HR и рынок труда, 03 ноя 2022, 12:30

5 «гуманитарных» профессий, востребованных в IT

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Через пару лет большинство IT-продуктов будут создавать неайтишники. Рассказываем, какие специалисты без навыков программирования уже сейчас востребованы в сфере высоких технологий

Правильно ли делить людей на «гуманитариев» и «технарей»

Существует миф, что склонность человека к гуманитарным или техническим наукам определяет то, какое полушарие мозга у него доминирующее. Якобы правое отвечает за творчество, а левое — за логику. Однако, как показывает исследование ученых из Университета Юты, это не соответствует действительности. Они проанализировали больше 1000 человек и не нашли связи между их когнитивным стилем и латерализацией — асимметрией в активности разных половин мозга.

О том, что любой может равно преуспеть как в условно творческих, так и в технических профессиях говорит и реальный опыт. Подтверждающие истории, например, можно найти среди IT-сотрудников цифрового подразделения «Сибура». Бывший дизайнер сейчас возглавляет отдел разработки цифровых продуктов компании, экс-педагог занимается программными интерфейсами, а некогда специалист по привлечению инвестиций стал архитектором данных.

Междисциплинарный подход — тренд будущего

Информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни, и уже трудно встретить компанию, где нет технических специалистов. Об этом свидетельствует рейтинг лучших работодателей для начинающих айтишников Best Company Award 2021. В топ-50 вошли корпорации из самых разных отраслей — от промышленности, госслужбы и консалтинга до логистики, FMCG и ритейла.

Рейтинг работодателей среди студентов и недавних выпускников IT-специальностей из топ-33 российских вузов (Фото: Changellenge Best Company Award 2021)

Междисциплинарный подход становится трендом будущего. На стыке разных профессиональных областей появляются новые специальности. Научите выпускника журфака анализировать данные, и получится дата-журналист, который работает с Big Data и пишет тексты. Дайте полицейскому освоить программирование, и он станет киберследователем, выявляющим хакеров и интернет-мошенников.

«Теперь цифровой бизнес рассматривается руководителями как командный вид спорта и больше не является исключительной прерогативой ИТ-отдела», — вице-президент Gartner по исследованиям Раджеш Кандасвами.

Gartner прогнозирует, что уже через два года 80% IT-продуктов будут создавать без участия айтишников. Этому способствует вызванная кризисом COVID-19 ситуация на рынке труда, которая привлекает в индустрию непрофессионалов. Кроме того, уже сейчас разрабатывают искусственный интеллект, способный писать код лучше рядового программиста. Также все большую популярность набирают платформы no-code, конструкторы, позволяющие создавать IT-сервисы без написания кода.

Жизнь без программистов: что такое nocode-подход и кому он нужен
Экономика образования 

5 профессий в IT, которые подойдут непрограммистам

Студентам и школьникам, чтобы быть востребованными в будущем, желательно уже сейчас начинать осваивать навыки из смежных областей. Эти знания помогут лучше понимать других специалистов, а T-shaped скиллсет позволит обойти конкурентов на рынке труда. Но если вы уже состоялись как профессионал, для вас тоже найдется место в индустрии IT, где многие позиции не требуют навыков работы с кодом.

Менеджер продукта

Менеджер продукта, или Product Manager, — это своего рода визионер. В компаниях такие специалисты запускают и контролируют работу и развитие продуктов. Стратег, аналитик и руководитель, этот человек должен связывать тренды рынка, экономику проекта и возможности команды. Например, если компания решила выпустить свое приложение, ей не обойтись без продакт-менеджера. Он либо перепоручит кому-то, либо сам проведет исследование аудитории и рынка, а также рассчитает экономические показатели — затраты и прибыль. Затем ему предстоит ставить задачи разработчикам, дизайнерам и другим специалистам. Когда приложение будет близко к запуску, нужно будет проводить тестирования, а после — постоянно улучшать сервис.

Чтобы попасть в профессию, необходимо обладать предпринимательским мышлением. Она подойдет людям с опытом в управлении командами и знанием того, как устроены процессы в бизнесе. Уметь программировать не нужно, но вам предстоит много общаться с разработчиками. Чтобы устроиться на работу, лучше пройти дополнительные курсы. На старте такие специалисты получают ₽70–100 тыс., а на высоких позициях могут зарабатывать и по ₽600–700 тыс.

