HR и рынок труда, 28 дек 2022, 15:35

Спрос на аналитиков и психологов: что ждет рынок труда в HoReCa в 2023-м

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Разбираемся, как за год изменился наем в гостинично-ресторанном бизнесе и какие HR-тренды ждут рестораторов и отельеров в 2023-м

Об эксперте: Екатерина Стародубцева, карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment, эксперт по найму топ-менеджмента в HoReCa. Сертифицированный коуч по системе DISC, автор книг и курсов для HR.

2022 год перевернул рынок с ног на голову и заставил компании пересматривать все бизнес-процессы и адаптировать концепции под новые реалии. HoReCa — одна из тех отраслей, которые подверглись наибольшим изменениям в кризис, не только потеряв часть доходов, но и массу персонала, включая линейный и даже топовый. Сегодня бытует мнение, что в России, в гостинично-ресторанном бизнесе в частности, образовался «рынок работодателя». Однако это в корне неверно.

Что изменилось в HoReCa за год

Многие сегодня ошибочно считают, что кризис спровоцировал появление на рынке труда большого количества кандидатов на то же, а то и меньшее, число открытых позиций. Тем не менее, все обстоит иначе: квалифицированных специалистов всегда было немного, а сегодня их число сократилось еще больше. Особенно это касается топ-менеджмента. Рестораторы и отельеры по несколько месяцев ищут подходящего на должность кандидата. Это вынуждает их увеличивать зарплатные вилки, а также привлекать людей с помощью нематериальной мотивации и трансляции ценностей компании.

Вот что спровоцировало «кадровый голод» в HoReCa в 2022.

  1. Утечка мозгов. За этот год эмигрировало огромное количество квалифицированных специалистов. Это сильно повлияло на работу отелей и ресторанов, которые лишились не только бариста, барменов и официантов, но и топ-менеджеров. Отток кадров в Турцию, ОАЭ, Армению, Казахстан и т. д. спровоцировал серьезный дефицит на рынке труда. Более того, ресторанные холдинги стали открывать свои заведения на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, тем самым предоставляя эмигрировавшим профессионалам возможность для трудоустройства. В то же время, спрос на отдых в отечественных отелях и ресторанах среди россиян остается довольно высоким, когда с предложениями и квалифицированным персоналом на рынке есть серьезные трудности.
  2. Изменились требования к сотрудникам. Кризис вынуждает работодателей подбирать специалистов с определенными soft и hard навыками. Сегодня наиболее ценными на рынке труда являются кадры-универсалы, умеющие в период нестабильности не просто удерживать показатели, но и увеличивать их. Это те люди, которые легко адаптируются под новые условия, не боятся конкурентной среды, а также обладают хорошими навыками коммуникации как внутри команды, так и вовне. На рынке таких сотрудников сегодня — меньшинство, и рекрутерам приходится за них бороться.
  3. Непрестижная отрасль. Еще в начале 2022 эксперты говорили о нехватке сотрудников в ресторанном бизнесе. В основном сюда приходят студенты и остаются, как правило, ненадолго, не успевая вырасти с начальной позиции. К сожалению, работа в гостинично-ресторанном бизнесе не считается интересной и перспективной для россиян. Сегодня молодые люди куда чаще выбирают карьеру в более современных и высокооплачиваемых отраслях, например, IT. Такое отношение к сфере всегда создавало большую текучку и негативно сказывалось на бизнес-процессах, а сегодня стало усугубляющим фактором.

Рынок труда в 2023 году: как компании справились с HR-вызовами
Экономика образования 

Какие HR-тренды ждут отрасль в 2023

Гостинично-ресторанный бизнес — очень подвижная отрасль, которая быстро реагирует на изменения рынка. В зависимости от экономической и социально-политической повестки рестораторам и отельерам приходится менять подход ко всем бизнес-процессам. Это касается и найма: изменяются условия трудоустройства, требования к кандидатам. Так каких вызовов и тенденций ждать в HoReCa?

Демографический кризис 2.0

О том, что население страны не растет, а сокращается, говорят постоянно. Еще в 90-е годы на фоне экономического кризиса в России начала формироваться «демографическая яма». И выровнялась она только к 2020 году. Сегодня, учитывая нестабильную не только экономическую, но и социально-политическую обстановку, назревает новый демографический кризис. Рекрутеры ожидают, что кандидатов на рынке труда станет еще меньше, поскольку во взрослый возраст вступает малочисленное поколение.

