Самообразование, 19 ноя, 17:34

Полежать в гробу, выжить в лесу: эффективны ли экстремальные тренинги

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Прогулки по углям, ванны со льдом, восхождение на Эверест — чего только не сделаешь ради выхода на новый уровень своего роста. Узнали, зачем люди добровольно испытывают себя на прочность и работают ли такие практики

Откуда взялись опасные тренинги и почему они настораживают

В 2021 году житель Ирландии упал со 152-метровой горы (для сравнения: это высота 50-этажного небоскреба) во время корпоративного восхождения на гору Каррантухила. Его работодатель в лице Ирландского управления гражданской авиации использовал такие походы для сплочения сотрудников. Мужчина ударился о камни, что привело к параличу верхней и нижней частей тела.

Двумя годами позже на Шри-Ланке 28-летний мужчина погиб во время программы обучения лидерству. На занятии по зиплайнингу он упал в озеро и получил травмы, несовместимые с жизнью.

В Швейцарии 25 человек получили травмы во время ходьбы по раскаленным углям, 13 из них были госпитализированы с тяжелыми ожогами. Это было частное мероприятие для сплочения коллектива. Искусство хождения босиком по раскаленным углям часто практикуется на мотивационных курсах, занятиях по укреплению духа и расширению ментальных границ. Мотивационный оратор Тони Роббинс призывает своих последователей проходить через огонь, считая это «мощным выражением выхода за рамки своих страхов», а гуру мотивации Толли Буркан использует хождение по углям как метафору для достижения невозможного.

Кто такой бизнес-коуч и как его выбрать для команды
Экономика инноваций 

Хождение по углям стало эффектным и при этом относительно безопасным способом «преодолеть себя» — во время такого тренинга важно соблюдать особую технику, при которой тепловая энергия не успевает нанести ноге человека ожог. В древности прогулка по горящим углям была популярным религиозным ритуалом в странах Азии, а также в Новой Зеландии, Болгарии, Испании и Греции. В 1980-х эта практика вернулась с подачи мотивационных коучей и стала привлекать руководителей крупных корпораций. С тех пор к хождению по углям добавились и другие экстремальные упражнения по личностному росту и тимбилдингу, в том числе хождение по стеклу, ледяные ванны, лежание в гробу и другие испытания.

Виды экстремальных практик

Холодный душ и ванны со льдом

Вим Хоф, голландский спортсмен-экстремал, рекордсмен и мотивационный оратор, хорошо известен своей способностью переносить холод. Он утверждает, что погружения в холодную воду снижают стресс, улучшают сон, повышают концентрацию и силу воли. Однако стоит упомянуть, что во время выполнения собственных практик Вим оказывался на волоске от смерти, задерживая дыхание в холодной воде.

У Хофа миллионы последователей, придающих техникам экстремального закаливания сакральный смысл. Однако недавние исследования показали, что польза от погружения в холодную воду пока слабо доказана наукой.

Дыхательные практики

Разные техники дыхания, как часто отмечают их авторы, могут открыть недосягаемые уровни сознания человека, повышают концентрацию, стрессоустойчивость. Так, например, говорят о холотропном и абдоминальном дыхании. Между тем холотропное дыхание, которое представляет из себя интенсивное и глубокое дыхание, может вызывать судороги, головокружения, обмороки, нарушения ритма сердца, боли в груди, эпилептические приступы. Тем не менее техникам дыхания обучают на курсах, тренингах и в специальных школах.

Как сосредоточиться на работе при сильном стрессе: 6 техник
Экономика образования 

Хождение по стеклу

Существуют индивидуальные и корпоративные тренинги, где сотрудникам предлагают пройтись по битому стеклу, чтобы «встретиться со своими страхами», «повысить уверенность» и «улучшить сосредоточенность».

Жесткие психологические тренинги

Некоторые компании предлагают клиентам переосмыслить жизнь, лежа в гробу или будучи заживо погребенными на короткое время. Другие компании проводят тренинги, во время которых нужно пройти через толпу людей или рассказать о самых травмирующих событиях в жизни. Так, во время занятий с клиентами тренеры американской компании Lifespring использовали манипуляции, сильное давление и унижение, а участники переживали глубокие душевные потрясения, которые приводили к психическим расстройствам. Несмотря на это, участниками тренингов «источника жизни» стали, по разным оценкам, от 250 тыс. до 400 тыс. человек. В 1980-е на компанию обрушились множественные обвинения в психологическом давлении на участников и даже доведении их до самоубийства.

Инфоцыгане: кто это и как распознать псевдотренеров по красивой жизни
Социальная экономика 

Выживание в лесу

Такие тренинги призывают участников выйти на новый уровень, «разжечь первобытные инстинкты», «обрести чувство устойчивости», оставшись один на один с природой. Клиенты проходят через труднодоступные участки, разводят огонь, ищут пропитание и попутно проходят квесты, прокачивающие soft-скиллы.

