Навыки, 29 ноя, 16:28

Технологии сегодня и завтра: что нужно уметь каждому специалисту

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Цифровизация меняет требования к разным профессиям. Разбираемся с экспертами, какие навыки нужны каждому работающему человеку уже сегодня и без каких не обойтись в будущем

Содержание:

Эксперты:

  • Екатерина Галиханова, директор Института дополнительного образования университета Иннополис;
  • Евгений Зараменских, кандидат технических наук, профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ;
  • Илья Фофанов, инженер-программист, независимый эксперт в области IT, техноблогер, преподаватель IT-курсов;
  • Анастасия Горелова, руководитель программ обучения центра «Хаб Знаний МойОфис», руководитель комитета по информатизации образования АРПП «Отечественный софт».

Как технологии влияют на рынок труда

По данным исследования «Работа.ру» и «СберПодбор», 40% работодателей и 42% сотрудников считают, что один из самых важных навыков для карьерного развития — владение современными технологиями и программами.

Эта тенденция закономерна: автоматизация остается трендом на протяжении последних лет. Аналитики SAP, крупного разработчика корпоративного программного обеспечения, отмечают, что цифровые решения становятся неотъемлемой частью рабочих процессов и меняют работу многих специалистов.

Согласно исследованию Всемирного экономического форума, к 2027 году будет автоматизировано 42% бизнес-задач.

Екатерина Галиханова, директор Института дополнительного образования университета Иннополис:

«Что касается офисных сотрудников, продолжится активная автоматизация рутинных задач, которые ранее выполнял человек. Это управление календарями и проектами, обработка электронных писем и обращений в мессенджерах компании, подготовка отчетов. На предприятиях автоматизация будет связана с контролем качества, управлением запасами, логистикой и транспортировкой, поддержкой и техническим обслуживанием».

Специалистам разных профессий придется адаптироваться к этим условиям и осваивать новые компетенции. Разберем топ технических навыков, которые нужны сотрудникам сейчас и без которых не обойтись в будущем.

Нейросети, создающие музыку по текстам и изображениям: как это происходит
Индустрия 4.0 

Работа с программами на основе искусственного интеллекта (ИИ)

Специалисты международной консалтинговой компании KPMG в докладе «Будущее работы» отмечают, что ИИ — это преобразующая сила, которая помогает формировать будущее сферы труда. Сотрудники будут выполнять должностные обязанности, работая бок о бок с системами на основе ИИ.

Евгений Зараменских, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ:

«Сегодня владение инструментами ИИ — это сильное конкурентное преимущество на рынке труда, но совсем скоро оно может перейти в разряд обязательных навыков для большинства профессий».

Компании, в том числе российские, уже активно внедряют ИИ в свои процессы. В 2023 году сервис «Авито Работа» провел исследование и выяснил, что работодатели в вакансиях стали в 7,8 раз чаще требовать навыки владения искусственным интеллектом, причем зарплаты в таких объявлениях выросли на 53%. Больше всего специалистов, работающих с ИИ, искали в сферах IT, образования и науки, маркетинга, рекламы и PR.

Топ-10 аналогов ChatGPT, которые работают в России
Индустрия 4.0 

Независимый эксперт в области IT и техноблогер Илья Фофанов отмечает, что технологии нейросетей и машинного обучения развиваются в разных отраслях: «В ретейле ИИ применяется для прогнозирования спроса и управления запасами, в финансовом секторе — для обнаружения мошеннических транзакций. Архитекторы используют программное обеспечение с элементами ИИ для автоматического создания проектных решений на основе заданных параметров».

Нейросети встраиваются в разные программы и сервисы. Выбор конкретных инструментов для изучения зависит от специальности.

  • Например, маркетологам, PR-специалистам, копирайтерам, smm-менеджерам, HR-специалистам важно научиться работать с текстовыми моделями — ChatGPT, Claude, GigaChat, YandexGPT. Также эти модели помогают писать код, поэтому будут полезны программистам.
  • Дизайнерам и специалистам по работе с соцсетями важно освоить генеративные системы для создания изображений и видео — Midjourney, DALL-E, Stable Diffusion, Kandinsky, YandexART, Gen-3.
  • Звукорежиссерам и специалистам по контенту пригодятся нейросети Udio или Mubert, которые создают инструментальные композиции.

Нейросеть рисует: 10 способов создать картинку по фото или описанию
Экономика инноваций 

Владение этими сервисами пригодится представителю любой профессии, который планирует работать на себя и продвигать свои услуги. С помощью нейросетей можно быстро создавать объявления для рекламы, посты для социальных сетей.

Навык работы с нейросетями означает, что специалист:

  • Умеет писать промты (запросы к нейросетям), чтобы ИИ давал подходящий ответ.
  • Проводит фактчекинг, проверяя достоверность сгенерированной информации.
  • Может доработать полученный от ИИ результат под свои задачи.
  • Понимает возможности и ограничения разных нейросетей.

