Антикризисный менеджмент, 12 мар, 16:19

5 управленческих ошибок, которые мешают развивать бизнес

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Каждый промах в управлении бизнесом — это шанс усовершенствовать процессы, пересмотреть стратегию и стать гибче в принятии решений. Вместе с экспертом рассказываем про самые популярные ошибки и предлагаем пути решения

Об эксперте: Тимур Либерман, основатель консалтингового агентства Determinanta.

Боязнь делегирования и самодурство

Эти две крайности объединяет одна проблема — неумение управлять командой. В первом случае предприниматель считает, что никто не сделает лучше него, что ведет к микроменеджменту: он контролирует каждую мелочь, подавляет инициативу сотрудников, не позволяет им брать ответственность. В итоге люди теряют мотивацию, а бизнес тормозится.

Во втором случае руководитель избегает регулярного управления, но хаотично вмешивается в процессы. Он не создает системных процессов, а переложив ответственность, устраивает разборы полетов при первой проблеме. Это «чайка-менеджмент», при котором сотрудники боятся проявлять инициативу, зная, что могут стать жертвами очередного эмоционального всплеска.

Как проявляется

  • Фразы вроде: «Никто не знает бизнес лучше, чем я» и «Никто не справится лучше меня»;
  • чрезмерный контроль над мелочами, отсутствие доверия к сотрудникам;
  • нежелание делегировать задачи или нанимать специалистов, которые могут сделать работу лучше;
  • несистемные спонтанные встречи, на которые приглашаются все сотрудники компании, в том числе не ответственные за решение конкретной задачи;
  • контроль выполнения задач людей, которые не в прямом подчинении у руководителя;
  • хаотичная смена ответственного за задачу до срока ее выполнения.

Решение

Чтобы отойти от этих двух крайностей, нужно научиться управлять командой за счет доверия и системного контроля результатов. Делегирование начинать с передачи мелких задач, которые освобождают хотя бы пару часов в день. Это могут быть отчеты, коммуникация с клиентами или организация встреч. Важно не только передать задачу, но и обозначить ожидания и критерии результата. Так сотрудник понимает, что от него требуется, а руководитель не боится, что что-то пойдет не так. Обозначить сроки выполнения задачи, а если задача большая, то декомпозировать ее и согласовать с исполнителем промежуточный контроль. Так сотрудники не будут находиться в состоянии стресса от неожиданной проверки под статусом «в работе».

Что такое делегирование: основные принципы и секреты эффективности
Экономика образования 

Для выхода из режима «руководитель-самодур» необходимо правильно выстрjbть коммуникацию. Здесь важно стать наставником, а не диктатором. Также важно доверять экспертам. Если предприниматель нанимает специалиста, то должен позволить ему работать самостоятельно, вcтупая  дело только на этапе оценки результата. Контроль можно выстроить через KPI, которые отражают прогресс по ключевым задачам, а не путем ежедневных отчетов.

Таким образом, делегирование задач и выстраивание прозрачной системы ожиданий помогают руководителю освободить время и сосредоточиться на стратегическом развитии бизнеса.

Хаотичное управление финансами

Когда ваше дело приносит прибыль, легко поддаться соблазну тратить деньги на личные нужды или делать импульсивные покупки. Но без системного учета расходов и финансового планирования это приводит к кассовым разрывам и долгам. Предприниматель теряет контроль над денежными потоками, а компания оказывается на грани банкротства.

Как проявляется

  • Фраза типа: «Живу на широкую ногу, пока деньги есть, а потом разберемся»;
  • собственник берет деньги из кассы на личные нужды, что снижает размер оборотных средств;
  • регулярные задержки плановых оплат;
  • деньги расходуются до приемки товаров/услуг;
  • отсутствие финансового учета и планирования, а также полноценного бюджетирования, в том числе резервного фонда и планирования различных сценариев.

Решение

Чтобы избежать хаотичного управления финансами, начните с разделения личных и бизнес-расходов. Это поможет видеть реальную картину финансового состояния компании. Важно также отслеживать каждую статью затрат и регулярно анализировать ее эффективность. Например, если маркетинговый бюджет не приносит лидов, пора пересмотреть стратегию.

Создайте резервный фонд на случай кризисных ситуаций. Это защитит бизнес от трудностей в сложные периоды. Сформируйте фонд развития — это поможет избежать внеплановых трат на развитие проекта и заложить системные процессы развития компании. Таким образом, системное управление финансами помогает не только сохранить прибыль, но и обеспечить устойчивый рост бизнеса.

Финансовая грамотность: как не потратить всю зарплату и заработать больше
Экономика образования 

Работа на энтузиазме, а не по системе

На старте бизнеса собственник обычно вдохновлен идеей, готов работать без выходных и заряжает команду своей энергией. Но этот энтузиазм не бесконечен. Без четкой системы и регламентов бизнес начинает буксовать: у руководителя пропадает вдохновение или появляются другие приоритеты. Если компания строится на личной энергии владельца, она становится уязвимой к перепадам его настроения и выгоранию.

