Восток, 02 окт, 15:13

От трущоб до ареста: как основатель Kakao завоевал рынок Южной Кореи

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Kakao Corp. создала один из самых популярных мессенджеров в Южной Корее. Им пользуются более 97% жителей страны. Рассказываем, как развивался бренд и почему его создатель был арестован

Kakao Corp. — южнокорейский интернет-конгломерат со штаб-квартирой в городе Чеджу. Компания создана в 2006 году, а первой ее разработкой стал мессенджер KakaoTalk. Сейчас у группы есть игровая студия, сервис такси, онлайн-банк, различные мобильные приложения, а также доли в музыкальных лейблах и агентствах.

Цифры

53,5 млн активных пользователей KakaoTalk по всему миру по состоянию на 2024 год.

$1,5 млрд — годовой доход компании к концу 2023 года.

48,2 млн корейских пользователей используют Kakao Talk.

$14,42 млрд — оценка стоимости компании в 2024 году.

1 млрд сообщений отправляют пользователи ежедневно в KakaoTalk.

Из Samsung к личным проектам

Основал южнокорейский конгломерат Ким Бом Су. Ким родился и вырос в одном из бедных районов Сеула. Его отец работал на фабрике по производству авторучек, а мать была горничной в отеле. Молодой человек стал первым в семье, кому удалось получить высшее образование. В 1986 году он поступил в Сеульский национальный университет. После получения степени магистра в области промышленной инженерии Ким устроился на работу в Samsung. Он проработал в компании пять лет, а потом решил заняться собственными проектами.

Ким Бом Су в конце 1990-х занял деньги у семьи и друзей, чтобы открыть свой первый бизнес — интернет-кафе в Сеуле. А в 1999 году он основал компанию по производству компьютерных игр Hangame. Она выпускала онлайн-версии популярных карточных игр, а на клиентах кафе предприниматель тестировал игровые новинки. Через три месяца после основания у Hangame было уже более 1 млн игроков. Тогда Ким понял, что ему нужен партнер. Им стал друг и коллега из Samsung Ли Хэ Чин, который создал поисковую систему Naver. Они объединили свои компании, образовав NHN Corp. В течение следующих шести лет NHN, возглавляемая Ли и Кимом, активно участвовала в развитии IT-рынка Южной Кореи. Основными направлениями деятельности стали поисковые сервисы, электронная почта и игры.

Корейский Google: как Naver стал технологической империей
Индустрия 4.0 
Ким Бом Су (Фото: kakaocorp.com)

В 2005 году Ким переехал в Кремниевую долину: он хотел развивать американский рынок онлайн-игр. После нескольких лет работы он покинул NHN. Затем начал инвестировать средства в инкубатор для корейских предпринимателей под названием IWILAB в Маунтин-Вью.

История Samsung: кто основал бренд и как он достиг успеха
Экономика инноваций 

9 января 2007 года на конференции Macworld Expo Стив Джобс анонсировал первый iPhone 2G. Ким Бом Су увидел потенциал в новом телефоне, поэтому в 2007 году он вернулся в Южную Корею и вместе с сотрудниками из IWILAB начал создавать мобильные приложения. Среди первых сервисов был KakaoTalk, позволяющий двум пользователям бесплатно общаться в чате. Приложение запустили в марте 2010 года. К сентябрю того же года у KakaoTalk был 1 млн пользователей, в апреле 2011-го — 10 млн. Рост спроса на приложение был таким стремительным, что Киму приходилось каждую неделю заказывать новые серверы из Китая. Доставка занимала не меньше трех недель. Для обеспечения стабильной работы системы при росте трафика он отключал некоторые функции приложения.

Apple: кто основал, история компании, продукция, логотип
Социальная экономика 

Корейские предприниматели не видели финансовых перспектив в KakaoTalk, поэтому Ким Бом Су сам инвестировал в свой проект и стал владельцем 80% компании. В апреле 2012 года Kakao снова начал искать инвесторов. В итоге удалось договориться с китайским инвестиционным холдингом Tencent. Tencent — владелец сервиса мгновенного обмена сообщениями QQ и системы для передачи текстовых и голосовых сообщений WeChat. Tencent инвестировал в KakaoTalk около $65 млн. В 2014 году Kakao объединилась со второй по величине южнокорейской поисковой системой Daum, образовав Daum Kakao. Теперь компания предоставляет свои услуги на 15 языках в 230 странах.

  • 96,72% пользователей из Южной Кореи;
  • 0,92% пользователей из США;
  • 0,25% пользователей из Вьетнама;
  • 0,24% пользователей Kakao из Канады;
  • 0,22% пользователя из Японии;
  • 1,64% пользователей из других стран.
Интерфейс KakaoTalk в 2024 году (Фото: kakaocorp.com)

Kakao: от чата до поиска салонов красоты

Kakao предлагает широкий набор услуг. Их можно разделить на восемь групп: сообщества, развлечения, мода, финансы, инвестиции, транспорт, видеоигры и другие.