Восхождение в горы

Все больше руководителей тянутся в горы. Например, топ-менеджеры московского офиса «Нестле Россия» еще в 2007 году покорили Эльбрус, высочайшую точку Европы. «Для меня акклиматизация в новом коллективе обычно затягивается месяца на два. Здесь же представилась возможность близко познакомиться со всеми сразу за каких-нибудь десять дней», — отметил тогда директор по корпоративным делам Андрей Бадер.

76% россиян готовы понизить зарплату ради лучшей корпоративной среды
Социальная экономика 

Корпоративный экстремальный отдых

Компании отправляют сотрудников на тренинги, включающие целый комплекс испытаний: сплав по горной реке, полеты на зиплайне, спуск в пещеру, скалолазание, ралли на квадроциклах, спортивное ориентирование. Коллективное преодоление препятствий по задумке должно сплотить команду, после чего сотрудники будут работать эффективнее.

Кто идет на экстремальные тренинги и почему

Экстремальные практики вновь стали набирать популярность после пандемии. Люди вернулись в офисы, кто-то остался на удаленке, и компании начали заново «сплачивать» разрозненные коллективы. Сотрудников стали приглашать на прыжки с парашютом, гонки на квадроциклах, в походы в горы.

Например, по данным The New York Times, руководители таких корпораций, как Nike, Pepsi и Bank of America, прошли экстремальные семинары по формированию команды и лидерству стоимостью около $100 тыс. за сеанс.

«Уникальные и сложные виды деятельности могут помочь устранить пробелы, возникающие при гибридной и удаленной работе», — сказал Business Insider Коби Регев, генеральный директор компании по обучению управленческих кадров The Squadron.

Менеджмент 2.0: как организовать и управлять смешанной командой
Экономика образования 

В то же время экстремальные практики проходят не только командами, но и в одиночку. По данным исследования «ГидМаркет», в России бизнес-тренинги и тренинги личностного роста составляют 60% рынка тренингов, причем люди пользуются этими услугами по собственному желанию, а не по «указке» руководителя.

Например, бизнесмен Сергей Громов, основатель Академии переговоров «Артель Громова», уделяет много времени развитию, самопознанию и личностному росту, поэтому постоянно проходит разные обучения.

Сергей Громов:

«Одно из моих хобби — покорение горных вершин. В последний раз я поднимался на Казбек (5054 м) в июне 2024 года. Восхождение дает возможность сместить свой фокус внимания. В обычной жизни у меня есть постоянная рутина — бизнес, дела, семейные обязанности. И нет момента и условий для того, чтобы порефлексировать, направить фокус внимания внутрь себя.

В горах же, когда ты поднимаешься и делаешь шаг за шагом, ты фокусируешься исключительно в моменте, иначе можешь оступиться и получить травму. Ты фокусируешься на том, чтобы выжить. В такие моменты происходит разрядка, которая позволяет рефлексировать: что я чувствую? что замечаю? какие я испытываю трудности? справлюсь ли я? И когда у тебя получается преодолеть боль, перетерпеть, подняться на тысячу метров выше, ты ощущаешь победу. В обычной жизни, чтобы это почувствовать, нужно сделать что-то глобальное».

Кроме этого, Сергей практикует «выживание в трусах». Это поход в лес на сутки в компании людей. С собой только трусы, носки и ботинки. В течение суток нужно преодолеть болото, пройти большое расстояние, развести огонь с помощью трех мокрых спичек и куска коробка. «Этот опыт, как никакой другой, помогает понять, что по-настоящему является твоей силой», — отмечает Сергей. Также Громов практикует ледяные ванны, чтобы дисциплинировать себя и развивать лидерские качества.

Бизнесмен отмечает, что заниматься экстремальными практиками можно лишь с четким пониманием, зачем это нужно.

Сергей Громов:

«В экстрим нужно идти для самопознания, чтобы улучшить качество управления реальностью. Через такие практики мы познаем свои сильные и слабые стороны, и это обеспечивает наш рост. Но если человек идет туда, чтобы убежать от проблемы, с которой сталкивается, он только ухудшает свое состояние».

Как работает превозмогание: плюсы и минусы

В 2014 году австралийские ученые во главе с доктором философии в области психологии Броком Бастианом обнаружили, что совместное проживание болезненного опыта может укрепить социальные связи и даже создать доверие среди людей, которые не знакомы друг с другом. В одной группе эксперимента незнакомцы погружали руки в ледяную воду, делали приседания и ели острый перец чили. Группы, которые совместно выполняли эти неприятные задания, показывали более активное сотрудничество во время экономической игры по сравнению с контрольной группой, которая этого не делала. Однако, где пролегают границы безопасности совместных болевых ощущений, в исследовании не сказано.

Работа для души: как труд помогает нам социализироваться
Социальная экономика 

Спортивный физиолог Борис Жерлыгин отмечает, что любое физическое превозмогание себя, покорение горных вершин и другие экстремальные практики необходимо в первую очередь предварить исследованиями своего организма, а затем — соответствующими тренировками.

