Красный, синий, желтый или зеленый — каким будет рынок труда в 2030 году
Силы, формирующие будущее
В мае 2022 года международная сеть компаний по консалтингу и аудиту PwC (в России с апреля носит название «Технологии доверия») опубликовала результаты глобального опроса «надежд и опасений сотрудников» — его респондентами стали 52 тыс. человек из 44 стран. Выяснилось, что 30% опрошенных обеспокоены тем, что в ближайшие три года их рабочие места заменят «умные» технологии. При этом 39% серьезно переживают из-за недостаточности обучения цифровым навыкам на рабочем месте. Интересно, что в исследовании PwC от 2017 года автоматизации боялись 37% респондентов, 74% были готовы осваивать новые навыки, чтобы оставаться востребованными, а 60% и вовсе думали, что в будущем «немногие будут иметь стабильную работу в течение долгого времени». В этом исследовании пятилетней давности специалисты выделяют четыре основных сценария: красный, желтый, синий и зеленый. Мы возвращаемся к ним сейчас, чтобы проверить — насколько мир приблизился к их реализации и к какому цвету человечество тяготеет сегодня.
Каждый сценарий соответствует одной или нескольким «мегатенденциям», появившимся задолго до выпуска отчета — само исследование стартовало в 2007 году. Его проводили эксперты PwC совместно с Институтом науки и цивилизации Джеймса Мартина в бизнес-школе Оксфорда. Тогда они опросили 10 тыс. человек из Китая, Индии, Германии, Великобритании и США, чтобы понять, как, по мнению людей, будет развиваться мир труда, какие навыки окажутся более востребованными и как это повлияет на перспективы трудоустройства. При этом исследователи подчеркивают: «мегатренды» создают контекст для будущего мира, но они не диктуют его форму или особенности в определенный момент времени. То, как люди реагируют на вызовы и возможности, которые несут эти «мегатенденции», определит будущую модель.
К «мегатрендам» эксперты PwC относят:
- технологические прорывы: стремительный прогресс в области технологических инноваций;
- демографические сдвиги: меняющиеся численность, распределение и возрастной состав населения мира;
- быструю урбанизацию: увеличение городского населения;
- изменения в глобальной экономической системе: смещение «мощностей» от развитых стран к развивающимся;
- изменение климата и нехватка ресурсов: истощение запасов ископаемого топлива, дефицит пресной воды, экстремальные погодные условия.
Четыре сценария заметно отличаются друг от друга, но в каждом значимую роль играет тренд на автоматизацию, искусственный интеллект и робототехнику. Эти вещи уже стали частью нашей повседневной жизни, от многого сейчас невозможно отказаться. Однако совершенствование технологий заставляет нас задаваться новыми вопросами: смогут ли роботы заменить людей или мы создадим мир, где человек и машины будут трудиться бок о бок? Нужно ли нам вообще работать? И каково наше место в автоматизированном мире?
Конечный исход предсказать трудно — на него влияют культура, история и локальные факторы развития конкретного региона. Силы, лежащие в основе этих сценариев, так или иначе будут менять общественное мнение и правительственную политику. Поэтому к своим моделям эксперты добавили «человеческую» динамику: каждая из них больше тяготеет к коллективизму или индивидуализму, интеграции или фрагментации.
Будет ли преобладать принцип «я прежде всего» или общества начнут работать вместе из чувства коллективной ответственности за окружающую среду, общественное благо и справедливость? Приведет ли развитие технологий к краху крупных компаний, открыв крошечным предприятиям доступ к огромному количеству ресурсов, которыми раньше могли пользоваться только большие организации? Или же крупные корпорации будут преобладать?
Эти четыре грани могут показаться довольно радикальными. Однако стоит понимать, что мир будущего скорее всего не окрасится только в синий или только желтый, он станет смешением всех цветов. В каждом регионе наметятся доминирующие оттенки и соответствующие им «мегатренды». Кроме того, будет отличаться и форма сферы труда — она станет результатом сложных, меняющихся и конкурирующих сил в каждой отдельной стране. При этом пять лет спустя описанные в исследовании сценарии уже не кажутся иллюзорным представлением будущего — «цвета» проявились и становятся ярче, причем для разных мест планеты действительно характерно преобладание своих «сил». Например, страны Скандинавии тяготеют к зеленому и желтому цветам, а Китай — к красному и синему.
