внештатная ситуация тоже требует скорости. Во время самоизоляции обстановка менялась очень быстро, вынуждая компании оперативно принимать решения. Для многих период коронакризиса стал не только временем увольнений и сокращений, но также моментом нехватки рабочих рук и стремительного найма.

К примеру, в строительстве, по данным «Авито Работа», количество вакансий по России в мае выросло на 47% по сравнению с февралем. Большую роль здесь сыграло решение властей, которые позволили отрасли вернуться к работе с 12 мая. Компаниям нужно было срочно сдавать объекты и наверстывать простой, поэтому они экстренно нанимали работников.

Точечные отраслевые всплески также отмечались в нескольких городах-миллионниках. Так, в Волгограде вакансий в категории «домашний персонал» стало больше на 55%, в Екатеринбурге активно нанимали студентов и людей без опыта (+28%), в Красноярске — работников транспорта и логистики (+47%), в Самаре — страховщиков (+50%), в Челябинске — сотрудников сферы IT и телекома (+37%).

Компании, набирающие персонал, не испытывали недостатка в соискателях. Но это не значит, что нанять сотрудников было легко. Проблема в том, что кандидаты на массовые позиции не очень любят ходить на собеседования. До личной встречи добирается примерно каждый десятый потенциальный сотрудник.

Вдобавок из-за карантинных мер и пропускного режима, который ввели в Москве и ряде других регионов, попасть на собеседование стало практически невыполнимой задачей. У кандидатов не было возможности заказать пропуск «для устройства на работу».

Цифровизация процессов

Понимая, что очный найм массового персонала усложнился, многие сервисы и компании пошли на ускоренную диджитализацию процессов. Так, «Авито Работа» ускорила запуск «Ассистент Авито». Он представляет собой бота, который собирает краткую информацию о соискателе (возраст, пол, предполагаемая должность и желательная локация работы). Виртуальный ассистент также уточняет данные, которые важны для работодателя, формирует резюме соискателей и тут же предлагает им подходящие вакансии.

По словам представителей площадки, кандидаты привыкают общаться с ассистентом и получать от него рекомендации, которые собираются с помощью умных алгоритмов «Авито». Для тех, кто ищет работу на ресурсе, стало нормой взаимодействовать с работодателем и получать приглашения на собеседования через мессенджер. «В целом мы считаем, что почта и телефон постепенно будут заменяться мессенджерами как средства коммуникации», — прогнозируют в «Авито Работа».

Чтобы предоставить наиболее актуальную и ликвидную для работодателей базу, весной площадка заархивировала все старые резюме: теперь в выдаче отображаются только активные соискатели с действующими данными. Благодаря этим мерам и подключению ассистента количество резюме на площадке ежедневно увеличивается на 8-10 тыс.

При этом работодатели — будь то владелец пекарни в регионе или отдел кадров крупного федерального гипермаркета — получают отклики на размещенные вакансии со всей необходимой информацией о соискателях. Таким образом исключается этап «гигиенических» вопросов, которые призваны оценить, подходит ли кандидат по формальным признакам.

Вместо длинного резюме рекрутер может сразу изучить структурированное короткое описание сотрудника с основными характеристиками. В результате сокращаются временные затраты на этапе отбора резюме и соискателей и, как следствие, стоимость лидов.


Кейс: набор сотрудников для «Утконос ОНЛАЙН»

«Утконос ОНЛАЙН» предоставляет услугу доставки продуктов и товаров повседневного спроса на дом. Онлайн-магазин охватывает территорию Москвы и Московской области, а также осуществляет доставку в Тульской, Тверской и Калужской областях.

Предпосылки и мотивация

Весной 2020 года из-за режима самоизоляции резко вырос спрос на доставку. «По нашим оценкам, он увеличился в три-четыре раза по сравнению с предыдущими периодами», — говорят в «Утконос ОНЛАЙН». Кроме того, примерно на 30% выросло количество товаров в одном заказе, что дополнительно усилило нагрузку на логистику. В результате возросла и потребность в персонале — прежде всего, в курьерах и складских работниках.