Борис Жерлыгин:

«Согласно законам спортивной физиологии, каждому человеку необходимо подбирать методы обучения с учетом принципов постепенности и индивидуализации. Для этого нужно оценить его здоровье спортивными тестами и медицинскими исследованиями и только потом составить ему программу, подходящую для достижения поставленных целей».

Эксперт отмечает, что нельзя перескакивать через «барьеры» в развитии, установленные самой природой. «Далеко не всем показан подъем на Эльбрус без специальной подготовки, да и надо учитывать, что на Эльбрусе регулярно гибнут люди. Я много лет тренировал своих спортсменов прямо на склонах Эльбруса и в ближайших ущельях. Только за время наших тренировочных сборов спасатели «сняли» с него десятки трупов. Об этом нужно предупреждать желающих совершить восхождение на Эльбрус. При этом не надо путать восхождение с покорением. На него можно совершить восхождение, а покорить его могут только те, кто нуждается в помощи психиатра, страдая от мании величия.

Я, естественно, не против альпинизма, закаливания, практик коррекции психики, но результат можно получить без рисков для здоровья и жизни. Последовательность действий крайне важна. Сначала исследования, коррекция отклонений, а потом развитие», — отметил Жерлыгин.

Клинический психолог Александр Климов считает, что экстремальные практики во многом заменяют нам утраченные в современном обществе ритуалы инициации. Они, в свою очередь, помогают нам определить свое место в жизни.

Александр Климов, клинический психолог, руководитель Санкт-Петербургского института дополнительного образования для психологов и психотерапевтов:

«Часто среднестатистический житель большого города — это человек, который до конца не понимает, кто он. Психиатр Борис Положий описывал это как кризис идентичности в условиях мегаполиса, где очень размыты рамки этики, религии, границы социальных классов и групп. Средневековый житель точно понимал, что он родился в семье рабочих и, скорее всего, он тоже станет рабочим. Да, у него было намного меньше свободы, чем у нас, но он четко понимал границы своей принадлежности. Сейчас современное общество утратило даже ритуалы взросления. Крайне сложно назвать момент, когда ребенок становится подростком, а подросток становится взрослым. С чем связан такой переход? С окончанием школы, получением диплома, созданием первой семьи?

Мы видим много людей, которые формально выполнили те или иные условия для взросления, но остаются такими же растерянными, по-своему маленькими, непонимающими, где их место в этой жизни. Тогда появляется потребность получить опыт, связанный с преодолением нетипичных для себя условий. Этот опыт физической боли и превозмогания показывает человеку, что теперь он не тот, что был прежде. Благодаря своим страданиям он утвердился в новом качестве. Этот опыт тесно связан с ощущением собственного достоинства и фактически с прохождением инициации в новую роль».

Эксперт считает, что механизм экстремальных практик, применяемых для личностного роста, не столько современный, сколько культуральный, древний, связанный с ритуалами. «Даже в более ранних первобытных культурах можно провести параллель с испытанием горящим угольком, который нужно было удержать на ладони для того, чтобы показать твердость характера и готовность терпеть боль», — отметил Климов.

С точки зрения физиологии экстремальные практики вызывают у организма специфическую реакцию, которая может быть полезна и одновременно вредна для здоровья.

Используй стресс себе на пользу: глава из книги «Иммунитет к выгоранию»
Социальная экономика 

Одна и та же стрессовая ситуация может быть для одного человека полезной, мобилизующей силы, а для другого человека — разрушительной, отмечает корпоративный тренер, индивидуальный и семейный психолог Ольга Кулагина. Это явление объясняют понятия эустресса и дистресса. В научное поле их ввел доктор медицины Ганс Селье в 1936 году. «Эустресс — это стресс, который мобилизует ресурсы, позволяет преодолевать сложности и решать проблемы, а дистресс ведет к неблагополучному преодолению, истощению ресурсов организма и нарушению здоровья, — говорит психолог. — Одни и те же явления и процессы могут вызвать эустресс у одного человека и дистресс у другого. Более того, одно и то же явление в разные периоды жизни может вызвать у одного и того же человека как эустресс, так и дистресс. Все зависит от состояния организма и психики человека на конкретный момент времени. Как психолог, я понимаю, что организаторы экстремальных практик крайне редко проводят предварительную диагностику состояния участников. По факту ответственность за участие в экстремальных практиках лежит в том числе и на самих участниках».

Перед тем как принять решение об участии в тех или иных тренингах, Кулагина рекомендует выполнить два шага:

  1. Собрать максимум информации о разных тренингах из открытых источников, дистанцируясь от того, что обещают сами организаторы практик.
  2. Обсудить как минимум с тремя близкими людьми, которые не проходили практику, ваше желание участвовать в ней. Они дадут обратную связь, учитывая ваши особенности и текущее состояние.

Экстремальные практики могут помочь в личностном росте, если подходить к ним осознанно и бережно. Однако они не всегда ведут к развитию. Настоящий рост требует времени, осознанности и поддержки. Важно не просто выйти из зоны комфорта, а сделать это так, чтобы укрепить свое физическое и психологическое здоровье.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Самообразование Психология Саморазвитие Корпоративное образование
Главное