Корпоративное образование, 25 окт, 10:00

Наталья Осипчук, СберУниверситет: «Мы конкурируем за время человека»

Читать в полной версии
Фото: СберУниверситет
Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях, какую роль в обучении займет ИИ и для чего в кампусе нужно искусство

В 2024 году 12 лет исполняется 
СберУниверситету — образовательному центру, который позволяет руководителям развивать компетенции будущего и формировать карьеру. СберУниверситет включает более 590 образовательных решений, а слушателями офлайн-программ только в 2023 году стали 41 тыс. человек. Кампус СберУниверситета в этом году отмечает десятилетие. Он был построен в Подмосковье, на берегу Истры. На территории площадью 42,5 га расположены аудитории и конференц-залы, а также отель, спа, спорткомплексы и арт-объекты. «РБК Тренды» обсудили, как меняется и будет меняться бизнес-образование с Натальей Осипчук, исполняющей обязанности генерального директора СберУниверситета.

— Зачем в современном мире, в эпоху повсеместного цифрового обучения, понадобилось вкладывать ресурсы в образовательные офлайн-пространства?

—Не так давно нам казалось, что образование стоит на пороге глобального перехода из офлайна в онлайн. Но это мнение оказалось ошибочным. После пандемии жизнь заиграла новыми красками, и такие пространства, как наш кампус, стали центром притяжения для талантливых и амбициозных лидеров и управленцев.

Оказалось, что их основная мотивация — не сами образовательные программы, а возможность встретиться с людьми с похожими ценностями и интересами. Не зря говорят, что личность человека проявляется через взаимодействие с другими людьми.

Геймификация и офлайн — новая нефть: что меняется в бизнес-образовании
Экономика образования 

Тема масштабирования социальных связей очень ярко звучит в последнее время. Именно поэтому, ввиду такой популярности очных форматов, мы думаем о строительстве нового кампуса СберУниверситета.

— В этом году СберУниверситету исполняется 12 лет, а его кампусу — десять. Какой концепции придерживались их создатели?

—СберУниверситет был открыт, чтобы сотрудники «Сбера» могли постоянно развиваться и работать над собой. Уже тогда этот процесс можно было реализовать в онлайне, но для того, чтобы люди «переопылялись», налаживали кросс-функциональные и профессиональные связи, был придуман проект СберУниверситета.

Проект кампуса разработал голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Он задумал кампус природосообразным, кардинально отличающимся от атмосферы городской среды. В кампусе можно ощутить единение с природой и переключиться — вчера ты работал, а сегодня учишься; вчера был в городе с его напряженным ритмом, а сегодня ты на природе. Концепция архитектора воплощена, например, в прозрачности галереи, которая соединяет корпуса СберУниверситета. Она устроена так, что из любого помещения вы можете видеть парки или лесополосу. Это действительно помогает быстро перестроиться и сосредоточиться на себе и своем развитии.

Архитектор Ян Клостерман: «Нужно позволить природе занять первое место»
Индустрия 4.0 

— Чем пространство кампуса СберУниверситета отличается от кампусов классических университетов?

—Мы стараемся, чтобы каждый уголок кампуса стимулировал человека к развитию. Поэтому пространство СберУниверситета позволяет ему несколько дней, не выезжая в город, удовлетворять потребности в интеллектуальном и физическом развитии. Для этого у нас есть не только аудитории и конференц-залы, но и отельный фонд, спа, спорткомплекс, ресторанная инфраструктура.

Кроме того, мы наполняем кампус предметами искусства, потому что они вызывают эмоцию. А эмоции, как пишут Джеймс Гилмор и Джозеф Пайн в книге «Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие», рождают память. Через десять лет ты можешь не вспомнить, что тебе говорили на лекции, но эмоцию, которую ты испытал от общения с человеком или взаимодействия с предметом искусства, ты запомнишь навсегда.

В кампусе мы стараемся постоянно проводить разные экспозиции, сотрудничаем с галереями. Так, например, в рамках десятилетия кампуса уже прошла выставка художников Московской школы современного искусства о связи человека с самим собой и природой. Также в кампусе появился ленд-арт — искусство под открытым небом. Авторы вписали свои произведения в ландшафт, чтобы мы могли поразмышлять на разные темы — от единства с природой до постижения знаний. К юбилею мы запустили проект «арт-хюгге». Это цикл лекций о разных видах и формах искусства: о музыке, театре, скульптуре. Также в кампусе есть постоянная экспозиция Даши Намдакова, российского скульптора и художника родом из Забайкалья. Это девять скульптур, которые находятся как внутри кампуса, так и в парке рядом.

Как понять современное искусство — 4 полезные книги
Социальная экономика 

— Как в СберУниверситете изменился подход к образованию и развитию лидеров за последние десять лет? Какие технологии при этом применяются?

—Сегодня мы конкурируем за время человека и его внимание с социальными сетями и мессенджерами. Меняется парадигма обучения и развития человека. Человек хочет учиться там, тогда и так, как ему комфортно. Поэтому у нас несколько форматов обучения. Первый — офлайн, в кампусе. Второй формат — это онлайн-обучение. А третий — моментально доступное персонализированное образование. И здесь на арену выходят ИИ-ассистенты, которые помогают получать подходящий образовательный контент, как только у человека появляется такая потребность.

Важно понимать, что у нас нет задачи заменить искусственным интеллектом живых преподавателей и методологов-разработчиков программ. Мы хотим создать партнера, второго пилота, помощника для каждого участника образовательного процесса — студента, преподавателя, сопровождающего на очной образовательной программе. Искусственный интеллект и «умные» ассистенты расширяют твои возможности и дополняют физическое пространство университета. Нахождение в кампусе и личное общение все-таки остается эксклюзивным.

Ментор и ассистент: как искусственный интеллект помогает учить и учиться
Индустрия 4.0 

— Каким, по вашему мнению, обучение будет еще через 5–10 лет? Чему и как будут учиться люди?

Мы видим, как меняются привычки и подход к обучению. Совместно с коллегами из РАНХиГС мы проводим исследование управленческого и бизнес-образования. По предварительным результатам, в ближайшие три года повысится спрос на образовательные продукты, ориентированные на развитие конкретного навыка, короткие и кастомизированные программы, максимально практикоориентированный формат обучения. Если говорить о трендах развития рынка бизнес-образования, то в первую очередь стоит отметить обучение цифровым и гибким навыкам, переориентацию партнерств в сторону Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, востребованность индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Наша задача — кардинально преобразовать форматы обучения, чтобы человек получал знания не только за партой, но и в процессе всей жизни, не отходя от рабочего места и сразу же применяя их на практике. По сути, мы масштабируем не просто кампус, а физическое и цифровое присутствие СберУниверситета в жизни человека.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Корпоративное образование Образовательные стартапы Будущее образования Онлайн-образование
Главное