IT, 02 апр 2020, 23:00

Как экономика шеринга переживает последствия пандемии коронавируса

Читать в полной версии
Фото: Dia Dipasupil / Getty Images
Люди пересели из метро на такси и начали присматривать дачу в пригороде — так пандемия влияет на общество. Представители крупных шеринговых компаний рассказали о трансформации этого рынка в период тотальной самоизоляции

Компании, которые относят к новой экономике, или gig economy (модель свободной экономики, в которой работодатели нанимают независимых исполнителей) пострадают от связанного с вирусом кризиса не меньше, чем традиционная индустрия.

Транспорт и перемещения людей и товаров по городу

В США отраслевая ассоциация Gig Workers Rising создала петицию, адресованную менеджменту Uber, Lyft, GrubHub (приложение по заказу еды из ресторанов), Instacart (сервис быстрой доставки продуктов и бытовых предметов) и другим компаниям с предложением оплатить водителям и курьерам отпуск на время пика эпидемии. Реакция компаний пока неизвестна, но, скорее всего, исполнителям не позволят полностью прекратить работу — для их нанимателей это будет означать полную остановку бизнеса. С другой стороны, при разумном подходе и обеспечении мер защиты, такие компании могут стать для всех людей единственным безопасным вариантом купить продукты первой необходимости или переместиться из точки А в точку Б при неработающем общественном транспорте.

В России, где ситуация с коронавирусом пока не настолько критична, как в Испании и Италии, заметен только эффект от перехода части сотрудников на надомную работу.

«Мы заметили, что меньше стали ездить льготники — студенты, школьники — их меньше почти вполовину — и пенсионеры. На такси ездят меньше на 10%, а на каршеринге — вообще никаких изменений. А вот с личными авто интересно. Утром машин сильно меньше — на 11%, тоже за счет дистанционной работы, а вечером уже третий день восьмибалльные пробки. Знаете, куда едут? В ТЦ, где есть большие супермаркеты — там фиксируем необычную активность».

— запись в Telegram-канале Департамента транспорта правительства Москвы от 19 марта 2020 года.

Спрос снизился по всем видам транспорта, в том числе и в такси. Это связано с переходом организаций на удаленную работу или свободный график. Кроме того, гораздо меньше стало поездок на вокзалы и в аэропорты из-за ограничений по командировкам и отмены большинства рейсов, говорят в «Яндексе».

«Динамика спроса изменилась: например, сейчас мы наблюдаем его перераспределение в сторону поездок днем и в выходные дни. Мы также видим рост запросов на подключение корпоративных пользователей к Яндекс.Такси. Крупные сетевые магазины и рестораны быстрого питания стали чаще использовать такси для развоза своих сотрудников после работы. Одним из основных драйверов роста в ближайшее время может стать услуга по доставке посылок на базе Яндекс.Такси. Объем заявок на подключение такой услуги со стороны разных организаций — от аптек до продуктовых магазинов — стремительно растет каждый день», — уточнил представитель «Яндекса».

«Мы видим изменения в поведении наших клиентов в связи с тем, что все больше людей переходят на удаленную работу. Начиная с 3 марта мы наблюдаем существенный рост доли дневных поездок на 20%, повышение составило 5 процентных пунктов по Москве. В регионах в это время мы также видим рост по поездкам в большинстве городов-миллионников, в ряде из них рост превышает 15%, если оценивать динамику день ко дню», — сказал PR-директор «Ситимобил» Георгий Лобушкин.