Красный: мир инноваций
Новые продукты и бизнес-модели развиваются с молниеносной скоростью благодаря технологиям и большим данным — намного быстрее, чем могут контролировать регулирующие органы. Организации и отдельные лица стремятся дать потребителям то, что они хотят, и уделяют большое внимание работе над персонализацией продуктов. Цифровые платформы приносят огромные охваты и влияние тем, у кого есть выигрышные идеи. Процветают специалисты с нишевыми и актуальными навыками, а люди с невостребованными способностями остаются в стороне.
Чтобы найти таланты, крупные организации прибегают к помощи искусственного интеллекта. Получается, в профессии HR больше нет необходимости. В приоритете — качественное коммерческое обучение, конкретные навыки и опыт ценятся больше, чем разностороннее высшее образование. Изучать одно направление в течение четырех или шести лет кажется безумием — важнее всего вовремя замечать новые разработки в своей сфере и обучаться им. Больше всего зарабатывают люди с самыми востребованными навыками.
Многие специалисты не прикреплены к конкретным компаниям, часто переезжают и работают на аутсорсе в разных фирмах до тех пор, пока те существуют. Организации становятся гибкими, благодаря технологиям развиваются трансграничные «социальные пузыри» единомышленников, позволяющие предпринимателям выходить за пределы своих предприятий и удаленно работать над инновациями. Стартапы быстро взлетают, развиваются и довольно быстро заканчивают существование — далее они трансформируются в новые идеи и уступают место более актуальным компаниям. Однако в мире, где инновации опережают правовое регулирование, риски высоки. Бизнес-модель, которая сегодня кажется выигрышной, завтра может обернуться судебным разбирательством.
Синий: мир капитализма и корпораций
Некоторые корпорации разрастаются до таких масштабов и оказывают такое влияние на государственную систему, что становятся более могущественными, чем национальные экономики. Эти организации воспринимают свой размер и влияние как способ избавиться от жесткой конкуренции со стороны коллег и агрессивных новичков. Это мир, в котором индивидуальные предпочтения берут верх над социальной ответственностью.
Разрыв между богатыми и бедными настолько велик, что существуют лишь два полярных варианта — либо работа высокооплачиваемая, либо ее нет вообще. Автоматизация и искусственный интеллект широко распространены, но люди по-прежнему важны. Физические и умственные способности человека достигают своего пика благодаря наработкам в сфере медицины — наряду с технологическими инновациями производительность на рабочих местах доводится до максимума. Причем она измеряется регулярно: датчики и приборы снимают данные. Это позволяет создать новое поколение элитных «суперработников». Больше всего ценятся исключительные таланты, высокоэффективным сотрудникам предлагают хорошие вознаграждения, однако цена — доступ компании к личным данным человека. Способных начинают искать с детства — корпорации налаживают связи со школами, чтобы первыми заполучить потенциальных гениев.
Желтый: мир социальных и общественных предприятий
Здесь доминирует социальное благо, предприятия с «душой» и ремесленники. В этом мире работники и компании ищут смысл в том, что они делают. Стремление к справедливости в распределении богатств, ресурсов и привилегий определяет политику власти. Так увеличивается государственное вмешательство в частную личную жизнь. Люди становятся гибкими и самостоятельными. Они чувствуют себя реализовавшимися, трудясь в организациях с сильной социальной и этической репутацией.
В желтом мире традиционные взаимоотношения между работником и работодателем остались в прошлом: сотрудники преданы не конкретной компании, а персонам и бизнесу со схожими ценностями, интересами, целями и навыками. Единомышленники находят друг друга с помощью цифровых платформ. При этом сотрудничество и работа в коллективе — основные связующие, дающие людям чувство идентичности и принадлежности к определенной профессии. График гибкий, грань между работой и домом стирается.
В желтом мире возникают рабочие гильдии, подобные ремесленным ассоциациям и торговым братствам Средневековья. Такие «профсоюзы» защищают и поддерживают независимых работников, часто предлагают обучение и другие льготы, которые традиционно предоставлялись работодателями.
