Бизнес-образование, 05 дек, 14:30

Мультикомпетенции и резерв: почему бизнес развивает корпуниверситеты

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Производство меняется слишком быстро, и вузы не успевают за трендами. Наталия Шишлакова из ТМХ рассказывает, как корпоративные университеты помогают бизнесу вырастить кадры с необходимыми компетенциями
Фото: ТМХ

Об эксперте: Наталия Шишлакова, заместитель генерального директора по корпоративному развитию и проектной деятельности компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ), член управляющей коллегии ТМХ. Компания занимается разработкой и производством подвижного состава для железнодорожного транспорта.

Как развиваются корпоративные университеты

Корпоративный университет — это не замена техникумов, госуниверситетов и академической среды в целом. В корпоративном университете формируются отраслевые лицензированные программы, которые позволяют готовить специалистов и рабочих по единым стандартам, дают им возможность получить навыки, быстрый трек в определенном промышленном направлении.

По объективным причинам пятилетняя программа вузов не может успевать за вызовами индустрий. С другой стороны, она создает надежную базу, на которой и строится дальнейшее развитие. Но пока человек получает академический диплом, проходит несколько лет, и знания устаревают. Поэтому важен тренд на концентрацию на годичном или двухгодичном обучении, при котором даются практические знания и навыки, применимые здесь и сейчас. Это могут обеспечить корпоративные университеты: они формируют навыки, необходимые конкретным компаниям, подстраивают работников под конкретные технологические процессы. Происходит тонкая настройка. Поэтому я считаю, что именно корпоративные университеты проектируют будущее промышленности.

Если молодые люди серьезно задумываются о своей карьере, они уже на втором-третьем курсах идут в корпоративный университет — в ту компанию, где они хотят работать. Так они сразу же подкрепляют свои академические знания реальными навыками. На самом деле, мы всегда занимались дуальным образованием. Это концепция, при которой люди одновременно учатся и проходят производственную практику или полноценно работают. Можно одновременно получить вторую профессию и реализовать себя в проектах на предприятии. Дуальность обогащает все стороны: и тех, кто получает знания, и тех, кто их дает.

Тренды EdTech 2025: как ИИ, блокчейн и метавселенные изменят обучение
Экономика образования 

Мы обеспечиваем наши лаборатории и инженерные центры самым современным оборудованием. К сожалению, в технических вузах далеко не всегда испытательные лабораторные и тренировочные базы соответствуют современному технологическому укладу. Обучаясь, студенты думают, что на заводе их ждет такая же неактуальная техника. Но, как правило, это не так: российские заводы используют передовое оборудование.

Стоит отметить, что корпоративное образование постоянно эволюционирует. Сейчас наблюдается тренд на большую цифровизацию обучения. Речь идет как про увеличение доли дистанционных форматов, так и про использование гибкой модели подготовки персонала, рассчитанной на непрерывное обучение (концепция lifelong learning). Другой тренд — использование новых технологий для персонализации и адаптации обучения, применение VR- и AR-симуляторов. В 2024 году было разработано четыре демонстрационных стенда по имитации работы машиниста для новых видов подвижного состава ТМХ — вагонов метро и электропоезда «Иволга».

Чему учат в корпоративных университетах

Сейчас у нас действуют более 200 программ подготовки по рабочим специальностям, проектной деятельности и повышению квалификации руководителей. У ТМХ шесть региональных образовательных центров, которые работают на ключевых предприятиях холдинга: Демихово, Мытищи, Новочеркасск, Брянск, Тверь, Коломна. Ежегодно в них проходят обучение более 10 тыс. сотрудников.

Кроме того, ТМХ сотрудничает с вузами, которые готовят специалистов для отрасли машиностроения и инженеров. Это лидеры российского образования — Московский политехнический университет, МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Шесть лет назад также в Санкт-Петербурге мы начали работу по созданию передовой инженерной школы «Искра». В начале декабря 2024 года она открыла свои двери. Здесь будут обучать специалистов не только для Трансмашхолдинга, но и для инфраструктуры, партнерских компаний и проектов. Сегодня ТМХ требуется более 200 специалистов различных направлений, подготовить которых мы планируем к 2025-2027 годам. Помимо этого мы активно сотрудничаем с профильными региональными вузами. Студенты всех этих учебных заведений проходят практику на предприятиях ТМХ. Мы стремимся как можно раньше приобщить их к нашим требованиям на производстве.