Бесконтактная доставка

Крупнейшие интернет-магазины начали предлагать клиентам услугу бесконтактной доставки товаров, при которой покупка оплачивается онлайн, а курьер доставляет отправление до двери квартиры или дома, откуда его забирает клиент. Такие предложения появились на сайте Wildberries, Ozon и у других лидеров рынка электронной коммерции. Правда, особым спросом эта услуга не пользуется, говорит представитель компании «ТопДеливери» (осуществляет аусорсинг услуги курьерской доставки для интернет-магазинов) Алексей Прыгин. «В Европе подобный способ доставки был широко распространен еще до начала пандемии. У нас большая часть покупок в интернет-магазинах традиционно оплачивалась на месте, особенно если речь идет о доставке одежды, когда клиенту важна возможность вернуть часть товаров, которые ему не подошли. Возможно по этой причине новый способ доставки не вызвал особого энтузиазма. Например в день, когда один из клиентов ввел подобную возможность, из 300 заказов по бесконтактной модели попросили доставить только два», — сказал Прыгин.

Что люди покупают, сидя на карантине?

Оказавшись в вынужденной изоляции, офисные сотрудники продолжают заказывать услуги. «Один из наиболее заметных трендов — повышенный интерес пользователей к услугам, которые оказывают дистанционно или на дому. В целом интерес к ним за прошлую неделю вырос на 8%. Например, по состоянию на 21 марта, на Юле количество контактов (нажатия кнопки «Позвонить» или сообщение в чат) в разделе «Обучение», где размещают объявления репетиторы, тренеры и другие, выросло более чем в два раза, а в компьютерных услугах — установка ПО, настройка интернета, рост составил 21%. В категории «Красота и здоровье» рост контактов составил порядка 10%», — сказал представитель сервиса «Юла».

Работа из дома и переход школьников на дистанционное обучение потребовали от многих покупки новых гаджетов. С начала марта продажи настольных компьютеров и ноутбуков в сервисе «Авито» выросли на 12,5%. В марте на площадке продавали в среднем 2 тыс. товаров в день в этой категории, а средняя цена достигает 18 тыс. рублей. Сильно вырос спрос на велосипеды — на 54% по сравнению с мартом прошлого года. «Мы считаем, что на это влияет несколько факторов — риск использования общественного транспорта и достаточно теплая зима в этом году. По этой же причине вырос спрос на мотоциклы и мототехнику — на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продукты питания выросли на 10,4%, детская одежда и обувь — на 9%», — говорит представитель «Авито».

Жители больших городов готовятся к тому, что ситуация в мегаполисах станет совсем опасной. В сегменте недвижимости на «Авито» спрос за 16—22 марта (по сравнению с показателем за 9—15 марта) вырос в Московской области на 41% и почти в 2 раза в сравнении с показателями прошлого года. В Ленинградской области спрос на аренду загородных домов вырос за неделю на 62% и в 2,3 раза за год. В обоих регионах спросом пользуются все виды загородного жилья: дачи, дома, коттеджи, таунхаусы. В Москве за неделю на 4% увеличился спрос на покупку дач — вероятно, на фоне дорожающего доллара люди рассматривают для себя разные варианты вложения средств.

К чему всё это может привести?

Пока никто не может точно предсказать, насколько масштабным будет влияние эпидемии на мировую экономику.

Goldman Sachs прогнозирует, что от 3 до 7 млн человек потеряют работу, часть из них будет искать источники дохода в шеринг экономике.

Миллионы предпринимателей в РФ могут разориться из-за распространения нового типа коронавируса. Об этом пишут РИА Новости со ссылкой на Торгово-промышленную палату России (ТПП).

«По оценке региональных экспертов, под угрозой закрытия в складывающихся условиях потенциально находятся порядка 3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, риску потерять работу подвержены свыше 8,6 млн человек», — сообщили в ТПП.

Компании пытаются искать новые подходы к бизнесу, которые обеспечат им устойчивые позиции в новых условиях, к примеру, Universal Pictures объявила, что намерена выкладывать свои премьеры на стриминговые сервисы, чего она раньше никогда не делала. Эксперт MIT Эрик Бринолфссон предсказывает, что критические ситуации, вызванные подобными кризисами, могут привести к изменениям в привычках и поведении людей, которые в обычной ситуации заняли бы долгие годы.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

IT Инновационный бизнес Рациональное потребление
Главное