Как обучение помогает справиться с тревожностью
Об авторе: Марина Евстратова, руководитель тренингового центра для преподавателей онлайн-школы Skyeng.
Несмотря на то что среди первых ассоциаций с учебой всплывают несданные зачеты и невыученные уроки, правильно выстроенный образовательный процесс может снизить нагрузку на психику человека. Изучаем, как устроен механизм стресса и как обучение помогает бороться с ним.
Как стресс влияет на организм
Стресс зарождается в коре мозга и передает сигнал в другие отделы, запускающие выработку гормонов. Выделяется адреналин и кортизол, учащается сердцебиение и запускается реакция «бей или беги». Такая мобилизация организма даже полезна, она помогает подготовиться к более серьезным опасностям. С этим видом стресса мы встречаемся, когда выступаем на публике, с кем-то соревнуемся. Он проходит, и мы снова ощущаем себя в норме.
Когда стрессовый период затягивается, тело постоянно находится в состоянии напряжения. Мы ничего не можем сделать, чтобы остановить выработку гормонов, но можем направить этот ресурс в положительное русло, выбрав новый вид деятельности и использовав для него высвобождающиеся ресурсы организма. В случае когда прогнозирование будущего затруднено, таким направлением деятельности может стать получение каких-то новых компетенций, которые повысят вашу ценность как специалиста.
Как обучение помогает бороться со стрессом
При стрессе психологи рекомендуют определить небольшой горизонт планирования с достижимыми целями. Нам нравится, когда мы можем контролировать ситуацию. В этом случае обучение с понятной траекторией может помочь восстановить внутреннее равновесие. В рамках образовательного процесса у человека есть модули, контрольные работы, рамки курса. Это помогает упорядочить жизнь и разбить ее на маленькие контролируемые шаги, которые помогают спасаться от стресса. Когда стресс слишком силен, человек теряет возможность рационально мыслить, действовать. Учеба, в свою очередь, накладывает внешние обязательства: у нее есть деление на блоки/модули/семестры, цели, четкие дедлайны. За счет того, что их выполнение находится в наших руках, это может помочь справиться с тревожностью из-за неопределенности.
Выстраивание микроцелей помогает вернуть себе чувство контроля. Задания позволят создать распорядок дня, сфокусироваться на самоорганизации. Прописывая себе необходимые для изучения дела, составляя чек-листы планов обучения, вы напоминаете своей психике, что вы не беспомощны.
В стрессовый период также важно, что в обучении присутствует «ситуация успеха», в которой обучающийся успешно справляется с чем-то для него новым. Она может заключаться в выполнении непростого упражнения, разработке проекта, верных ответах на вопросы теста. Хорошо, чтобы прогресс был виден самому обучающемуся. Например, в Skyeng для этого в личном кабинете ученика есть виртуальная полка с наградами, которые он получает различными способами, выполняя домашнее задание, изучая новые темы или хорошо позанимавшись с преподавателем. Такие небольшие победы важны в качестве подтверждения самим себе, что мы можем справляться с неизвестным.
Что делать, если сама учеба вгоняет вас в стресс
Стресс повышает тревожность из-за отсутствия у нас возможности влиять на конкретную ситуацию. Такая тревога тратит ресурсы организма впустую. В учебе есть своя тревожность — например, при подготовке к тестовому заданию. Но на этот вид тревоги мы можем повлиять, так как результаты учебы зависят напрямую от наших усилий. Обучение позволяет переключить стресс в другое русло. Это не позволит избавиться от него полностью, но даст возможность перенаправить и извлечь выгоду. Намного легче и полезнее беспокоиться о том, насколько качественно вы подготовились к уроку, чем переживать о том, чего не в силах изменить.
Ключевым шагом в обучении станет максимально конкретная формулировка ответа на вопрос: «Зачем я это изучаю?» Например: «Я учу английский язык, чтобы повысить свою профессиональную ценность. Если я смогу общаться с зарубежными деловыми партнерами компании, это поможет мне больше зарабатывать». Здесь на помощь приходит теоретический конструкт, который называется zone of proximal development. Он описывает взаимосвязь между учебными задачами и возрастными особенностями ребенка, обозначая, что нельзя ожидать от ребенка освоения того, что он в силу психоэмоциональных возрастных особенностей не сможет сделать самостоятельно или сможет только при помощи взрослых. Принципы, которые заложены в этот конструкт, хорошо распространяются и на классическое обучение взрослых: при обучении важно формировать точку А, в которой вы находитесь сейчас, и точку Б, куда вы стремитесь. При таком планировании важно разбивать этот путь на небольшие кусочки и не перескакивать через них. Потому что если игнорировать этот принцип, может сложиться ситуация, когда вы испытаете еще больший стресс.
Например, если при изучении языка начать смотреть сериалы или фильмы, которые не подходят вам по уровню, то вполне вероятен результат, когда вы ничего не поймете и расстроитесь, что учеба прошла впустую. А на самом деле просто разрыв между текущими навыками и необходимыми слишком велик и вам нужно скорректировать уровень сложности: научиться ходить, не пытаясь сразу бежать.
Потому при планировании каждой следующей учебной задачи следует брать задания, которые лишь немного сложнее, чем то, что вы сейчас умеете делать. Это нужно, чтобы расширять зону комфорта, но при этом не вгонять себя в стресс. Например, если читать книгу на английском, то на одной странице должно быть не более 5% незнакомых слов.
Не стоит учиться без конкретных целей, в надежде, что когда-то новые знания понадобятся. Лучше обратить внимание на те вещи, которые всегда пригодятся: изучение языков, овладение прикладными навыками. Обучение расширяет возможности и вероятные планы дальнейших действий.
Как соблюсти тонкий баланс
Стоит помнить, что учеба как средство снижения стресса может подойти не всем. В случае когда проблема весьма осязаема и близка нам, мы просто не сможем переключиться на другой вид деятельности, а потому обучение по эффективности будет равноценно прикладыванию подорожника к открытой ране. Поэтому стоит оценить сам стресс — связан ли он с текущими проблемами или неопределенностью в целом.
Чтобы не навредить себе, стоит сформировать практическое применение для полученных знаний. Это необязательно должны быть большие самостоятельные занятия, иногда достаточно просто использовать новые знания в работе или для удовольствия. Например, послушать песню и расслышать слова, которые раньше не понимали. Это формирует ежедневную рутину, которая успокаивает психику. Мы уверены, что каждую пятницу у нас урок, а по четвергам запланировано повторение пройденного материала. Чтобы не испытывать лишнего стресса, лучше не ставить себе задачу непременно применять новые знания каждый день. Лучше ориентироваться на свои возможности, но при этом искать удобные способы применить изученное.