ТМХ также сам выступает экспертом и разработчиком образовательных программ, следит за тем, чтобы они отвечали современным требованиям развития отрасли.

Сейчас в информационной сфере сформировалась жесткая конкурентная среда. Компании из разных отраслей подгоняют друг друга, чтобы найти оптимальные решения. Мы стараемся выйти за пределы классических моделей, ищем нужные знания в Азии, смотрим на технологии и системы управления в области машиностроения, чтобы поддерживать себя в тонусе.

Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки
Экономика образования 

Наиболее востребованными остаются программы подготовки управленческих и инженерных кадров. В ТМХ разработана комплексная программа подготовки ключевого кадрового и функционального резерва. В 2024 году через нее прошли почти 300 человек.

Корпоративные университеты создаются в первую очередь для обучения своих сотрудников. Обычно соотношение такое: 90% внутренних слушателей против 10% внешних. Несмотря на это, ТМХ создавал свой корпоративный университет для всей отрасли тяжелого машиностроения. Поэтому долгосрочные планы его развития включают в том числе разработку программ для внешнего рынка.

Как корпоративные университеты помогают с карьерой

Сегодня многие приходят в промышленность из совершенно других отраслей. Было даже такое обращение: «Мне 42 года, я охранник в ретейле, хотелось бы сменить сферу деятельности». Мужчина пришел в учебный центр, шесть месяцев обучался на слесаря. Все это время человек уже работал на предприятии учеником в бригаде. Он получил образование, сдал экзамен, получил сертификат и стал специалистом. Таких историй много.

Кроме того, у нас действует программа «Кадровый резерв». Подъем по карьерной лестнице можно начать на одном предприятии, повысить квалификацию через программу и занять целевую должность на другом. Информация об этих возможностях транслируется внутри компании и во внешнем контуре для студентов вузов и ссузов на программе «Дни без турникетов».

Мы готовим специалистов различного уровня: есть треки и горизонтальные, и вертикальные. Современная образовательная система позволяет это делать. Каждые пять–десять лет мы взрослеем и по-новому осознаем себя. Если у вас есть один диплом, вы можете получить новое образование в вузе или корпоративном университете. Мы можем дать вторую, третью профессию, мультифункциональность. В любом возрасте. То есть «Кадровый резерв» у нас касается не только молодых ребят, он также для рабочих, специалистов, топ-менеджеров. Если брать только управленческий срез, в резерве находятся более 10 тыс. человек. В базе рабочих и специалистов — гораздо больше людей.

Россияне в среднем добиваются карьерного роста раз в 26 месяцев
Социальная экономика 

Как корпоративные университеты помогают утолить кадровый голод

К сегодняшней ситуации на рынке труда с дефицитом работников ТМХ готовился заранее — у нас большой горизонт планирования, он выходит за пределы 20 лет. Наш приоритет — выращивание собственных кадров, вовлечение сотрудников в развитие компании.

Ежегодно мы инвестируем в обучение людей около ₽200 млн. При этом автоматизация на наших предприятиях направлена не на их замещение, а на повышение компетенций. Например, наши фрезеровщики управляют высокотехнологичными станками со сложным ПО. Они задают необходимые параметры и контролируют роботов.

Безусловно, ручной труд тоже остается. В среднесрочной и даже в долгосрочной перспективе он не исчезнет, но обязательно трансформируется, поскольку инструменты постоянно улучшаются и требования к квалификации работников растут. Мы идем к мультикомпетенциям. Это тренд не только отрасли тяжелого машиностроения, но и всей промышленности в стране.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Бизнес-образование Внедрение инноваций Корпоративное образование
Главное