Технологии снизили барьер для выхода компаний на мировой рынок и предоставили доступ к краудфандинговому капиталу. Так у малого бизнеса получается конкурировать с крупными предприятиями. Однако в обществе существует конфликт по поводу автоматизации: технологический прогресс влияет на людей, их навыки устаревают, и работники оказываются невостребованными. Растет недовольство, отдельным группам кажется, что политики таким образом потакают «элите». Но в целом общество не хочет отказываться от технологий, ведь они востребованы на опасных и вредных производствах и на тех работах, которые не может выполнять человек.
Зеленый: мир заботы об окружающей среде и людях
Зеленый мир отличается от других концепций сильным социальным сознанием, чувством ответственности за окружающую среду, вниманием к разнообразию и правам человека, а также признанием того, что влияние бизнеса выходит далеко за рамки финансового. В центре коммерческих стратегий — социально-экологические цели. Организации ведут себя этично по отношению к своим сотрудникам и обществу в целом, ведь корпоративная ответственность необходима для существования бизнеса.
Людей привлекает возможность трудиться в компании, которой они восхищаются и ценности которой совпадают с их собственными. Однако за способных специалистов по-прежнему идет борьба, пакеты стимулов для привлечения и удержания талантов становятся более изобретательными: например, сюда входит оплачиваемый отпуск для работы в благотворительных и социальных проектах. Возвращается идея «работы на всю жизнь». Взамен на справедливое отношение работодатель ожидает, что сотрудник будет разделять ценности компании не только в офисе, но и в повседневной жизни. При этом производительность оценивают по широкому спектру показателей, в том числе — насколько эффективно сотрудники управляют своими личными и рабочими поездками, а также материальными благами и средствами. Благодаря технологиям общество сохраняет остатки ресурсов Земли и сокращает ущерб окружающей среде.
Куда мы идем
Согласно исследованию компании Zippia (американский аналог HeadHunter) от 2022 года, автоматизация труда может привести к сокращению 73 млн рабочих мест в США к 2030-му — это соответствует 46% рабочих мест, существующих сегодня. В первую очередь под «прицел» попадают профессии, связанные с монотонным выполнением одних и тех же действий. Есть разные оценки и настроения по поводу повсеместного внедрения искусственного интеллекта. С одной стороны, многие профессии действительно могут оказаться невостребованными, с другой — машины смогут «усилить» людей, взяв на себя часть рутинных задач. Таким образом, человек посвятит больше времени высокоуровневому мышлению, творчеству и принятию сложных решений.
Конечно, это не последний прогноз будущего рынка труда, ведь современный мир меняется очень быстро. Изменения способны удивлять, ставить в тупик и даже больно ломать привычный жизненный уклад, что стало особенно заметно в последние годы. Однако подобные аналитические работы помогают выделить глобальные тренды, вокруг которых наш мир строится сегодня. Это может подтолкнуть к полезным размышлениям о возможных сценариях собственного развития, ведь если мы сами не позаботимся о своем будущем — за нас это сделают другие. Отправная точка каждого конкретного человека тоже имеет значение — не всем придется прибегнуть к радикальным изменениям и смене профессии из-за растущих мощностей искусственного интеллекта и «наплыва» роботов. И, возможно, интересное и нужное завтрашнему миру профессиональное направление находится в нескольких шагах от текущего вида деятельности.
Также стоит помнить, что будущее — больше не фиксированный пункт назначения. Сидеть сложа руки, выбрав один вектор раз и навсегда, теперь не считается выигрышной стратегией. Современный мир все чаще диктует необходимость распознавать многочисленные и развивающиеся сценарии, делать «ставки» и «ходы» без опоры на стабильность, частично или полностью менять свою жизнь — чтобы не только продвигаться вперед, но и оставаться на месте. А потому необходимо планировать динамичное будущее и принимать во внимание следующий факт: единственное, что в жизни остается неизменным — это постоянные изменения.
1 декабря РБК проведет форум «Новая экономика». Среди основных тем мероприятия — новые векторы развития отечественного бизнеса, инвестиционные проекты в сфере импортозамещения, меры поддержки и кадровый вопрос.