Изменение профиля сотрудника

В конце сентября этого года начался огромный миграционный поток в ближайшее зарубежье. По нашим наблюдениям, число специалистов с тех пор на рынке сократилось, а работодатели решили изменить портрет идеального кандидата. Сейчас наибольшее предпочтение компании отдают девушкам, иностранным гражданам и мужчинам старше 55 лет. Эти требования особенно важны при подборе топ-менеджмента, чья текучка плохо сказывается на бизнес-процессах всей компании. Для HoReCa в связи с этим начинается абсолютно новый этап, когда почти все топовые должности будут занимать женщины, будь то бренд-шеф или операционный директор.

Спрос на аналитиков

Еще в первом полугодии 2022 с рынка ушли крупнейшие компании, которые занимались консалтингом и аналитикой. Deloitte, McKinsey, E&Y и пр. продали свой бизнес российским партнерам, при этом забрав все технологии.

Ресторанно-гостиничный бизнес постоянно прибегал к услугам этих корпораций для анализа закупок и обзора заработных плат. С их уходом перед рестораторами встал большой вопрос о том, на основании чего формировать бюджеты следующего года и где в дальнейшем брать аналитику.

Построить бизнес-стратегию на будущий год без данных невозможно, особенно в HoReCa, которая сложна с точки зрения операционной деятельности. В этих условиях активно формируется спрос на инхаус-специалистов, которые смогут качественно работать с информацией: агрегировать ее, систематизировать и анализировать.

Развитие космической экономики и Web 3.0: прогнозы аналитиков на 2023 год
Футурология 

Нехватка специалистов на производствах

Сегодня многие бренды, бывшие европейскими, национализируются. То же самое касается крупных пищевых производств. Продав предприятия российским бизнесменам, западные бренды забрали стандарты и нормы, по которым производились продукты питания. В связи с этим возникает острая потребность в разработке и внедрении собственных технологий и культуры производства. Поэтому в 2023 году будут крайне востребованы такие специалисты, как заведующие производств, инженеры-технологи, пекари и пр.

Ставка на HR

Большой отток специалистов из гостинично-ресторанного бизнеса, который усилился с введением частичной мобилизации, требует активной работы HR-отдела. Придется не только с большой тщательностью отбирать и привлекать лучших кандидатов, но и работать на их удержание. Поскольку с российского рынка ушли крупные управляющие компании, HR-отделы остались без стандартов подбора и обучения пёерсонала. Поэтому в HoReCa сегодня требуются сильные HR-директора и HR-бизнес-партнеры, которые способны сами создать актуальные стандарты работы, обучить сотрудников и адаптировать их к новым реалиям.

Немаловажным в этой связи является и построение HR-бренда компании. Как правило, он формируется из списка определенных преимуществ, например: возможности обучения и карьерного роста, социального пакета, отношений внутри коллектива, ценностей компании, а также авторитета самого бренда или его руководителя на рынке. Его наличие важно не только для привлечения новых специалистов, но и для вовлечения текущей команды.

Управление персоналом: кто такие HR-менеджеры и какие у них задачи
Экономика образования 

Работа с психоэмоциональной составляющей

2022 год оказался очень сложным не только для бизнеса, но и для каждого человека в отдельности. Кризис сказался на коммуникации между людьми, их продуктивности, умении работать внутри коллектива. Для того, чтобы поддержать сотрудников и повысить их вовлеченность, работодатели привлекают психологов и коучей.

Работа команды с психологом, рефлексия над чем-либо — действенный и давно известный метод. Например, в компаниях «большой четверки» всегда были штатные психологи, которые могли бы помочь сотрудникам справиться с эмоциональной нагрузкой.

Иногда найм специалиста в штат не очень удобен компании. В качестве альтернативы можно организовать регулярные командные сессии, например, раз в две недели или месяц. В рамках таких встреч с психологом или коучем люди могут не только поделиться своими впечатлениями от работы, но и немного расслабиться.

Ситуация на рынке труда сегодня складывается вовсе не в пользу работодателя. Будущее бизнеса в HoReCa будет определять целый ряд факторов, часть из которых напрямую зависит от работы рекрутеров и отношения компании к человеческим ресурсам. В 2023 году брендам придется много работать над имиджем и прибегать ко всем доступным инструментам, чтобы выделиться на фоне конкурентов. А знание тенденций и трендов рынка труда, в свою очередь, позволит наиболее грамотно построить стратегию на будущий год и сократить количество возможных рисков при формировании команды.

HR и рынок труда HR в инновациях Культурные тренды
Главное