Как проявляется

  • Фразы вроде: «В моем бизнесе все гибко, без строгих правил», «У нас небольшая компания, и нам не нужны сложные процессы, не нужна автоматизация»;
  • в компании нет регламентов и описанных бизнес-процессов, что приводит к неэффективности;
  • без ясных целей и понимания стратегии люди не видят смысла в работе, что снижает их продуктивность.

Решение

Поможет создание системы управления, которая включает в себя регламентацию процессов, распределение обязанностей и автоматизацию рутинных задач. Это снижает риск ошибок. Например, внедрение CRM помогает отслеживать все этапы работы с клиентами, а системы управления проектами упрощают контроль за выполнением задач.

Особое внимание нужно уделить постановке целей и KPI. Команда должна понимать, какие результаты от нее ожидают и как эти результаты влияют на успех компании. Ясные показатели эффективности помогают оценивать вклад каждого сотрудника и мотивируют на достижение конкретных целей.

9 трендов автоматизации бизнес-процессов
Индустрия 4.0 

Амбиции, не подкрепленные реальностью

В эпоху социальных сетей, где инфлюенсеры показывают красивую жизнь, а инфобизнесмены обещают быстрый рост доходов в 5-10 раз, предприниматели часто попадают в ловушку завышенных ожиданий. Успех на первых этапах бизнеса может вскружить голову, создавая иллюзию, что грандиозные цели достижимы без особых усилий. Это приводит к тому, что ставятся амбициозные планы без учета реальных ресурсов и возможностей.

Когда предприниматель ставит перед собой грандиозные цели без реального плана их достижения, это становится проблемой. Фразы вроде «через год выйдем на миллиард» звучат амбициозно, но если за ними нет конкретных расчетов, ресурсов и понимания этапов роста, такие планы обречены на провал.

Как проявляется

  • Планы продаж или выручки строятся на основе желаемого результата, а не на реальных данных;
  • компания пытается быстро масштабироваться, но не обладает нужными мощностями, кадровыми ресурсами и системами управления;
  • вместо долгосрочной стратегии делается упор на краткосрочные тенденции, которые быстро теряют актуальность.

Решение

Любое планирование должно основываться на реальных данных и объективной оценке ресурсов. Если цель амбициозна, ее нужно разбить на этапы и постепенно увеличивать объемы производства, продаж или рекламы.

Важно понимать, что резкий рост требует изменений в структуре компании. Например, если планируется увеличение объема продаж, нужно заранее продумать, кто будет обрабатывать заказы, как изменится логистика и хватит ли производственных мощностей.

Отсутствие стратегического мышления

В России предприниматели привыкли мыслить короткими временными отрезками: день, неделя, месяц. Однако такой подход приводит к тому, что бизнес становится заложником внешних обстоятельств: рыночных изменений, действий конкурентов, экономических кризисов. Без стратегического мышления компания лишается гибкости и не может адаптироваться к новым вызовам.

Как развивать стратегическое мышление: пять проверенных способов
Экономика образования 

Как проявляется

  • Фразы вроде: «Сегодня бы пережить — завтра подумаем»;
  • решения принимаются на эмоциях и интуиции, без опоры на расчеты и аналитику;
  • компания стремится увеличить выручку, не учитывая расходы на масштабирование, что приводит к убыткам;
  • руководитель ограничивает сотрудников фокусом на одном направлении, исключая возможность смотреть на задачи/проекты широко и работать комплексно над всем.

Решение

Чтобы научиться мыслить стратегически, предприниматель должен задать себе вопрос: как моя компания должна выглядеть через 3-5 лет? Развитие не должно ограничиваться выручкой. Нужно планировать расширение линейки продуктов, выход на новые рынки, укрепление бренда.

Один из ключевых элементов стратегического мышления — это анализ рынка и конкурентов. Нужно просчитывать риски, учитывать изменения в потребительских предпочтениях, экономических условиях и действиях конкурентов. Например, если рынок начинает насыщаться, нужно заранее продумать стратегию дифференциации продуктов или выхода в смежные сегменты.

Стоит помнить, что бизнес — это целая система механизмов, которая требует комплексного подхода к задачам в разных зонах ответственности. Если вы наращиваете продажи, то вам необходимо работать не только с отделом продаж, но и с маркетингом, с производством, снабжением и остальными прямо или косвенно связанными направлениями.

Больше советов, как вести бизнес, вы можете узнать на видеовстречах с опытными экспертами в рамках проекта «Предпринимательский класс». Анонсы этих встреч размещаются в РБК-чате «Предпринимательский класс».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Антикризисный менеджмент Корпоративное образование Управление командой Управление проектами
Главное