Аутстаффинг: что это и как гибкость в найме меняет правила игры в IT
Об эксперте: Борис Кузьмин, заместитель генерального директора по информационным технологиям IT-компании Articul.
Что такое аутстаффинг
Аутстаффинг — это наем специалиста или команды для выполнения конкретной задачи без зачисления в штат. Если проще — «аренда персонала». Сейчас это особенно востребовано именно в IT-среде. Например, когда компании нужны люди для разработки ПО, но нет возможности устроить их по трудовому договору.
Любой бизнес, которому требуется разработка, может прибегать к аутстаффингу, однако самая популярная отрасль на сегодняшний день — финтех. Почти все банки ведут большой объем внутренней разработки: для импортозамещения продуктов и разработки новых. Эти процессы требуют много специалистов, а внутренних кадровых ресурсов компании не всегда достаточно.
Аутстаффинг и аутсорсинг: отличия
У аутстаффинга и аутсорсинга разные схемы работы. Аутсорсинг предполагает полную разработку продукта под заказ клиента. Обычно команда начинает работу с нуля: сама разрабатывает техническое задание проекта, полностью его реализует и далее несколько лет поддерживает работу.
Например, компания, которая продает автозапчасти, планирует перейти в онлайн и создать интернет-магазин. Своего IT-штата нет, а нанимать сложно и нет возможности. Тогда компания заказывает разработку магазина на аутсорсе и получает готовый продукт и его поддержку.
Аутстаффинг подразумевает, что в компании уже происходит разработка продукта и команда дополнительно подключает к нему специалистов. Иногда не на весь путь, а только на определенный этап, где не хватает людей. Далее потребность в аутстаффе может отпасть.
Этот вариант используют компании, которые уже имеют штат и IT-инфраструктуру. Например, в случае если оперативно понадобился хороший специалист, чтобы усилить команду или заменить штатного сотрудника во время отпуска, больничного и после увольнения. Такому специалисту передают только часть задач по разработке, а не весь процесс от и до, как на аутсорсе.
Иногда встречается комбинация обоих подходов. Однако не в таком формате, когда клиент заказывает полную разработку на аутсорсе и дополнительно берет аутстафф, чтобы помочь аутсорсерам. В этом нет смысла — у аутсорсеров собственные налаженные команды.
Актуален другой формат: когда у компании есть разные задачи, часть которых можно полностью передать на аутсорс, а для других процессов нанять специалистов на аутстафф. Также бывает, что компании, которые занимаются аутсорс-разработкой, берут аутстафф-специалистов.
Плюсы и минусы аутстаффинга
Плюсы:
- Скорость. Специалиста на аутстафф вывести гораздо быстрее, чем подобрать в штат. Аутстафф-компания предлагает клиенту подходящие резюме. Он сразу выбирает, кто нравится, собеседует и берет человека на проект. Весь процесс может занять всего пару дней. За счет быстрой комплектации команды с нужными компетенциями аутстаффинг ускоряет разработку продуктов или запуск новых проектов, сокращая время выхода на рынок.
- Гибкость. Можно подобрать специалиста по точечным критериям и релевантному опыту, в том числе с конкретной технологией. Также легко найти несколько айтишников по абсолютно разным стекам. Например, если у клиента запросы на Java-разработчика, аналитика и тестера сразу, аутстафф-компания предоставляет всех в один день.
-
Снижение издержек. К ним относятся затраты на рекрутинг, отпуска и больничные, налоговую базу. На аутстаффе клиент платит фиксированную почасовую ставку за услуги, поэтому снимает с себя необходимость оплачивать штатного специалиста, его налоги, страховки. Некоторые считают, что аутстафф-специалисты дороже, чем наем в штат, но это не так, если действительно учитывать все вышеназванные издержки.
Расходы по оплате труда, налогам, социальным взносам и другим обязательным платежам берут на себя аутстафферы. Такой сотрудник работает в аутстаффинговой компании, это не частный специалист. Некоторые компании специально используют их услуги, чтобы снизить налоговую нагрузку, оптимизировать расходы на персонал, кадровую службу и бухгалтерию, а также получить доступ к квалифицированным специалистам.
Дополнительная выгода бизнеса, который нанимает внешнего эксперта, в том, что не нужно тратить деньги на размещение вакансий, собеседования и тестирования.
- Снижение административной нагрузки. Аутстаффинг освобождает от необходимости управлять персоналом, подбирать кадры, решать юридические и административные вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Так бизнес может сосредоточиться на основных задачах. Кроме того, снижаются риски непредсказуемых обстоятельств: болезней, увольнений или отпуска штатных сотрудников. Внешние специалисты могут оперативно заменить друг друга и продолжить работу.
Минусы:
- Проблемы с контролем качества. Поскольку специалисты работают удаленно, компании сложнее следить за качеством работы.
- Риски безопасности. Если для компании критично важна конфиденциальность, привлечение внешних специалистов им обычно не подходит. У специалистов на удаленке не всегда есть возможность соблюдать полноценные меры защиты.
- Меньше вовлеченности. Внешние специалисты не настолько погружены в культуру компании и ее долгосрочные цели, как штатные сотрудники.
- Доступность не для всех. Компании со строгой системой безопасности не могут пропустить людей со стороны. Сюда же можно отнести бизнес, у которого жесткие требования по локации проживания специалиста: этот факт сокращает количество доступных экспертов, поскольку в современном мире айтишники могут находиться по всему земному шару.
- Дороговизна некоторых стеков из-за большого спроса на них и нехватки компетентных специалистов. Это всегда временное явление и актуально не только для аутстаффинга, но и для найма. Сегодня дорогой один стек, через полгода совершенно другой, но всегда есть что-то дорогое. Например, сейчас это DevOps и Go.
Несмотря на риски, аутстаффинг крайне привлекателен для компаний благодаря удобству и низким издержкам. Бизнес выигрывает за счет скорости и гибкости в решении задач, а также быстро занимает высокие позиции в отрасли и экономит на налогах. В условиях меняющегося рынка труда и технологий этот важный инструмент помогает эффективно решать кадровые задачи и быстрее достигать цели.
Читайте также:
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.