Задача

На фоне самоизоляции и роста спроса на доставку компании было необходимо оперативно усилить штат сотрудников складской и транспортной логистики. При этом речь шла о найме постоянного, а не временного персонала. «Перед «Утконос ОНЛАЙН» не стоит задачи нанимать людей, которые не будут востребованы после спада спроса. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники продолжали работать в компании как можно дольше», — подчеркивает директор по персоналу Марина Орлова.

Решение

Использовать площадку «Авито Работа» для подбора персонала, обновить формат собеседований, применить дополнительные инструменты для поиска кандидатов.

Реализация

По словам представителей «Утконос ОНЛАЙН», компания регулярно тестирует и корректирует микс инструментов для найма, подбирая наиболее эффективную комбинацию, которую при необходимости можно масштабировать. Используются как основные работные сайты, так и дополнительные инструменты, показавшие эффективность.

«Авито» очень хорошо себя зарекомендовала, и мы приняли решение об использовании площадки на постоянной основе», — рассказали в онлайн-магазине, добавив, что с «Авито» приходят хорошие и надежные кадры. Среди плюсов площадки представители «Утконос ОНЛАЙН» также называют широкий спектр возможностей по размещению вакансий. В частности, работодателям выделяется персональный менеджер, который подсказывает, как лучше продвигать вакансии. Кроме того, на «Авито» есть возможность забрендировать страницу компании и купить выгодный пакет по размещению вакансии.

Также в «Утконос ОНЛАЙН» обращают внимание на удобное и эффективное продвижение вакансий на сервисе. В частности, площадка предложила онлайн-магазину помощь в привлечении трафика с внешних сетей на размещенные вакансии. Одним из средств коммуникации с соискателями стал мессенджер «Авито», что сэкономило рекрутерам время и силы на телефонные звонки.

Дополнительно онлайн-магазин применял собственные инструменты для поиска кандидатов: реферальную программу, за участие в которой сотрудники получают бонусы.

«Утконос ОНЛАЙН» также пересмотрел формат проведения собеседований с соискателями с учетом карантинных ограничений. Первичное знакомство с работодателем перешло в онлайн. Кандидатам предлагают посмотреть ролик о компании и открытых в ней вакансиях, рассказать о себе, а затем дождаться телефонного звонка от рекрутера.

Компания активно нанимает людей из регионов, поэтому формат, позволяющий удаленно собеседовать соискателей, оказался актуален.

Часть вакансий доступна людям без опыта работы. Но каждый новичок в любом случае проходит обязательное обучение. Для этого в компании действует «Академия складской логистики» и «Академия курьеров». Они помогают новым сотрудникам быстрее адаптироваться и выйти на высокую производительность.

«Конечно же, мы пересмотрели и формат обучения, частично вышли в онлайн. Дополнительно применяем гарнитуру, чтобы сохранять дистанцию, и используем много других активностей, которые позволяют нам соблюдать правила в текущих условиях», — добавляет директор по персоналу «Утконос ОНЛАЙН» Марина Орлова.

Результаты

За март—апрель 2020 года в штат компании оформлено 1,3 тыс. сотрудников склада и более 450 курьеров службы доставки. Около 50 новичков ежедневно пополняют ряды сотрудников компании.

«Но учитывая высокий спрос на доставку и экспоненциальный рост бизнеса, в текущий момент мы все же не полностью закрываем потребность в персонале. Вакансии есть всегда и мы рады предложить подходящие нашим кандидатам», — подчеркивает в Марина Орлова.

Планы на будущее

«Утконос ОНЛАЙН» по-прежнему сфокусирован на поиске и привлечении кандидатов. В компании отмечают, что недавно запустили новый фулфилмент центр «Мосрентген» на территории технопарка Kaleva Park, куда отправится часть персонала. На осень намечен перезапуск южного склада «Бутово»: на эту площадку также переведут часть сотрудников.

В планах компании — выход в новые регионы, куда тоже могут быть перераспределены сотрудники склада и доставки.

«Потребность онлайн-бизнесов в удобных и эффективных инструментах поиска персонала будет и дальше расти по мере увеличения аудитории интернет-покупателей и частоты покупок. Это здорово, что сервисы для рекрутинга развиваются достаточно быстро и компании получают все новые и новые возможности, чтобы находить сотрудников», — заключает директор по персоналу «Утконос ОНЛАЙН» Марина Орлова.


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Хедрентинг Уберизация Корпоративное образование Внедрение инноваций HR в инновациях
Главное