Управление роботами и умными устройствами

Также на основе ИИ работают «умные» устройства и роботы, взаимодействовать с которыми будут специалисты большинства прикладных специальностей.

«Роботизация затрагивает широкий спектр профессий. На складах применяются автоматизированные системы хранения и отбора товаров — операторы должны уметь управлять роботизированными манипуляторами. В сельском хозяйстве используются беспилотные тракторы и дроны для посева и обработки полей — а значит, агрономам нужны навыки работы с высокотехнологичным оборудованием», — отмечает Илья Фофанов.

Агрономы и фермеры могут с помощью интеллектуальных датчиков определять оптимальное количество воды, нужное для полива, а с помощью дронов наблюдать за атаками вредителей и связанными с ними болезнями агрокультур.

Кроме сельского хозяйства, беспилотные технологии активно развиваются в пассажирских и грузовых перевозках. С такими системами уже сталкиваются таксисты, курьеры и водители автобусов и грузовиков. По прогнозам консалтинговой компании Fortune Business Insights, среднегодовой темп роста мирового рынка роботакси с 2022 по 2031 год составит 80,8%. Согласно исследованию аналитического агентства Global Marketing Insights, рынок автономных грузовиков тоже будет расти — в среднем, на 15% в год (прогноз до 2032 года).

Но это не значит, что все водители останутся без работы. Автономные системы нужно контролировать и обслуживать — например, сейчас в беспилотных грузовиках на пассажирском сидении обычно присутствует человек, который в случае внештатной ситуации возьмет управление на себя. Также водители могут помочь в разработке алгоритмов движения и оптимизации маршрутов.

Беспилотное такси американской компании Waymo (Фото: Market Research Intellect)

Еще один пример роботизации отрасли — медицина: эксперты аналитической компании Precedence Research подсчитали, что мировой рынок ИИ в сфере здравоохранения будет расти в среднем на 36,8% ежегодно и достигнет $613,8 млрд в 2034 году.

Врачи и другие медицинские работники будут взаимодействовать с:

  • хирургическими роботами для проведения точных операций;
  • RPA-роботами (они имитируют действия человека в различных системах и приложениях) для автоматизации документооборота: распознавания медкарт, полисов, ведения цифрового архива;
  • виртуальными ассистентами для консультаций пациентов.

Как отмечает Екатерина Галиханова, в недалеком будущем роботы станут помощниками человека, но не заменят его: «Внедрение технологии роботизации в практику требует больших финансовых вложений. Поэтому повсеместное замещение людей машинами в ближайшей перспективе точно не предвидится».

При этом специалистам многих профессий важно уметь работать с роботизированными системами:

  • запускать и настраивать оборудование под конкретные задачи;
  • отслеживать показатели работы и выявлять отклонения от нормы;
  • удаленно управлять роботами;
  • следить за необходимостью технического обслуживания;
  • устанавливать обновления встроенного программного обеспечения.

Роботизация бизнеса: что такое RPA и кому она нужна
Экономика инноваций 

Умение использовать инструменты аналитики и визуализации данных

Этот навык пригодится специалистам, которые взаимодействуют с информацией: маркетологам, проджект-менеджерам, финансистам, журналистам, руководителям высшего звена в госсекторе и коммерческих структурах. Технологии помогают быстро анализировать огромное количество данных и принимать решения на их основе.

По данным отчета Coursera, уметь обрабатывать большие объемы информации — один из самых популярных навыков в 2024 году. Владение им включает работу со специальными программами для аналитики и визуализации данных: Power BI, Tableau Software, а также их российскими аналогами — Visary BI, «1С: Аналитика», Visiology, «Форсайт».

Владение инструментами цифровой коммуникации

Опираясь на данные Ассесмент-центра университета Иннополис, Екатерина Галиханова перечислила обязательные цифровые навыки, которые нужны каждому специалисту для работы:

  • поиск и оценка информации в интернете;
  • работа с облачными сервисами;
  • уверенное владение электронной почтой, мессенджерами и платформами для проведения видеоконференций (Zoom, «МТС Линк», «Яндекс Телемост» и другими сервисами. — «РБК Тренды»).

В пандемию COVID-19 стала активно развиваться тенденция к освоению интернет-сервисов для коммуникации. Тогда же стало больше специалистов, которые работают в дистанционном и гибридном форматах.

Топ-7 аналогов Telegram: чем заменить популярный мессенджер
Индустрия 4.0 

Илья Фофанов отмечает, что сервисы для удаленной работы востребованы в разных профессиональных сферах: «Например, врачи активно используют телемедицинские платформы для консультаций пациентов на расстоянии, а учителя применяют электронные дневники и платформы дистанционного обучения, такие как Zoom и Google Classroom, для взаимодействия с учениками».