Проектный менеджер

Основная задача такого менеджера — следить, чтобы проект оставался в рамках тройственного ограничения. Это означает, что на всем протяжении работы соблюдаются нужные сроки, бюджеты и функции. Менеджер проекта — это связующее звено между стейкхолдерами и исполнителями. Ему нужно уметь планировать и управлять задачами. Если компания делает проект по автоматизации внутренних процессов для сторонней организации, такой специалист потребуется на всех этапах. Ему нужно будет собрать информацию от клиентов, а затем поставить задачи команде и распланировать бюджет и сроки. Коммуникация с заказчиком и исполнителями будет занимать основную часть работы. Стать менеджером проекта смогут люди самых разных бизнес-специальностей. Развить дополнительные навыки можно на программах переобучения, а на стажировки часто берут людей без опыта. Зарплата начинающего специалиста по проектному менеджменту составляет ₽50–60 тыс., а на более поздних этапах доходит до ₽350 тыс.

Управление проектами – что это и как научиться
Экономика образования 

IT-копирайтер

Это человек, который умеет писать тексты о технологиях. IT-корпорациям такие люди нужны, чтобы выстраивать внешние коммуникации с аудиторией. Копирайтер погружается в тематику и много общается с профильными специалистами внутри компании, чтобы грамотно рассказывать о ее продуктах и процессах. Например, копирайтер в IT может вести блог или социальные сети бизнеса — привлекать новых клиентов, рассказывая о продуктах и деятельности корпорации. Если запускается новый проект, этот специалист отправится к тем, кто его разрабатывал, выяснит все детали, а потом опишет все понятным языком для широкого круга читателей. IT-копирайтинг доступен умеющим писать людям, готовым разобраться в теме высоких технологий. Вам пригодится критическое мышление, навыки интервьюирования и желание постоянно развивать насмотренность. Можно начать с работы на биржах фриланса, а затем попробовать отправить резюме в компании. В среднем такие специалисты зарабатывают от ₽50 тыс. до ₽300 тыс., в зависимости от опыта.

Маркетолог

Такие сотрудники занимаются продвижением продуктов. Им нужно уметь работать с рекламными кабинетами, планировать и настраивать таргетинг, контекстный и email-маркетинг. Также им необходимо анализировать свою работу и понимать, как работают разные каналы и оптимизировать их. Если компания выпускает новый сервис, маркетологу нужно найти подходящую аудиторию, настроить под нее рекламу и выбрать подходящие каналы — например, почтовые рассылки или социальные сети. Он продумает кампанию и будет взаимодействовать с копирайтерами и дизайнерами для создания продающего контента. Кроме того, его задача — работать со старыми пользователями, постоянно подогревая их интерес к существующим продуктам.

Маркетологи могут перейти в IT из самых разных отраслей. Главное — знать нужные инструменты. Заработок составит от ₽50 тыс. до ₽300 тыс.

Кто такой маркетолог и почему эта профессия так востребована
Экономика образования 

PR-менеджер

Еще одна профессия, связанная с рекламой, которая востребована в IT-компаниях. Если маркетолог работает с аудиторией напрямую, посылая ей продающие сообщения по разным каналам, PR-менеджер действует опосредованно. Он работает над имиджем корпорации и ее репутацией.

Например, PR-менеджер общается с профильными СМИ, блогерами и звездами, которые могут повлиять на нужную аудиторию. Он договаривается с ними о публикациях или обзорах на продукты и деятельность бизнеса, выставляя ее в позитивном свете. Также этот специалист может придумывать разные PR-активации — от участия представителей компании на разных выставках и конференциях до разработки мерча. Как и в IT-маркетинг, в PR-менеджмент могут прийти специалисты, ранее занимавшиеся связями с общественностью в других сферах. Однако здесь понадобится широкая насмотренность — знание конкретных изданий, инфлюэнсеров и мероприятий, которые подойдут для развития имиджа компании. Зарплата PR-менеджера в IT на старте будет около ₽60 тыс., но со временем эта цифра может вырасти до ₽150–220 тыс.

HR и рынок труда Профессии будущего Программирование
Главное