Сообщество

  • KakaoTalk предоставляет возможность бесплатного обмена сообщениями и звонками. Пользователи делятся фотографиями, видео, голосовыми сообщениями, ссылками на веб-страницы и местоположения. Через чаты KakaoTalk клиенты могут получать эксклюзивные сообщения, купоны и информацию от брендов, СМИ и знаменитостей с помощью функции Plus Friend.
  • KakaoPage позволяет фирмаам и частным лицам создавать визуальный, аудио- и письменный контент, а затем делиться им с пользователями. Также в приложении зрители могут смотреть вебтуны (цифровые комиксы), романы, фильмы и сериалы бесплатно. Чтобы не платить за просмотр, необходимо следить за значком часов в приложении. Когда время придет, сможете посмотреть долгожданную серию. Бесплатный ваучер на просмотр контента пользователи получают регулярно.
  • KakaoStory — социальная сеть, разработанная Kakao. Сначала она представляла собой сеть для обмена фотографиями, но в дальнейшем была дополнена и другими функциями. Теперь пользователи постят разнообразный контент на своей странице.

История Grab: как стартап-декакорн обыграл Uber и завоевал рынок Азии
Экономика инноваций 

Развлечения

  • Kakao Music  — музыкальный потоковый сервис, где клиенты покупают треки, а также обмениваются песнями и общаются с друзьями по KakaoTalk. В 2017 году Kakao объединила Kakao Music с другим потоковым музыкальным сервисом Melon. Сейчас в приложении можно создавать собственные музыкальные комнаты, а также устанавливать фоновую музыку на страницах в KakaoTalk и KakaoStory.

Мода

  • KakaoStyle — приложение об индустрии моды. В нем есть не только советы по подбору одежды, но и ссылки с местами продаж элементов гардероба и аксессуаров.
  • Kakao Hairshop — онлайн-платформа по поиску салонов красоты. Если вы планируете покрасить волосы, то приложение с помощью искусственного интеллекта подрисуте желаемый цвет на вашей фотографии. А встроенная GPS-программа поможет просматривать парикмахерские, которые предлагают необходимые услуги и расположены рядом с домом.

История компании Huawei: «Великолепное достижение»
Экономика инноваций 

Финансы

  • KakaoPay — сервис цифровых платежей. Пользователи могут проводить онлайн-транзакции и совершать мобильные платежи, используя технологии бесконтактной оплаты и QR-коды.
  • KakaoBank — результат партнерства между Kakao Corp. и Korea Investment Holdings. Основанное в 2016 году финансовое учреждение специализируется на предоставлении мобильных банковских услуг и разработке финансовых технологий.

Транспорт

  • В 2017 году компания Kakao Mobility Corp., дочерняя компания Kakao, запустила Kakao T (ранее KakaoTaxi). Приложение предоставляет возможности вызова такси, поиска парковочных мест, а также информацию о пробках.
  • KakaoBus — приложение с информацией о движении автобусов и остановках в реальном времени. С его помощью можно отслеживать местоположение автобусов, узнавать маршруты и время прибытия общественного транспорта в 57 городах Южной Кореи. Также есть возможность установить таймер, который предупредит за несколько минут до прибытия автобуса на нужную остановку.
  • KakaoMetro — приложение, которое помогает просматривать карту метро, планировать поездки и проверять цены. Покрывает сети метро в Сеуле, Пусане, Тэгу, Кванджу и Тэджоне.
Такси Kakao T (Фото: Kakao)

Видеоигры

Kakao Games специализируется на разработке и публикации игр для ПК, мобильных устройств и платформ виртуальной реальности. Производитель распространяет игр не только в Южной Корее, но и в Северной Америке, Европе и других частях Азии.

Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo: как китайские бренды строят свои экосистемы
Индустрия 4.0 

KakaoFriends: маскоты Южной Кореи

В Kakao Corp. создали популярную группу мультяшных персонажей — KakaoFriends, каждый со своим именем и уникальной личностью. В Южной Корее их лица можно увидеть на всем: от йогуртов до кредитных карт.

Они были разработаны как смайлы для KakaoTalk в 2012 году. Иллюстратор Квон Сун Хо, также известный под псевдонимом Ходзо, нарисовал семь персонажей Kakao Friends, в том числе Neo (кошка), Frodo (собака), Tube (утка), Jay-G (трибьют рэперу Jay-Z), Muzi (маринованный дайкон в костюме кролика), Con (крокодил) и Apeach (персик).

Дайкон — разновидность редьки. Из маринованного дайкона в Японии готовится популярная традиционная закуска — такуан. В Южной Корее это блюдо известно как танмуджи. Танмуджи часто подают сырым вместе с другими видами маринованных продуктов. Также считается, что дайкон улучшает пищеварение при приеме после еды.

