Культурные тренды, 09 июл, 19:33

Мерч: какой бывает, кому нужен, как создать

Читать в полной версии
Фото: Midjourney
Брендированная продукция как маркетинговый ход или способ увеличить прибыль: рассказываем, зачем мерч компаниям, какие виды есть и как его сделать

Содержание:

Что такое мерч

Мерч — это сувенирная продукция или товары с фирменной символикой или логотипом бренда. Термин появился как сокращение от английского merchandise — продавать, торговать. Сегодня мерч создают любые бренды: компании, спортивные клубы, кинокомпании, музыканты, блогеры и другие публичные персоны. Мерч используют, чтобы получать доход от его продажи или таким образом продвигать свой бренд.

Почти любая вещь с айдентикой бренда может выступать в качестве мерча:

  • канцелярия: ручки, блокноты, брелоки;
  • одежда: футболки, толстовки, кепки, сумки;
  • посуда: чашки, термокружки, стаканы;
  • аксессуары;
  • еда.

Основные товары бренда не считаются за мерч. Например, стаканы с логотипом Ikea — это не мерч, так как компания продает товары для дома. А стаканы с логотипом McDonald’s — это мерч фастфуд-корпорации. Исключение также составляют униформа сотрудников и упаковка товаров: как правило, на них тоже есть логотип, но это не мерч.

Мерч — довольно емкий термин, который не имеет аналогов в русском языке. Но несколько выражений схожи по значению:

  • товары с айдентикой бренда,
  • брендированная продукция,
  • сувенирная атрибутика компании,
  • фирменные или официальные товары.

В России популярность мерча растет последние пять лет. С одной стороны, больше компаний его производят, с другой — потребители все охотнее покупают подобные вещи. Согласно исследованию «Сбермаркетинга», в 2023 году компании увеличили расходы на брендированную продукцию на 15%, а общая оценка рынка возросла с ₽40 млрд до ₽70 млрд. [1]

Количество запросов слова «мерч» растет в России последние пять лет (Фото: wordstat.yandex.ru)

История мерча

Концепция мерча появилась еще в XVIII веке. Первый президент США Джордж Вашингтон во время предвыборной кампании распространял значки и монеты со своим изображением, чтобы привлечь сторонников и набрать больше голосов. [2]

По-настоящему мерч стал популярен только в середине прошлого века, после скачка в массовом производстве. Компании начали добавлять логотипы на товары и использовать такую продукцию для корпоративных подарков. Уолт Дисней придумал размещать своих героев на детских товарах. [3]

Эту практику переняли музыканты. Большинство популярных исполнителей и групп выпускали собственный мерч. Например, в 1956 году продажи мерча Элвиса Пресли составили более $22 млн: фанаты покупали джинсы, браслеты и кеды с изображениями певца. [4]

Такая футболка с логотипом Rolling Stones появилась в 1970 году и до сих пор остается популярной (Фото: Amazon.com)

Зачем нужен мерч

Мерч может выполнять несколько функций, особенно четко попадают в цель хорошо продуманные товары с креативной идеей. Люди охотно покупают качественные вещи с интересными надписями или красивыми рисунками.

Тренды креативной экономики: какой будет отрасль в ближайшие годы
Социальная экономика 

1. Дополнительный доход

Популярный мерч приносит прибыль. Хоть это и не основной вид деятельности организации или публичной персоны, мерч может стать источником дохода.

Благотворительный фонд «Антон тут рядом» постоянно пополняет свою коллекцию мерча — продажи приносят ему 20% дохода (Фото: shop-antontutryadom.ru)

2. Поощрение аудитории

Мерч помогает повысить лояльность клиентов и покупателей. Если фирменные товары нравятся людям, они будут лучше относиться к бренду, даже к незнакомому.

К выходу фильма «Барби» производитель кукол Mattel разработал мерч с одеждой главных героев (Фото: creations.mattel.com)

3. HR-бренд

Мерч — способ подчеркнуть корпоративную культуру. Если работникам понравится брендированная продукция, они будут использовать ее и за пределами офиса. Для внешней аудитории подобный мерч — сигнал, что люди любят работать в этой компании.

В МТС есть беговое сообщество — компания выпустила бомберы и спортивные костюмы для его участников (Фото: МТС Банк)

4. Узнаваемость

Мерч работает, как наружная реклама — через него больше людей узнают о существовании компании или продукта. Чтобы удерживать внимание аудитории, некоторые компании выпускают коллекции мерча под инфоповод или сезонно.

РБК выпустил мерч в коллаборации со SlovoDna к Петербургскому международному экономическому форуму (Фото: kkaravaev.com)

Виды мерча

Виды мерча можно разделить по нескольким признакам. Например, по тому, для кого его выпускают:

  • публичной персоны: блогера, музыканта или политика;
  • компании: коммерческой, благотворительной или спортивного клуба;
  • персонажей: кино, книги или видеоигры.

Фирменные товары могут быть официальными и неофициальными. Например, футбольную форму с именем игрока продают не только спортивные клубы, а толстовки с рок-группой может выпускать фан-клуб.

Мерч также бывает разным в зависимости от сезона:

  • постоянный мерч,
  • периодический: коллекция, коллаборация или для события.

Холдинг VK выпустил мерч специально для летнего фестиваля VK Fest (Фото: vk.com)

Наконец, мерч может различаться по способу распространения. Кто-то выпускает его на продажу, кто-то — для сотрудников, кто-то — для розыгрышей и корпоративных подарков партнерам.

Что такое ребрендинг, когда и зачем он нужен
Экономика инноваций 

Как сделать свой мерч

Правильно сделанный мерч может оказаться выгодной маркетинговой инвестицией. Чтобы создать брендированные товары, которые понравятся покупателям, стоит тщательно продумать концепцию линейки.

1. Определите цель и аудиторию

Мерч используют для нескольких целей:

  • продвижения определенного продукта или услуги,
  • корпоративных подарков,
  • конкретного мероприятия.

После постановки цели можно будет определить аудиторию — будущих покупателей или получателей мерча.

2. Исследуйте рынок

Рынок мерча растет — существует много товаров и идей. Стоит изучить их, чтобы понять, что пользуется популярностью и нравится народу.

3. Создайте уникальное оформление

Важно придумать дизайн, который выделит компанию на фоне других. Внешний вид мерча во многом определяет успех. Можно использовать логотип бренда, фирменные цвета и другую айдентику.

Что такое айдентика и зачем она нужна: примеры и советы по разработке
Экономика инноваций 

4. Выберите тип продукции

При выборе стоит отталкиваться от вида деятельности компании и стоимости производства. Самый популярный вид мерча — футболки и худи, кепки, стикеры и ручки.

5. Найдите поставщика

Как правило, стоимость мерча выше стоимости обычных вещей без логотипа. Но бренд старается компенсировать цену высоким качеством. Поэтому важно найти поставщика, который сможет создать мерч с нужным дизайном и повысоким стандартам.

6. Создайте маркетинговую стратегию

Важно проработать полноценную кампанию по продаже мерча. Это типичная маркетинговая стратегия: в ней прописаны продвижение через социальные сети, рекламу, партнерства и другими способами.

7. Закажите пробные образцы

Начать производство мерча стоит с пробной партии или одного образца. Это поможет убедиться, что качество и дизайн соответствуют ожиданиям.

Читайте также:

Культурные тренды Как это устроено
Главное