Робот извлек образец топлива из поврежденного реактора «Фукусима-1»
А в чем тренд?
Атомные электростанции (АЭС) проектируются с учетом множества мер безопасности, которые должны минимизировать риск аварий. Современные реакторы оборудованы различными системами защиты, включая автоматические остановки и системы охлаждения на случай непредвиденных ситуаций. Несмотря на это, с 1952 года в мире произошло 33 инцидента. Международная шкала событий на АЭС предусматривает семь уровней происшествий. Глобальная авария (7 уровень) произошла в Чернобыле в 1986 году, опасная для окружающей среды (5 уровень) — на станциях «Три-Майл-Айленд» в США (1979) и «Фукусима-1» в Японии (2011).
Зачем ученые отправили робота в запретную зону
Японские инженеры из компании Tokyo Electric Power Company Holdings (TEPCO) отправили робота на дистанционном управлении в один из трех поврежденных реакторов «Фукусима-1». АЭС пострадала от цунами в 2011 году. У робота TEPCO была важная миссия: доставить образец расплавленных остатков топлива, находящихся на дне первого защитного корпуса реактора №2. И с этой задачей он справился: робот достал фрагмент размером около 5 мм в диаметре, весом 3 г.
Операция по доставке топлива стартовала в августе 2024 года и должна была продлиться две недели. Но дважды ее приостанавливали из-за неполадок. Сначала произошла процедурная ошибка, которая задержала работу почти на три недели, а затем отказали две камеры робота, предназначенные для передачи изображения целевых зон в удаленном пункте управления. Из-за проблемы с камерами робота пришлось извлечь из реактора для замены.
После завершения операции робота вместе с образцом поместили в закрытый контейнер. Ученым предстоит установить, что уровень радиоактивности соответствует нормам безопасности. В противном случае робот должен будет вернуться внутрь реактора, чтобы найти другой фрагмент.
Во время землетрясения и цунами 2011 года на АЭС «Фукусима-1» отказали основные системы охлаждения, что привело к расплавлению трех реакторов. В них осталось примерно 880 т радиоактивного топлива. Как отметили в TEPCO, полученный образец позволит выяснить не только подробную информацию об аварии, но и получить ключевые данные для планирования стратегии вывода станции из эксплуатации и разработки необходимых для этого технологий.
Правительство Японии и TEPCO установили срок ликвидации последствий аварии — 30-40 лет. По мнению некоторых экспертов, этого времени будет недостаточно. Конкретные планы по полному удалению топливных обломков или их окончательной утилизации пока не озвучены.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.