Персонажи KakaoFriends (Фото: Kakao)

По словам Квона Сун Хо, персонажи — результат длительного творческого процесса, который начинается с наблюдения за поведением людей и изучения популярных трендов из развлекательных шоу и компьютерных игр. Разнообразные образы людей в метро и смешные эпизоды телевизионных программ становились материалами для развития его героев.

IT-корпорация активно продвигает продукты Kakao Friends. В крупных городах Южной Кореи открылись офлайн-магазины, где можно купить вещи с персонажами: от продуктов до предметов домашнего обихода.

Магазин Kakao Friends Hongdae Flagship Store в Сеуле (Фото: Корейская туристическая организация)

А в 2018 году Kakao с LG Uplus Corp. представили смартфон для учеников начальной школы Kakao Little Friends Phone.

Презентация смартфона Kakao Little Friends Phone (Фото: k-entertainments.blogspot.com)

Конвейер экономических чудес: как устроена корейская экономика
Социальная экономика 

Расследования и арест Кима Бом Су

Kakao Corp сталкивался с трудностями с момента основания. В 2015 году правоохранительные органы Южной Кореи обвинили Кима Бом Су в увлечении азартными играми. В стране на них действует запрет, а за нарушение закона обвиняемому может грозить реальный срок. По версии следствия, основатель Kakao провел 20 часов и 51 минуту в отеле Bellagio в Лас-Вегасе в 2007 году. За ночь в казино он потратил $16 тыс. Срок давности по таким преступлениям в Южной Корее — пять лет. Поэтому предпринимателю удалось избежать тюремного заключения. В 2023 году Kakao оштрафовали на $11 млн за утечку личных данных около 65 тыс. пользователей. Комиссия по защите личной информации (PIPC) пришла к выводу, что основные причины утечки — слабый контроль и недостаточные меры по защите данных. Также в 2023 году Kakao выплатила компенсации на сумму $20,9 млн деловым партнерам и пользователям из-за пожара в центре обработки данных Pangyo в октябре 2022 года. Пожар привел к массовым сбоям в работе всех приложений на несколько дней. В июне 2024 года открылся новый дата-центр Kakao Data Center Ansan. Он вмещает 120 тыс. серверов и расположен в 30 км к югу от Сеула, занимая более 47 тыс. кв. м.

Дата-центр Kakao Corp. в 30 км к югу от Сеула (Фото: kakaocorp.com)

23 июля 2024 года основателя корпорации Kakao арестовали. Ким Бом Су подозревают в манипуляциях при приобретении компании индустрии развлечений SM Entertainment. На SM претендовала еще одна корпорация, HYBE, владеющая контрактом всемирно известной k-pop группы BTS. Однако стоимость акций SM внезпно резко выросла, увеличив капитализацию компании выше того уровня, по которому HYBE планировала купить SM у инвесторов. В марте 2023 года Kakao приобрел 39,87% акций SM Entertainment. Это вынудило HYBE отказаться от покупки дополнительного пакета. Контроль перешел к Kakao. Сторона обвинения подозревает Ким Бом Су в злоупотреблении инсайдом. Сам Ким утверждает, что не был в курсе всех деталей сделки.

История Xiaomi: успех бренда и 11 друзей Лэй Цзюня
Экономика инноваций 

Арест Кима нанес финансовый удар по компании. В день задержания владельца акции интернет-гиганта упали более чем на 5% — до $28,11. Отраслевые эксперты уверены, что если обвинения подтвердятся, то ситуация поставит под угрозу планы компании по развитию искусственного интеллекта и экспансии на зарубежные рынки. Кроме того, перебои в работе Kakao могут отразиться на жизни жителей страны, которые каждый день пользуются приложениями компании. С помощью сервисов Kakao южнокорейцы не только общаются с друзьями и родственниками, но и совершают покупки, передвигаются по улицам, ведут бизнес, слушают музыку, играют и т.д.

Тигры второй волны: как сегодня развивается Юго-Восточная Азия
Социальная экономика 

Kakao в других странах

Международная экспансия Kakao началась с Японии. Там появилась дочерняя компания Kakao Japan Corporation. Сейчас японцы пользуются отдельными сервисами IT-корпорации: KakaoTalk, Kakao T, Piccoma (цифровое приложение для комиксов) и Piccoma TV. В сентябре 2021 года открылось европейское подразделения Kakao Piccoma в Париже. Но в 2024-м в Kakao Piccoma заявили, что планируют уйти с европейского рынка. Процесс ликвидации планируют завершить к концу 2024 года. В ноябре 2023 года сервис по вызову такси Kakao T был запущенв Австралии, Тайване, Объединенных Арабских Эмиратах, Иордании и Кувейте. Чтобы выйти на новые рынки, Kakao объединилась с местными игроками, такими как Silver Top (Австралия), Yoxi (Тайвань) и Careem (Дубай). В декабре 2023 года корейская компания планировала расширить свое присутствие и в США в сотрудничестве с агрегатором такси Lyft.

Восток Внедрение инноваций Инновационный бизнес Социальные сети Культурные тренды Полезные штуки
Главное