К мессенджерам и платформам для видеозвонков можно добавить инструменты для совместного ведения проектов, например, Notion, Asana, Jira, интерактивные доски Miro. Так как некоторые сервисы покинули российский рынок, имеет смысл обратить внимание на российские аналоги этих платформ, например, WEEEK, VK WorkSpace, «МТС Бизнес», «ПланФикс». Для работы с виртуальными досками подойдут сервисы «VK Доска» или «Концепт».

Обмен документами тоже переходит в цифровой формат. Все более востребованным становится навык работы с электронным документооборотом (ЭДО). По данным исследования РОСЭУ, 69% крупнейших российских работодателей уже используют или планируют внедрить кадровый ЭДО. Сотрудникам нужно освоить работу с электронной подписью для оформления разных документов: трудовых договоров, заявлений на отпуск и др.

Топ-7 аналогов Miro, которые работают в России
Индустрия 4.0 

Быстрое освоение технологий

Как отмечает ООН, цифровые технологии развиваются быстрее, чем другие инновации в нашей истории. Поэтому, кроме собственно технических навыков, специалистам важно быстро осваивать новые программы.

«Например, до 2022 года офисным пакетом «по умолчанию» обычно считался MS Office. Но уже по итогам 2023 года на российское и на свободное офисное ПО приходилось 21% и 18% рынка соответственно, — приводит пример Евгений Зараменских. — Если условный аналитик данных сегодня все еще может ограничиться знанием MS Excel, то через 3–5 лет рынок будет ожидать от него уверенной работы с табличными редакторами в целом».

Импортозамещение также стимулирует специалистов изучать новые программы.

Анастасия Горелова, руководитель программ обучения центра «Хаб Знаний МойОфис»:

«Сегодня мы видим потребности в освоении и понимании особенностей российских операционных систем — в условиях перехода на российское ПО они внедряются повсеместно. В части работы с инструментами для обработки информации важно знать отечественные офисные программы и уметь взаимодействовать с ними, в том числе на мобильных платформах. Так, многие специалисты, которые работают с текстом, применяют текстовые редакторы и возможности встроенного ИИ в редакторы прямо с планшетов или телефонов. Например, курьеры пользуются смартфонами при доставке заказов и специализированным ПО для коммуникации с получателем».

Раньше сотрудникам достаточно было освоить ПК. А сегодня необходимым становится умение работать с мобильными устройствами: даже традиционные системы учета, включая «1С», уже имеют свои приложения.

Навыки в области информационной безопасности

Опрошенные редакцией «РБК Тренды» эксперты отметили, что на рынке корпоративного образования одна из основных тенденций — обучение сотрудников навыкам безопасной работы с информацией.

Сегодня бизнес сталкивается с большим числом киберугроз, чем раньше. Так, исследование консалтинговой фирмы PwC Global Digital Trust Insights за 2024 год показывает, что доля компаний, столкнувшихся с утечкой данных на сумму более $1 млн, за год значительно выросла — с 27% до 36%.

Чтобы обеспечить кибербезопасность, одних профильных специалистов недостаточно. Каждый сотрудник, который работает с конфиденциальными данными, имеет доступ к корпоративным программам, должен обладать базовой цифровой грамотностью.

Даже самые совершенные системы защиты могут оказаться бессильны, если человек по незнанию откроет вредоносное письмо, передаст важную информацию мошенникам, которые представились коллегами, или годами не будет обновлять пароль от рабочей программы.

Владение технологиями виртуальной и дополненной реальности

По данным PwC, технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) к 2030 году затронут 23 млн рабочих мест по всему миру. Благодаря им компании увеличат производительность труда и ускорят внедрение инноваций. AR/VR-технологии применяются для решения таких задач:

  • Создание прототипов. Дизайнеры, архитекторы, проектировщики могут моделировать продукты и процессы в виртуальной среде. Например, автомобильная компания BMW использует 3D-симуляции для оптимизации сложных производственных систем.
Завод BMW Group в Регенсбурге использует виртуальные инструменты для планирования процессов сборки (Фото: press.bmwgroup.com)
  • Встречи с командой. Около 28% специалистов по всему миру трудятся дистанционно. В России удаленную работу практикуют 44% компаний. AR и VR решения позволяют сотрудникам совместно работать над 3D-проектами в общем виртуальном пространстве.
  • Техподдержка на расстоянии. С помощью AR технические специалисты получают подсказки от более опытных коллег прямо во время работы: система накладывает нужную информацию на реальные объекты. Удаленные эксперты могут видеть то же, что сервисный инженер, и давать ему точные инструкции. Это ускоряет ремонт, снижает простои оборудования.

В будущем AR/VR, возможно, станет базовым навыком для разных профессий, в частности, связанных с визуализацией данных, обучением и технической поддержкой.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Навыки Цифровая трансформация IT Самообразование
Главное